Таблица 5 – Уровень
образования в Китае
В результате,
именно среднее профессиональное и
высшее образование являются наименее
доступными для населения Китая.
Это связано не столько с тем,
что в данном случае приходится серьезно
готовиться к вступительным экзаменам,
сколько с отсутствием у большинства
граждан Китая средств на оплату
данного образования. В целом, ограниченность
финансовых средств для оплаты дальнейшего
образования и отсутствие равных
возможностей для получения образования
среди различных слоев населения
являются на сегодняшний день основными
проблемами для большинства населения
Китая в сфере образования. Такое
положение вещей связано с
другим кризисным явлением, а именно,
увеличением разрыва в образовательном
уровне. Подобные тенденции косвенно
ведут к росту социальной напряженности
и на фоне возрастающей бедности и
общего разрыва в доходах способны
стать определенного рода катализатором
общественного недовольства.
2.2
Проблема «старения»
населения и обострение
экологической проблемы
Политика
"планирования семьи" вызвала
еще одно явление в демографии
КНР: происходят изменения в
возрастной структуре. Увеличивается
доля взрослого и трудоспособного
населения. Резкое "постарение"
населения ожидается в предстоящие
40 лет. В конце 1996 года в Китае
было около 130 млн. человек в
возрасте 60 лет и старше - примерно
10% от общей численности населения.
Согласно оценке ООН, если количество
людей в возрасте 60 лет и старше
составляет свыше 10% от общей
численности населения, то данная
страна является "страной с
пожилым населением". Таким образом,
Китай входит в число подобных стран. В
течение следующих 40 лет количество пожилых
китайцев будет увеличиваться ежегодно
более чем на 3%,. К 2025 году оно составит
свыше 300 млн. человек, или более 20% от общей
численности населения. В 2035 году доля
пожилых людей поднимется до 27%, т.е. каждый
четвертый человек в стране будет пожилым.
Вместе с
увеличением доли пожилых людей
в общей численности населения
увеличивается и коэффициент
их иждивенческой нагрузки, что означает
и увеличение экономической нагрузки.
В 1988 году количество пенсионеров составляло
18 млн. Человек (14% от численности работающих),
а расходы на пенсии - 18 млрд. юаней.
В 2000 году пенсионеров стало 40 млн.,
или 17% от численности работающих. Таким
образом, расходы на них возросли
до 50 млрд. юаней. В промышленно развитых
городах старение население уже
сегодня является серьезной проблемой.
Например, в Шанхае в конце 1986 года
количество пенсионеров превышало
1,38 млн., что составляло около 28,3% от
работающих горожан. Сумма пенсий составляла
20% от общего фонда заработной платы.
Старение населения повлияет на распределение
и перераспределение национального
дохода, на экономическую систему
и ее развитие в целом. В 1984 году китайские
пенсионеры в среднем получали пенсию
в сумме 769 юаней ежемесячно. Эти
расходы в 5 раз больше, чем расходы
на детей в городах Китая. Также
изменяются пропорции между расходованием
и накоплением капитала. В Китае
в основном традиционная структура
семьи. На сегодняшний день только 4%
лиц в возрасте 60 лет и старше
живут отдельно. Со старением населения
семейная структура измениться: увеличится
количество отдельных семей пожилых
людей и семей типа 4:2:1, где 4 - люди
пожилых возрастов, 2 - трудоспособное
население, 1 - несовершеннолетние. Так
политика "одна семья - один ребенок;
породила своего рода демографический
капкан. Создалась ситуация, когда
максимальное социальное бремя должно
лечь на поколение, минимально для этого
подготовленное. «Сверхнормативная» рождаемость
характерна для отсталых в экономическом
отношении западных регионов страны.
Тем не менее, низкий (и даже отрицательный)
показатель рождаемости в городах
обострил проблему социального обеспечения,
вызванную ростом числа пожилого
населения, и вопрос содержания обоих
родителей единственным ребенком. Также
это связано с тем, что повзрослевшие
дети не хотят или не в состоянии
заботиться о своих отцах и
матерях. Этот параграф дает анализ того,
что с политикой контроля роста
населения происходят существенные
изменения в возрастной структуре.
