Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:56, реферат
Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Это позволяет отличать сферу обслуживания от непроизводственной сферы и сферы услуг. При этом характер выполняемой функции обусловливает круг отраслей, относящихся к сфере обслуживания, и роль этой сферы в народном хозяйстве.
Введение
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА
1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии
1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней развития сервиса
1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания
2. Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения
2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания
Заключение
Список литературы
В период перехода от социализма к коммунизму миграции, сохраняя свою экономическую функцию соединения рабочей силы со средствами производства, все больше начинают выполнять и социальную функцию - способствовать расширению кругозора людей, более полному проявлению такой черты человеческой личности, как самовыражение, самоутверждение. Наложение экономической и социальной функции миграции населения друг на друга существенно усложняет процесс познания механизма миграции, и особенно механизма регулирования миграционных процессов.
Как удачно подметил В. В. Покшишевский, в основе миграционных процессов лежит «перепад уровней жизнеощущения». В процессе общественного развития такие перепады существуют объективно, являясь отражением диалектических противоречий, постоянно возникающих в народном хозяйстве страны в целом и отдельных регионах. От того, насколько познаны эти перепады и насколько они учитываются в народнохозяйственном планировании, зависит степень соответствия миграционных потоков населения современному и перспективному размещению рабочих мест. В свою очередь при размещении новых рабочих мест должны учитываться реально возможные масштабы миграции населения в те или иные районы и пункты. Для определения таких масштабов важное значение имеет анализ роли сферы обслуживания в формировании миграции населения.
Как известно, миграция населения представляет собой очень сложное явление, отдельные составные части которого по-разному взаимодействуют со сферой обслуживания.
В настоящее время принято различать стационарную, сезонную и маятниковую, или челночную, миграции. Стационарная миграция связана со сменой постоянного места жительства; при сезонной миграции место жительства меняется лишь на какой-то период года, тогда как при маятниковой миграции (проезд на работу и обратно) смены места жительства не происходит.
В свою очередь по признаку дальности миграции и характеру пересекаемых административных границ внутригосударственные миграции могут быть межселенными, внутриобластными, межобластными, межреспубликанскими.
Для понимания механизма взаимодействия сферы обслуживания и миграции населения важное значение имеет учет форм миграции - плановой (организованной) и самодеятельной (неорганизованной), а также фаз миграции (формирование потока мигрантов, переезд мигрантов и закрепление мигрантов в районах вселения).
Рассмотрим воздействие сферы обслуживания на отдельные виды, формы и фазы миграций, не упуская из виду тесных внутренних взаимосвязей между ними.
Из всех видов и форм миграций только для неорганизованной сезонной миграции работников, временно выезжающих из южных районов в более северные районы на заработки, сфера обслуживания не имеет сколько-нибудь существенного значения. В то же время для успешного обеспечения такой формы сезонной миграции, как отправка студенческих строительных отрядов, крайне важно создать нормальный уровень обслуживания. Особенно велика роль сервиса для обеспечения такой общественно необходимой формы сезонной миграции, как поездки отпускников в районы и пункты массового санаторно-курортного и туристского отдыха.
Таким образом, успешное регулирование сезонной миграции во многом связано с развитием сферы обслуживания, особенно если миграция связана с удовлетворением потребностей людей в отдыхе и лечении. При этом важную роль играет именно территориальный, географический аспект регулирующей роли сферы обслуживания. Если в районах рекреационного обслуживания сфера услуг в потенциально возможных пунктах концентрации населения развита примерно одинаково, то и отдыхающие между этими пунктами распределяются примерно пропорционально «емкости» пунктов. Если же среда обслуживания развита неравномерно, то происходит наплыв отдыхающих в те пункты, где существенно выше уровень торгового и бытового обслуживания со всеми отрицательными последствиями, возникающими в переполненных отдыхающими курортных поселках, дачных местностях и т. д.
Важное значение имеет организация сферы обслуживания для более равномерного распределения отдыхающих между сложившимися зонами массового отдыха и вновь формирующимися. При этом речь должна идти о создании не только самих учреждений отдыха - санаториев, пансионатов, турбаз и т. п., но и целого комплекса культурно-бытового и транспортного обслуживания. Подробнее это будет рассмотрено в последней главе.
