Факторы и условия территориальной организации сферы обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:56, реферат

Описание работы

Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Это позволяет отличать сферу обслуживания от непроизводственной сферы и сферы услуг. При этом характер выполняемой функции обусловливает круг отраслей, относящихся к сфере обслуживания, и роль этой сферы в народном хозяйстве.

Содержание

Введение

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии

1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней развития сервиса

1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания

2. Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения

2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.Реферат Факторы и условия территориальной организации сферы обслуживания.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

В период перехода от социализма к коммунизму мигра­ции, сохраняя свою экономическую функцию соединения рабочей силы со средствами производства, все больше на­чинают выполнять и социальную функцию - способство­вать расширению кругозора людей, более полному прояв­лению такой черты человеческой личности, как самовы­ражение, самоутверждение. Наложение экономической и социальной функции миграции населения друг на друга существенно усложняет процесс познания механизма миг­рации, и особенно механизма регулирования миграцион­ных процессов.

Как удачно подметил В. В. Покшишевский, в основе миграционных процессов лежит «перепад уровней жизне­ощущения». В процессе общественного развития такие перепады существуют объективно, являясь отражением диалектических противоречий, постоянно возникающих в народном хозяйстве страны в целом и отдельных регионах. От того, насколько познаны эти перепады и насколько они учитываются в народнохозяйственном планировании, за­висит степень соответствия миграционных потоков насе­ления современному и перспективному размещению рабо­чих мест. В свою очередь при размещении новых рабочих мест должны учитываться реально возможные масштабы миграции населения в те или иные районы и пункты. Для определения таких масштабов важное значение имеет анализ роли сферы обслуживания в формировании мигра­ции населения.

Как известно, миграция населения представляет собой очень сложное явление, отдельные составные части кото­рого по-разному взаимодействуют со сферой обслужива­ния.

В настоящее время принято различать стационарную, сезонную и маятниковую, или челночную, миграции. Ста­ционарная миграция связана со сменой постоянного места жительства; при сезонной миграции место жительства меняется лишь на какой-то период года, тогда как при маятниковой миграции (проезд на работу и обратно) сме­ны места жительства не происходит.

В свою очередь по признаку дальности миграции и характеру пересекаемых административных границ внут­ригосударственные миграции могут быть межселенными, внутриобластными, межобластными, межреспубликан­скими.

Для понимания механизма взаимодействия сферы об­служивания и миграции населения важное значение имеет учет форм миграции - плановой (организованной) и са­модеятельной (неорганизованной), а также фаз миграции (формирование потока мигрантов, переезд мигрантов и закрепление мигрантов в районах вселения).

Рассмотрим воздействие сферы обслуживания на от­дельные виды, формы и фазы миграций, не упуская из виду тесных внутренних взаимосвязей между ними.

Из всех видов и форм миграций только для неоргани­зованной сезонной миграции работников, временно выез­жающих из южных районов в более северные районы на заработки, сфера обслуживания не имеет сколько-нибудь существенного значения. В то же время для успешного обеспечения такой формы сезонной миграции, как отправ­ка студенческих строительных отрядов, крайне важно соз­дать нормальный уровень обслуживания. Особенно велика роль сервиса для обеспечения такой общественно необхо­димой формы сезонной миграции, как поездки отпускни­ков в районы и пункты массового санаторно-курортного и туристского отдыха.

Таким образом, успешное регулирование сезонной миг­рации во многом связано с развитием сферы обслужива­ния, особенно если миграция связана с удовлетворением потребностей людей в отдыхе и лечении. При этом важ­ную роль играет именно территориальный, географический аспект регулирующей роли сферы обслуживания. Если в районах рекреационного обслуживания сфера услуг в по­тенциально возможных пунктах концентрации населения развита примерно одинаково, то и отдыхающие между этими пунктами распределяются примерно пропорцио­нально «емкости» пунктов. Если же среда обслуживания развита неравномерно, то происходит наплыв отдыхающих в те пункты, где существенно выше уровень торгового и бытового обслуживания со всеми отрицательными послед­ствиями, возникающими в переполненных отдыхающими курортных поселках, дачных местностях и т. д.

Важное значение имеет организация сферы обслужи­вания для более равномерного распределения отдыхаю­щих между сложившимися зонами массового отдыха и вновь формирующимися. При этом речь должна идти о создании не только самих учреждений отдыха - санато­риев, пансионатов, турбаз и т. п., но и целого комплекса культурно-бытового и транспортного обслуживания. Под­робнее это будет рассмотрено в последней главе.