Так называемая проблема старения населения
оказывает влияние на состояние
экономики Китая, в целом. И если
не подойти к этому вопросу
со всей серьезностью, это может
сильно обострить проблему социального
обеспечения.
Непрерывный
рост населения оказывает огромное
давление на окружающую среду.
Уже заметны признаки, которые
показывают, что сегодняшнее количество
жителей КНР приближается к
пределу. А в некоторых районах
страны даже превышает предел
"выносливости" экологической
системы. Вместе с увеличением
численности людей возрастают
и их суммарные потребности.
Чтобы уменьшить несоответствие
между потребностями человека
и их обеспечением окружающей
средой требуется новое усиленное
освоение природы. Результат предсказуем
- широкомасштабное разрушение экологии
и серьезное загрязнение окружающей
среды. Среди экологических бедствий
эрозия почв является самым
серьезным. На сегодняшний день
площадь земель Китая, подверженных
эрозией почв, составляет 1,6 млн.
км? или 1/6 общей площади страны.
Площадь земель, ежегодно превращающихся
в пустыни, составляет около
2100 км. Сокращение лесов, лугов, чрезмерная
добыча полезных ископаемых вызвали разрушение
экологической системы и стихийные бедствия,
которые ежегодно наносят прямой экономический
ущерб в размере 40-60 млрд. юаней. Это заметно
влияет на экономическое развитие и социальную
стабильность в стране. Загрязненность
окружающей среды усиливается с каждым
днем. Ее подразделяют на жизненное и производственное
загрязнение, а производственное еще разделяется
на индустриальное и сельскохозяйственное.
Возьмем, к примеру, индустриальное загрязнение.
После создания КНР ежегодно рождалось
15-20 млн. человек, увеличивалась численность
рабочей силы. Существующие тогда около
400 тыс. предприятий не могли обеспечить
работой массы новых граждан, и поэтому
в городах и деревнях появилось множество
новых предприятий. Их общее количество
достигло 1,5 млн. Эти предприятия, имеющие
обычно отсталые технологии и оборудование,
не в состоянии принять какие-либо меры
по охране окружающей среды. В стране 85%
промышленной сточной воды и 80% промышленных
отходов, а также большинство отработанного
газа прямо, без отчистки выпускается
в окружающую среду, что создает очень
серьезную ситуацию. В 1981 г. отработанные
газы содержали 42 млн. тонн разных ядовитых
и вредных веществ, сточные воды - 30,3 млрд.
тонн подобных веществ. Ежегодное количество
различных промышленных отходов составляет
около 430 млн. тонн. В целом за все годы
после создания КНР количество промышленных
отходов составило более 5 млрд. тонн, которые
занимают 400 км. Сегодняшняя ситуация в
Китае по загрязнению окружающей среды
крупными и средними предприятиями еще
не получила должной оценки, а загрязнение
малыми предприятиями продолжает увеличиваться15.
2.3
Обострение кризиса,
связанного с миграцией
и урбанизацией
В последнее
время в демографической области
возникла еще одна сложная
проблема, которая вызывает серьезное
беспокойство. Это огромная масса
мигрирующего населения. Как считают
в Китае, ее возникновение связано
с осуществлением в деревне
аграрной реформы. Переход на
систему семейной подрядной ответственности
высвободил значительное количество
крестьян. Большинство бывших земледельцев
устроилось на местные волостные
не поселковые предприятия, сеть
которых быстро развивается в
сельских районах, часть же
двинулась в города в поисках
работы на стройплощадках, промышленных
предприятиях, в сфере обслуживания.
Наплыв мигрантов оборачивается
большими хлопотами для городских
властей: усугубляется и без
того напряженное положение на
общественном транспорте, в здравоохранении.
Мобильное и поэтому трудно
поддающееся контролю мигрирующее
население затрудняет реализацию
демографической установки "одна
семья - семья, один ребенок".
Обследование, проведенное в ряде
городов, показало, что 70% женщин
из числа приезжих "не следует
государственной политике "планирования
семьи", имея по двое и более
детей. Местные власти принимают
меры, чтобы контролировать положение.
