Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:39, контрольная работа
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Введение.
Целевые
программы являются одним из важнейших
средств реализации структурной
политики государства, активного воздействия
на его социально-экономическое
развитие и должны быть сосредоточены
на реализации крупномасштабных, наиболее
важных для государства инвестиционных
и научно-технических проектов, направленных
на решение системных проблем, входящих
в сферу компетенции
Тема контрольной работы «Цели, направления и формы экономической политики Правительства РФ в отношении субъектов СФО (на примере федеральных целевых программ регионального развития)» актуальна на сегодняшний день, т.к. федеральные целевые программы призваны помогать в решении стратегических задач развития экономики и социальной сферы, особенно в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.
Объектом
исследования является федеральная
целевая программа «
Минэкономразвития
России проделана значительная работа
по реформированию института федеральных
целевых программ. Это позволило
выделить круг проблем, решаемых посредством
реализации программ, исключить возможность
решения с их помощью на федеральном
уровне задач локального и отраслевого
характера, придать программам большую
целевую направленность, обеспечить
четкие условия и правила их разработки
и реализации.
Цели программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».
Целями Программы являются создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества, развитие социальной сферы, повышение уровня жизни населения, улучшение демографической ситуации, повышение эффективности использования ресурсов, обеспечение ускоренных темпов роста экономики в целях сокращения миграции населения в другие регионы.
Достижение поставленных целей означает:
совершенствование
топливно-энергетического
модернизацию
ведущих отраслей Дальнего
развитие транспортной инфраструктуры региона;
развитие минерально-
интеграцию Дальнего
Востока и Забайкалья в
развитие социальной инфраструктуры;
снижение смертности населения;
увеличение рождаемости;
предотвращение
миграции населения в другие
регионы.
Общей концепцией социально-экономического
развития Российской Федерации предусмотрено,
что инвестиционная активность будет
дифференцирована по регионам. Преимущество
будут иметь территории с производственным
потенциалом. Насущная необходимость
развития транспортной инфраструктуры
для расширения экспорта, обеспечения
участия России в мировых хозяйственных
связях определяет направление крупных
инвестиций в приграничные, прежде всего
в приморские регионы, к которым относится
и Дальний Восток.
В Восточной Сибири
(куда входит Забайкалье) и Дальневосточном
регионе будет обеспечен
Задачами Программы являются:
сохранение и
создание рабочих мест в целях
обеспечения эффективной
формирование
благоприятного социального
обеспечение бесперебойной
работы жилищно-коммунального
развитие энергетического и рыбохозяйственного комплексов, транспорта и связи;
проведение мероприятий
по предупреждению
строительство
и реконструкция
совершенствование
системы охраны и
сокращение сброса загрязняющих веществ в водные объекты;
совершенствование
системы обращения с отходами
производства и потребления (
Программа реализуется
в 1996 - 2005 годах и до 2010 года в 1 этап.
Индикаторами, характеризующими
успешность реализации Программы в
сфере здравоохранения, образования
и жилищно-коммунального
Индикаторами, характеризующими
изменение экономического положения
регионов, входящих в состав Дальнего
Востока и Забайкалья, являются показатели,
отражающие изменение темпов роста
валового регионального продукта и
объема промышленной продукции.
В случае несоответствия
результатов выполнения Программы
целевым индикаторам и
корректировке
целей и сроков реализации
Программы, перечня
смене государственного
заказчика (государственного
сокращении финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год;
досрочном прекращении реализации Программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);
принятии в установленном порядке мер к государственному заказчику-координатору Программы.
Госкоординатор
Министерство
регионального развития
Территория Дальнего
Востока и Забайкалья составляет
6998,7 тыс. кв. км (40,99 процента территории
Российской Федерации). На ней расположены
13 субъектов Российской Федерации: Республика
Саха (Якутия), Республика Бурятия, Приморский
край, Хабаровский край, Амурская, Камчатская,
Магаданская, Сахалинская и Читинская
области, Еврейская автономная область,
Чукотский, Корякский и Агинский Бурятский
автономные округа. Численность постоянного
населения на 1 января 2005 г. составляла
8771,4 тыс. человек (6,1 процента населения
страны). Плотность населения колеблется
от 0,1 до 12,4 человека на 1 кв. км, в среднем
по регионам Дальнего Востока и Забайкалья
составляет 1,3 жителя на 1 кв. км.
Совокупный объем
валового регионального продукта, произведенного
регионами Дальнего Востока и
Забайкалья в 2004 году, составил 5,6 процента
суммарного валового регионального
продукта, произведенного регионами
Российской Федерации.
