Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является на основе комплексного анализа состава и конституционного статуса административно-территориальных образований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемные вопросы, имеющиеся в административно-территориальном устройстве субъектов, т.к. правильное понимание и уяснение указанных вопросов играет важное значение для процесса Конституционного преобразования России, построения правового государства.
Введение
Глава 1. Система основных категорий административно - территориального устройства Российской Федерации
1.1.Понятие административно - территориального устройства
Российской Федерации
1.2.Значение административно-территориального устройства страны
Глава 2. Основные элементы системы административно-территориального устройства Российской Федерации
2.1. Республика в составе Российской Федерации как субъект административно-территориального устройства
2.2. Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ
2.3. Автономная область, автономный округ как единицы административно-территориального устройства РФ
Глава 3. Политические и экономические права и обязанности субъектов РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы.
Административно-
Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членами данного единого государства. Это конкретизируется в положениях: о суверенитете России, верховенстве ее Конституции и законов на всей территории России и т.д.; о составе равноправных субъектов Федерации и основах федеративного устройства; о единстве российского гражданства; органах государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.
Видовой состав субъектов Федерации предопределяется в ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Многонациональный состав Российской Федерации, расположенной на огромном евроазиатском пространстве с его историко-национальной, этнопсихологической и духовной самобытностью, придает административно - территориальному устройству особое значение.
Формирование
административно-
Целью данной курсовой работы является
на основе комплексного анализа состава
и конституционного статуса административно-
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи: определение понятия и состава субъектов Российской Федерации и их административно - территориального устройства на базе определенных принципов.
Глава 1. Система основных категорий административно - территориального устройства Российской Федерации
Административно-
Административно-
Административно-
Как целостную систему администрати
- единство основ
- тесная связь административно - территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития;
- единство территории
- равноправие субъектов
- единая сеть административно-
- единые принципы, лежащие в основе всего административно - территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);
- единство системы органов
- автономность одних
Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.
В основе административно - территориального устройства Российского государства лежит закрепленный в Конституции России принцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующий соответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, и широкий демократизм, выражающийся в местном самоуправлении, самоорганизации территорий. Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом.
Такая организация взаимоотношений
позволяет исключить
Анализируя их юридическую природу,
можно прийти к выводу, что все
они наделяются Конституцией статусом
государственных
Под административно-
Каждый субъект Федерации, имеет собственную территорию. Правовой статус территории субъектов помимо федеральной Конституции определяется также их конституциями и уставами. Территория любого субъекта Федерации есть составная часть российской территории, непосредственно входящая в нее. Например, факт нахождения автономного округа в составе края или области не означает, что он входит в состав Федерации опосредованно. Территория автономного округа является составной частью территории Российской Федерации. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в постановлении по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации".
Территории субъектов
Таким образом, административно-
Повышение статуса краев, областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающим фактором подлинной «федерализации» России, перехода ее от по сути унитарного государства к федеративному.
Административно-
Как сложная система административн
Системообразующими факторами, объединяющими
отдельные элементы территориальной
организации в целостный
Содержание административно - территориального устройства не исчерпывается разделением территории на районы, населенные пункты и т. д., а включает в себя целый ряд аспектов, предполагающих наличие различных по своему значению территориальных единиц, между которыми существуют определенные отношения. Именно этим определяются основания для территориального построения всей системы государственной власти в субъектах федерации.
В федеративном российском государстве
территориальная организация
Одна из них определяет территориальный
принцип построения Российской Федерации,
другая - олицетворяет административно-
Эти принципы тесно
Территориальная организация России включает в себя, прежде всего экономическую организацию государственной территории, представляющую собой совокупность крупных экономических районов, которые складывались объективно как результат территориального размещения производительных сил. Эти районы служат для осуществления территориального управления, координации хозяйственной деятельности входящих в их состав республик, краев, областей [14, c. 124].
Сегодня, с учетом изменившейся
обстановки, возникновение и развитие
экономических районов требует их всестороннего
изучения, тщательного учета их особенностей
в процессе установления необходимого
соответствия между экономическим районированием
и федеративным и административно-
Информация о работе Административно-территориальное устройство Российской Федерации