В ряде провинций муниципалитеты
требуют, чтобы перебирающиеся
в города местные крестьяне
предъявляли специальные "сертификаты
планирования семьи", удостоверяющие
их семейное положение и наличие
детей. Без таких документов
их не принимают на работу.
Миграция значительно осложняет
ускорившийся в последнее время
процесс урбанизации в КНР.
Проведение хозяйственной реформы
привело резкому увеличению числа
мигрантов, изменению характера
процессов урбанизации в стране.
Если за 27 лет, с 1949 по 1976 год,
численность городского населения
возросла на 106 млн. чел, то за
десятилетие реформы (1976-1986 гг.) она
увеличилась на 278 млн., с 163 до 441 млн. человек.
В последнее время заметно растет число
городов-миллионеров и других крупных
городов, в которых проживает подавляющее
большинство жителей, что характерно для
процесса урбанизации в Китае. Почти 79%
горожан проживает в городах с населением
более 500 тыс. человек, 48% - с населением
свыше 1 млн. человек. Доля малых и средних
городов с числом жителей 50-100 тыс. человек
невелика16. Крупные города все больше
сталкиваются с проблемой чрезмерной
скученности, нехватки источников энергии
и сырья, транспорта, недостатками системы
образования, вопросами занятости обеспечения
жильем, обострения экологической ситуации.
Именно поэтому одним из основных направлений
политики в области урбанизации было жесткое
ограничение чрезмерного роста крупных
городов. Плотность населения в крупнейших
городах КНР достигает 2,1 тыс. человек
на 1 кв. км в Пекине, 19,9 тыс. - в Шанхае. Население
неравномерно концентрируется и в границах
городской территории. При общей площади
Пекина 16 тыс. кв. км на 2% его территории
сосредоточено 45% жителей. Такая скученность
населения обостряет обеспеченность горожан
жильем и коммунальными услугами. В 1989
году на одного городского жителя приходилось
6,6 кв. м жилья, на одного сельского жителя
- 17,2 кв. м. В крупных городах обеспеченность
жильем гораздо хуже, чем в малых. Качество
жилых помещений в городах не отвечает
современным требованиям. Зимой дома отапливаются
очень плохо (в Пекине имеет центральное
отопление 10% жилого фонда). Для обогрева
квартир используются печи и небольшие
котельные, что усиливает загрязнение
воздушного бассейна городов. Вода в городах
плохого качества, ее недостаточно; более
150 городов страны остро страдают от постоянной
нехватки воды, ее не хватает как городскому
населению, так и промышленным предприятиям.
Размеры потребления воды в Пекине в 1949
году составляли 6,5 млн. т, а в 1978 году -
18,9 млн. т17. Рост числа городских
жителей на передний план выдвигает и
проблему городского транспорта, который
в течение многих лет почти не обновлялся;
используются в основном старые, изношенные
машины. Нагрузки на транспорт огромны
- в Пекине перевозится в среднем 10 млн.
пассажиров в день. Многие городские жители
из-за ужасной скученности и давки в общественном
транспорте предпочитают пользоваться
велосипедом. В Пекине с 1969 года работает
метро. Слабо контролируемые темпы урбанизации
способствуют росту преступности. Удельный
вес уголовных правонарушений, совершаемых
приезжими в крупных и средних городах
КНР, составляет уже около 40%, что вызывает
у властей закономерную тревогу. Центральные
власти приняли ряд законодательных актов,
предусматривающих жесткие ограничения
"дальнейшего разбухания городов-гигантов",
создание вокруг них населенных пунктов
с надлежащей инфраструктурой. Данная
глава имеет первостепенное значение
в моей курсовой работе, потому что современная
проблема миграции оказывает большое
влияние на инфраструктуру всего Китая
в целом. Из-за реформ в среде сельского
населения огромная масса населения мигрирует
из деревень в более крупные города. Это
в свою очередь создает проблемы здравоохранения,
занятости, и в принципе нарушает демографическую
политику КНР по установки однодетных
семей, что в свою очередь вызывает проблемы,
связанные с ростом населения. Эти проблемы
взаимосвязаны. В результате логично сделать
вывод о том, что сельскому населению Китая
остается либо оставаться на своем месте,
либо перебираться в крупные города, либо
мигрировать в дальние страны. Лакомым
кусочком среди китайских иммигрантов
является Российская Федерация.