Объем производства
промышленной продукции в регионах
Дальнего Востока и Забайкалья в
2005 году составил 469,9 млрд. рублей, или
102,3 процента по отношению к уровню
2004 года. Рост в основном наблюдался
в Приморском крае - 112,3 процента и
Чукотском автономном округе - 116,8 процента.
В то же время в ряде регионов
отмечалось сокращение объема производства
промышленной продукции: в Республике
Саха (Якутия) - 94 процента, Амурской области
- 94,6 процента, Корякском автономном
округе - 95,9 процента.
Объем инвестиций в
основные фонды регионов Дальнего Востока
и Забайкалья в 2005 году вырос и
составил 105,4 процента по отношению
к уровню 2004 года. Основной рост объема
инвестицийнаблюдался в Республике Саха
(Якутия) - 125,8 процента, Камчатской области
- 121,4 процента и Еврейской автономной
области - 156,1 процента. Падение объема
инвестиций отмечалось в Республике Бурятия
- 92 процента, Магаданской области - 85,4
процента, Амурской области - 97,6 процента,
Читинской области - 95,8 процента и Корякском
автономном округе - 79,9 процента.
Первое место по
объему иностранных инвестиций среди
регионов Дальнего Востока и Забайкалья
занимает Сахалинская область - 75,8 процента
всех инвестиций, далее следует Республика
Саха (Якутия) - 16,1 процента (средства в
основном направлены на добычу алмазов).
Основными иностранными инвесторами
являются Япония - 29 процентов, Нидерланды
- 20 процентов и Великобритания -
16 процентов.
Основу промышленности
регионов составляют топливно-энергетический
комплекс, цветная металлургия, машиностроение,
металлообработка, лесопромышленный комплекс,
транспорт и пищевая (в том
числе рыбная - более 68 процентов) промышленность.
В 10 из 13 регионов, входящих
в состав Дальнего Востока и Забайкалья,
одной из ведущих отраслей сельского
хозяйства является животноводство
(оленеводство, овцеводство, мясомолочное
животноводство, звероводство).
Занимая значительную
часть территории Российской Федерации,
регион Дальнего Востока и Забайкалья
имеет слабо развитую транспортную
сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных
путей общего пользования Дальнего
Востока и Забайкалья составляет
13,8 процента эксплуатационной длины
всех железных дорог Российской Федерации,
соответственно протяженность автомобильных
дорог (общего пользования и ведомственных)
с твердым покрытием - 9,5 процента
и протяженность внутренних судоходных
путей - 28,7 процента. Плотность железнодорожных
путей общего пользования в расчете
на 10 тыс. кв. км на Дальнем Востокев
3,6 раза, а автомобильных дорог общего
пользования с твердым покрытием в 5,6 раза
меньше, чем в среднем по стране.
Бюджеты субъектов,
находящихся на Дальнем Востоке
и в Забайкалье, в 2005 году были в
основном дефицитными (профицит наблюдался
в Приморском крае, Еврейской автономной
области, Агинском Бурятском и Чукотском
автономных округах).
Снижение уровня
жизни при переходе к рынку, общая
обстановка нестабильности негативно
сказались на демографической ситуации
в регионе. Дальний Восток и Забайкалье
с начала 90-х годов вступили в
критический период, когда численность
населения стала уменьшаться
катастрофическими темпами. Основную
роль здесь играет естественная убыль
(превышение смертности над рождаемостью).
Однако население Дальнего Востока и Забайкалья
сокращается также за счет миграции в
другие регионы. С 1992 по 2005 год Дальний
Восток потерял около 1,5 млн. человек, или
17 процентов населения. Дальний Восток
и Забайкалье покидают люди трудоспособного
возраста и высокой квалификации. Основными
причинами оттока населения являются
сложные климатические условия, отдаленность
от центральных районов страны, неразвитость
инфраструктурной и социальной сфер, снижение
уровня жизни.
Федеральная целевая
программа "Экономическое и социальное
развитие Дальнего Востока и Забайкалья
на 1996 - 2005 годы и до 2010 года" (далее
- Программа) представляет собой взаимоувязанный
комплекс программных проектов и
мероприятий, направленных на улучшение
социально-экономического положения
регионов Дальнего Востока и Забайкалья.
Мероприятия Программы
направлены на предотвращение миграции
населения с Дальнего Востока
и поднятие его жизненного уровня,
решение демографических