Весьма своеобразное взаимодействие наблюдается меж­ду сферой обслуживания и маятниковой миграцией. В основе маятниковой миграции из пригородной зоны в города до последнего времени лежали трудовые поездки на работу, а удовлетворение потребностей в культурно-бытовых услугах имело подчиненный характер. В этих условиях для нормального функционирования городского хозяйственного комплекса, в том числе и самой сферы обслуживания, в значительной мере использующей маят­никовых мигрантов, требовалось в первую очередь разви­тие пригородного транспорта.

На современном этапе все большее значение приобре­тают культурно-бытовые поездки населения в города, что ставит новые проблемы перед развитием в них сферы обслуживания. Наряду с пригородным транспортом обще­го пользования все большее распространение получает индивидуальный транспорт, расширяющий подвижность приезжающих в город. До сих пор эффективность маятни­ковой миграции по культурно-бытовым связям оценива­лась с точки зрения затрат на организацию сферы обслу­живания в крупных и мелких ее учреждениях. Но теперь ситуация меняется.

При современных масштабах маятниковой миграции возникают столь существенные «пики» нагрузок на желез­ных и автомобильных дорогах, что есть основания усмат­ривать в существующих перебоях на транспорте при пере­возке народнохозяйственных грузов значительную долю ее «вины». Наряду с транспортными последствиями при оценке эффективности маятниковой миграции важно учи­тывать и экологические последствия, возникающие в городах в связи с «автомобилизацией» маятникового миг­ранта. Все это требует пересмотра существующих подхо­дов к проблемам внутрирайонного размещения материаль­ного производства и сферы обслуживания.

Рассмотрим взаимодействие сферы обслуживания со стационарной миграцией, включающей в себя миграцию из села в город, из села в село, из города в город и из горо­да в село.

При анализе взаимодействия развития сферы обслужи­вания и миграции сельского населения необходимо учиты­вать тип сельского расселения, который может быть двух-, трех-, а фактически и четырехуровневым. Двухуровневый тип расселения - центр административного района и крупное сельское поселение - характерен для степных и отчасти лесостепных районов, крупных межгорных котло­вин. В настоящее время все эти населенные пункты уже имеют сравнительно высокий уровень культурно-бытового обслуживания и миграция из них по причине недостаточ­ного уровня обслуживания незначительна.

Трех- и четырехуровневый типы расселения включают в себя центр административного района, центральные усадьбы колхозов и совхозов, периферийные поселки бригад, отделений и т. п. При этом периферийные поселе­ния неоднородны: одни расположены ближе к централь­ной усадьбе, другие более удалены. Как правило, чем бли­же поселение к центральной усадьбе, тем лучше условия обслуживания. Четырехуровневый тип расселения харак­терен для горных районов и районов лесной зоны, особен­но после укрупнения колхозов и совхозов.

О том, насколько разнятся уровни обслуживания сель­ского населения при трехуровневом типе расселения, сви­детельствуют исследования сибирских ученых.

 

 

Таблица. Доля сельского хозяйства, пользующаяся услугами различных учреждений в поселениях разного типа.

Учреждения сферы обслуживания

Типы

сельских поселений

Районный центр

Центральная усадьба

Периферий­ное поселение

Почта

92,5

92,4

78,6

Аптека

83,0

72,9

50,9

Больница

86,5

71,2

43,6

Сберкасса

79,5

56,2

48,3

Дом культуры

90,6

55,4

47,4

Поликлиника

84,2

59,2

36,4

Общественная баня

84,2

38,3

20,7

Ателье  ремонта и пошива одежды

52,7

 

34,2

 

20,2

 

Парикмахерская

69,1

32,4

10,6

Ателье ремонта обуви

47,2

13,7

6,3

Стадион

37,5

4,5

3,6

 

Как видно из таблицы, по большинству видов услуг по­казатели по центральным усадьбам в 1,5-2 раза уступают показателям по районным центрам, а показатели по пери­ферийным поселениям в 1,5-2 раза уступают показате­лям по центральным усадьбам. Что же касается наиболее удаленных (глубинных периферийных) поселений, то там уровень обслуживания еще ниже, чем в среднем по всем периферийным поселениям.