Таблица 6 – миграционный
поток населения Китая
в Россию
3
Пути разрешения
демографических
проблем в Китае
3.1
Основное содержание,
эволюция, методы
проведения, и направления
демографической
политики руководства
страны
Имея
самое многочисленное население
в мире, КНР в течение всего
периода своего существования и, особенно
в последние десятилетия
испытывала огромное воздействия демографического
фактора на
социально-экономическое развитие страны.
Необходимость решения вопросов, возникающих
в связи с существованием огромного по
численности населения страны, вынуждает
китайское руководство проводить демографическую
политику, направленную на ограничение
рождаемости. Определенные шаги в этой
области были сделаны еще в середине 50-х
годов с тех пор демографическая политика,
ее характер и обоснование не раз
претерпевали существенные изменения,
причем периоды "активности"
и "спада" во многом зависели от состояния
экономической и
политической жизни страны. С конца 70-х
годов прошлого столетия КНР проводит
последовательную политику, направленную
на регулирование демографической ситуации
в стране. Это обусловлено не только сочетанием
проблем перенаселения и нехватки ресурсов,
но в том числе и неравномерностью половозрастной
структуры, характерной для развивающихся
обществ. Для осуществления контроля над
рождаемостью в начале 80-х годов принят
целый ряд законов и правительственных
постановлений. С первого января 1981 года
вступил в силу новый закон о браке, который
предусматривает повышение возраста вступления
в брак с 20 до 22 лет для мужчин и с 18 до 20
лет для женщин, а также положения относительно
ограничения рождаемости. Эталоном стала
однодетная семья. В настоящее время однодетная
семья рассматривается китайским
руководством в качестве единственно
возможного метода оптимизации
воспроизводства населения. Однако исследование
современной
демографической ситуации в КНР и репродуктивного
поведения
китайского населения показывает, что
в настоящих условиях население
еще не готово к восприятию и реализации
установок на однодетную
семью. Осуществление этой политики сталкивается
с большими
трудностями, особенно в сельской местности,
где население
ориентируется на менее чем на двухдетную
семью. Такой ориентации
способствует, и традиционные убеждения
в необходимости отдавать
предпочтение сыновьям, боязнь не иметь
поддержки в старости.
Следствие этого - участившиеся в последнее
время явления
инфантицида (убийство новорожденных
девочек). По материалам
выборочного обследования крестьянских
семей в провинции Хубэй
иметь одного ребенка желают лишь 5% семей,
2-х детей - 51%, 3-х и
более - 44%. В китайском семейном праве
не признается законным так называемый
гражданский, или фактический, брак. Данная
поправка внесена в закон с целью максимального
ограничения распространенной в сельских
районах практики супружеских отношений
без регистрации. В Китае функционирует
Государственный комитет по демографической
политике и плановому деторождению, который
занимается вопросами планирования мер
и показателей, направленных на создание
оптимальной для развития страны демографической
обстановки. Особое внимание уделяется
не только и не столько вопросам достижения
заложенных в плане показателей естественного
прироста, сколько в целом созданию государственной
стратегии развития народонаселения,
нацеленной на содействие сбалансированному
развитию экономики и общества в сочетании
с рациональным использованием ресурсов
и охраной окружающей среды18. Сама
демографическая программа
рассматривается как составная часть
общего плана развития народного хозяйства
и общества, утверждаемого руководством
КНР как в планах ежегодного, так и пятилетнего
развития государства. Например, в плане
пятилетнего развития КНР на 2006-2010 годы
(XI пятилетка) заложен предел общей численности
населения страны в рамках 1,36 млрд человек.
К основным направлениям стратегии демографического
развития Китая на ближайшие годы относятся:
1)Прогноз
численности населения на предстоящие
10-15 лет и тенденций ее изменения;
2)Анализ
демографической, профессиональной
и социальной структуры населения,
вопросы оптимизации трудовых
ресурсов;
3)Повышения
комплексного качества населения,
жизненного уровня и т.д.;
4)Изучение
проблемы «старения населения»;
5)Рассмотрение
вопроса половой диспропорции
среди новорожденных: страна стоит
перед необходимостью сдерживания
увеличения данного дисбаланса;
6)Изучение
вопросов миграции и трудоустройства,
анализ тенденций урбанизации
и трудовой миграции в целях
обеспечения тех или иных районов
трудовыми ресурсами путем регулирования
притока населения;
7)Более тщательное
исследование вопроса демографической
ситуации в разрезе состояния
окружающей среды и ресурсов
той или иной территории;
8)Изучение
проблемы демографической стороны
вопроса безопасности и здоровья
населения в плане создания
механизма экстренного реагирования
в случае возможных инцидентов.