Весьма своеобразное взаимодействие наблюдается между сферой обслуживания и маятниковой миграцией. В основе маятниковой миграции из пригородной зоны в города до последнего времени лежали трудовые поездки на работу, а удовлетворение потребностей в культурно-бытовых услугах имело подчиненный характер. В этих условиях для нормального функционирования городского хозяйственного комплекса, в том числе и самой сферы обслуживания, в значительной мере использующей маятниковых мигрантов, требовалось в первую очередь развитие пригородного транспорта.
На современном этапе все большее значение приобретают культурно-бытовые поездки населения в города, что ставит новые проблемы перед развитием в них сферы обслуживания. Наряду с пригородным транспортом общего пользования все большее распространение получает индивидуальный транспорт, расширяющий подвижность приезжающих в город. До сих пор эффективность маятниковой миграции по культурно-бытовым связям оценивалась с точки зрения затрат на организацию сферы обслуживания в крупных и мелких ее учреждениях. Но теперь ситуация меняется.
При современных масштабах маятниковой миграции возникают столь существенные «пики» нагрузок на железных и автомобильных дорогах, что есть основания усматривать в существующих перебоях на транспорте при перевозке народнохозяйственных грузов значительную долю ее «вины». Наряду с транспортными последствиями при оценке эффективности маятниковой миграции важно учитывать и экологические последствия, возникающие в городах в связи с «автомобилизацией» маятникового мигранта. Все это требует пересмотра существующих подходов к проблемам внутрирайонного размещения материального производства и сферы обслуживания.
Рассмотрим взаимодействие сферы обслуживания со стационарной миграцией, включающей в себя миграцию из села в город, из села в село, из города в город и из города в село.
При анализе взаимодействия развития сферы обслуживания и миграции сельского населения необходимо учитывать тип сельского расселения, который может быть двух-, трех-, а фактически и четырехуровневым. Двухуровневый тип расселения - центр административного района и крупное сельское поселение - характерен для степных и отчасти лесостепных районов, крупных межгорных котловин. В настоящее время все эти населенные пункты уже имеют сравнительно высокий уровень культурно-бытового обслуживания и миграция из них по причине недостаточного уровня обслуживания незначительна.
Трех- и четырехуровневый типы расселения включают в себя центр административного района, центральные усадьбы колхозов и совхозов, периферийные поселки бригад, отделений и т. п. При этом периферийные поселения неоднородны: одни расположены ближе к центральной усадьбе, другие более удалены. Как правило, чем ближе поселение к центральной усадьбе, тем лучше условия обслуживания. Четырехуровневый тип расселения характерен для горных районов и районов лесной зоны, особенно после укрупнения колхозов и совхозов.
О том, насколько разнятся уровни обслуживания сельского населения при трехуровневом типе расселения, свидетельствуют исследования сибирских ученых.
Таблица. Доля сельского хозяйства, пользующаяся услугами различных учреждений в поселениях разного типа.
Учреждения сферы обслуживания | Типы сельских поселений | ||
Районный центр | Центральная усадьба | Периферийное поселение | |
Почта | 92,5 | 92,4 | 78,6 |
Аптека | 83,0 | 72,9 | 50,9 |
Больница | 86,5 | 71,2 | 43,6 |
Сберкасса | 79,5 | 56,2 | 48,3 |
Дом культуры | 90,6 | 55,4 | 47,4 |
Поликлиника | 84,2 | 59,2 | 36,4 |
Общественная баня | 84,2 | 38,3 | 20,7 |
Ателье ремонта и пошива одежды | 52,7
| 34,2
| 20,2
|
Парикмахерская | 69,1 | 32,4 | 10,6 |
Ателье ремонта обуви | 47,2 | 13,7 | 6,3 |
Стадион | 37,5 | 4,5 | 3,6 |
Как видно из таблицы, по большинству видов услуг показатели по центральным усадьбам в 1,5-2 раза уступают показателям по районным центрам, а показатели по периферийным поселениям в 1,5-2 раза уступают показателям по центральным усадьбам. Что же касается наиболее удаленных (глубинных периферийных) поселений, то там уровень обслуживания еще ниже, чем в среднем по всем периферийным поселениям.