В настоящее время характерен отток жителей прежде всего из глубинных населенных пунктов, что нередко вле­чет за собой ослабление в них производственных функ­ций, а это в свою очередь усугубляет миграцию и ускоряет процесс самоликвидации мелких и мельчайших удаленных пунктов. Указанные процессы наблюдаются практически во всех союзных республиках, так как даже на Украине, в Прибалтийских республиках, Армении и Молдавии от 1 до 5% сельского населения проживает в зоне более чем 2-часовой доступности центров обслуживания. Согласно расчетам А. М. Лолы, в группу экономических районов и союзных республик с долей сельского населения, прожи­вающего за пределами 2-часовой доступности центров обслуживания, входит не только Сибирь и Дальний Вос­ток, но и Казахстан и Киргизия (свыше 60%).

Принципиально иные проблемы возникают в крупных сельских населенных пунктах среднеазиатских республик, в Азербайджане и Южном Казахстане с их высоким есте­ственным приростом сельского населения. Если в целом по СССР численность сельского населения за 15 лет (с 1965 по 1980 г.) уменьшилась на 10,8 млн. человек, то в указанных регионах ситуация противоположная: здесь за 15 лет численность сельского населения увеличилась на 5,9 млн. человек. Если в среднем в СССР удельный вес сельского населения за эти годы снизился с 63 до 53%, или на 10 пунктов, то в Узбекистане - только на 6, а в Азербайджане - на 3 пункта. В Киргизии за 15 лет удельный вес сельского населения практически не изменился, а в Туркмении и Таджикистане доля сельского населения даже возросла.

В связи с общим сокращением прироста трудовых ре­сурсов в СССР и необходимостью рационального исполь­зования в общественном производстве подрастающего поколения в указанных регионах с высоким приростом сельского населения возникает принципиально иная про­блема - повышение мобильности сельского населения, стимулирование его миграции в города «своей» республи­ки и за ее пределы (особенно в Нечерноземную зону, в южные районы Сибири и Дальнего Востока).

В настоящее время одним из факторов повышения мобильности сельского населения южных районов для «своих» городов считается изменение жилищной полити­ки, расширение в них сети дошкольных учреждений, школ, учреждении для внешкольной работы с детьми.

Выше речь шла   о влиянии   сферы   обслуживания   на миграцию сельского населения. Не менее актуально рас­смотрение вопросов миграции городского населения.  Из­вестно, что  70-е годы   характеризовались   существенным оттоком населения с Урала, из южных районов Сибири, Северного   Казахстана    в   южные   районы   страны.   Так, только за 1966-1970 гг. РСФСР и Казахстан «потеряли» в обмене с другими республиками 936 тыс. человек, тогда как на Украине за эти же годы положительное сальдо миграции составило 346 тыс., а в Средней Азии - 440 тыс. человек. В результате специальных мер по улучшению условий жизни населения в районах Сибири,   Дальнего   Востока уже в 1970-1975 гг. было ликвидировано отрицательное сальдо миграции из Восточной Сибири, однако продолжал­ся отток в Прибалтику, на Северный Кавказ. В то же вре­мя практически было сведено к нулю положительное саль­до миграции в Средней Азии. В настоящее время суще­ственно сократился отток населения из Западной Сибири и Нечерноземной зоны РСФСР.

Анализ миграции городского населения с точки зрения его взаимодействия со сферой обслуживания позволяет считать, что здесь уровень обслуживания оказывает суще­ственное влияние лишь на закрепление мигрантов, а сле­довательно, на общий объем миграции. Что же касается направлений миграции городского населения по схеме «город-город», то здесь большее значение имеют произ­водственные, этнические и природные факторы.

Иное положение характерно для миграции городского населения в сельскую местность. Пока этот процесс про­является в очень слабой степени и затрагивает наиболее экономически сильные хозяйства. Однако по мере «авто­мобилизации» городов, развития дорожного строительства и улучшения качества обслуживания сельского населе­ния, а также по мере возрастания значимости в жизни людей такого фактора, как близость к природе, есть все основания ожидать увеличения масштабов переселения горожан в сельскую местность.

Таким образом, сфера обслуживания оказывает суще­ственное влияние на миграцию населения, но на разные виды миграции это влияние различно. Оно определяет направления и интенсивность миграции из села в город и из города в село.

При межрегиональной миграции городского населения развитие сферы обслуживания влияет не столько на на­правления миграции, сколько на приживаемость новоселов и на общий объем миграции. Поскольку повышенный уро­вень миграции увеличивает общую текучесть кадров и свя­занные с нею потери рабочего времени, постольку эконо­мическая эффективность капитальных вложений в сферу обслуживания того или иного района во многом определя­ется той экономией, которую обеспечивает сокращение текучести кадров на территориях взаимодействующих районов страны (районов выхода и районов вселения).

Информация о работе Факторы и условия территориальной организации сферы обслуживания