3.2
Политика по ограничению
рождаемости в
КНР
Демографическая
политика КНР довольно многовекторна,
тем не менее, основной ее
составляющей принято считать
комплекс мер по ограничению рождаемости.
С 1 сентября 2002 года в Китае вступил в
силу первый «Закон о демографии и плановом
деторождении». На разработку этого закона,
состоящего из 7 глав и 47 статей, было затрачено
23 года. В принятом законе предусматриваются
не только обязательства граждан по выполнению
планового деторождения, но и законные
права и интересы людей в этой области,
а также способы защиты собственных прав
и интересов. В соответствии с данным Законом,
действующая государственная политика
планового деторождения не сводится к
упрощенной формуле «Одна семья — один
ребенок». Второго ребенка разрешается
иметь супругам, если соблюдаются все
требования закона и законоположений.
С сентября 2002 года в стране также действует
механизм финансирования работы по планированию
семьи за счет правительственных бюджетов,
введены Положения об управлении сбором
взносов по социальному иждивению, которые
предусматривают отделение взимания взносов
по социальному иждивению от интересов
структур по планированию семьи: собираемые
в различных местах взносы по социальному
иждивению и пени полностью сдаются в
государственную казну, а расходы на работу
по плановому деторождению обеспечиваются
финансовыми ассигнованиями правительств
различных. Главное содержание политики
планирования семьи
– это поощрение поздних браков и позднего
рождения ребенка, ограничение числа младенцев
с упором на улучшение комплексных характеристик
качества нации, призыв к супругам иметь
только одного ребенка. Крестьянским семьям,
испытывающим трудности в силу нехватки
рабочих рук, разрешается иметь второго
ребенка с соблюдением определенного
интервала после рождения первого. В районах
проживания национальных меньшинств придерживаются
различных правил, зависящих от волеизъявления
титульной нации (а также от численности
последней), наличия местных ресурсов,
состояния экономики, культурных традиций
и народных обычаев. В целом каждая такая
семья может иметь двоих детей, в отдельных
районах — троих. Для самых малочисленных
нацменьшинств ограничения не устанавливаются19.
С целью обуздания чрезмерной рождаемости
разработана система мер наказания
«нарушителей» принципа «одна семья -
один ребенок». На них налагают штрафы,
производят вычеты из зарплаты. Они в последнюю
очередь получают жилье, их детей (второго,
третьего ребенка) не берут в детские сады,
иногда не допускают к обучению в школе,
не будут принимать в высшие учебные заведения.
Родители, нарушившие указанный принцип,
рискуют даже потерять работу. Напротив,
для супружеских пар, соблюдающих установку
«одна семья - один ребенок», предусмотрены
различные льготы. Они получают надбавку
к заработной плате до достижения ребенком
14 лет, пятипроцентную надбавку к пенсии.
У них есть право на первоочередное получение
жилья, устройство ребенка в детский сад.
Политика сокращения рождаемости поощряет
аборты, а также стерилизацию как женщин,
так и мужчин. Тем не менее, в стране превышаются
установленные государством нормы рождаемости.
В ряде семей имеется двое, а то и трое
детей. Люди предпочитают отделываться
штрафом за рождение ребенка «сверх нормы»,
особенно, если первым ребенком является
девочка. Несмотря на успешность мер по
регулированию рождаемости, темпы роста
населения и развития экономики все еще
переживают период дисбаланса. Согласно
прогнозам, основанным на общем показателе
рождаемости, в 2010 и 2020 годах общее количество
населения страны достигнет соответственно
1,37 млрд и 1,46 млрд человек. К 2033 году Китай
подойдет с населением в 1,5 млрд человек.