В настоящее время характерен отток жителей прежде всего из глубинных населенных пунктов, что нередко влечет за собой ослабление в них производственных функций, а это в свою очередь усугубляет миграцию и ускоряет процесс самоликвидации мелких и мельчайших удаленных пунктов. Указанные процессы наблюдаются практически во всех союзных республиках, так как даже на Украине, в Прибалтийских республиках, Армении и Молдавии от 1 до 5% сельского населения проживает в зоне более чем 2-часовой доступности центров обслуживания. Согласно расчетам А. М. Лолы, в группу экономических районов и союзных республик с долей сельского населения, проживающего за пределами 2-часовой доступности центров обслуживания, входит не только Сибирь и Дальний Восток, но и Казахстан и Киргизия (свыше 60%).
Принципиально иные проблемы возникают в крупных сельских населенных пунктах среднеазиатских республик, в Азербайджане и Южном Казахстане с их высоким естественным приростом сельского населения. Если в целом по СССР численность сельского населения за 15 лет (с 1965 по 1980 г.) уменьшилась на 10,8 млн. человек, то в указанных регионах ситуация противоположная: здесь за 15 лет численность сельского населения увеличилась на 5,9 млн. человек. Если в среднем в СССР удельный вес сельского населения за эти годы снизился с 63 до 53%, или на 10 пунктов, то в Узбекистане - только на 6, а в Азербайджане - на 3 пункта. В Киргизии за 15 лет удельный вес сельского населения практически не изменился, а в Туркмении и Таджикистане доля сельского населения даже возросла.
В связи с общим сокращением прироста трудовых ресурсов в СССР и необходимостью рационального использования в общественном производстве подрастающего поколения в указанных регионах с высоким приростом сельского населения возникает принципиально иная проблема - повышение мобильности сельского населения, стимулирование его миграции в города «своей» республики и за ее пределы (особенно в Нечерноземную зону, в южные районы Сибири и Дальнего Востока).
В настоящее время одним из факторов повышения мобильности сельского населения южных районов для «своих» городов считается изменение жилищной политики, расширение в них сети дошкольных учреждений, школ, учреждении для внешкольной работы с детьми.
Выше речь шла о влиянии сферы обслуживания на миграцию сельского населения. Не менее актуально рассмотрение вопросов миграции городского населения. Известно, что 70-е годы характеризовались существенным оттоком населения с Урала, из южных районов Сибири, Северного Казахстана в южные районы страны. Так, только за 1966-1970 гг. РСФСР и Казахстан «потеряли» в обмене с другими республиками 936 тыс. человек, тогда как на Украине за эти же годы положительное сальдо миграции составило 346 тыс., а в Средней Азии - 440 тыс. человек. В результате специальных мер по улучшению условий жизни населения в районах Сибири, Дальнего Востока уже в 1970-1975 гг. было ликвидировано отрицательное сальдо миграции из Восточной Сибири, однако продолжался отток в Прибалтику, на Северный Кавказ. В то же время практически было сведено к нулю положительное сальдо миграции в Средней Азии. В настоящее время существенно сократился отток населения из Западной Сибири и Нечерноземной зоны РСФСР.
Анализ миграции городского населения с точки зрения его взаимодействия со сферой обслуживания позволяет считать, что здесь уровень обслуживания оказывает существенное влияние лишь на закрепление мигрантов, а следовательно, на общий объем миграции. Что же касается направлений миграции городского населения по схеме «город-город», то здесь большее значение имеют производственные, этнические и природные факторы.
Иное положение характерно для миграции городского населения в сельскую местность. Пока этот процесс проявляется в очень слабой степени и затрагивает наиболее экономически сильные хозяйства. Однако по мере «автомобилизации» городов, развития дорожного строительства и улучшения качества обслуживания сельского населения, а также по мере возрастания значимости в жизни людей такого фактора, как близость к природе, есть все основания ожидать увеличения масштабов переселения горожан в сельскую местность.
Таким образом, сфера обслуживания оказывает существенное влияние на миграцию населения, но на разные виды миграции это влияние различно. Оно определяет направления и интенсивность миграции из села в город и из города в село.
При межрегиональной миграции городского населения развитие сферы обслуживания влияет не столько на направления миграции, сколько на приживаемость новоселов и на общий объем миграции. Поскольку повышенный уровень миграции увеличивает общую текучесть кадров и связанные с нею потери рабочего времени, постольку экономическая эффективность капитальных вложений в сферу обслуживания того или иного района во многом определяется той экономией, которую обеспечивает сокращение текучести кадров на территориях взаимодействующих районов страны (районов выхода и районов вселения).
Информация о работе Факторы и условия территориальной организации сферы обслуживания