Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 01:20, курсовая работа
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйст-венного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфроструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между произ-водством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленнистью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение произво-дительных сил по территории страны.
В данной курсовой работе на тему «Развитие и размещение железнодорожного транспорта» и ставится цель показать место и роль железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, основные показатели работы и технической воору-женности железнодорожного транспорта, а также проблемы и перспективы его развития.
Введение 4
I. Научные основы развития и размещения
транспорта по территории страны. 5
I.1. Роль транспорта в воспроизводственном
процессе. 5
I.2. Структура единой транспортной системы и
место в ней железнодорожного транспорта по
территории страны. 7
II. Развитие и размещение железнодорожного
транспорта по территории страны. 12
II.1. Факторы определяющие развитие и
размещение железнодорожного транспорта
по территории страны. 12
II.2. Характеристика современного состояния
железнодорожного транспорта РФ. 15
II.3. Экономическая оценка деятельности
железнодорожного транспорта РФ. 18
III. Проблемы и перспективы развития и
размещения железнодорожного транспорта
в РФ. 21
К недостаткам железнодорожного
транспорта следует отнести значительную
потребность в
II. Развитие и размещение
железнодорожного
транспорта по территории
страны.
II.1. Факторы, определяющие
развитие и размещение
территории страны.
Железнодорожный
транспорт, как и любой другой
имеет следующие свойства1:
Свойства, характеризующие
функционирование транспорта:
а) платность
и доступность транспортной
б) пропускная
и провозная способность;
в) техническое
обеспечение транспортных
Свойства, характеризующие
функционирование транспорта:
а) организационно-
перевозного процесса;
б) эффективность
работы и экономический
используемый на
транспорте;
в) уровень
научно-технического прогресса;
Свойства, характеризующие
взаимосвязи с
а) территориально-
б) расселение
населения и пассажиропотоки;
в) взаимосвязь
транспорта с социально-
системами по
материальным, трудовым и
финансовым ресурсам;
г) транспорт
и природная среда;
Рассмотрим природные
условия, влияющие на размещение железнодорожного
транспорта.
Современная техника
позволяет прокладывать
При выборе
трассы железной дороги
К основным
факторам, влияющих на формирование
транспортной сети, в том числе
и железных дорог, относятся:
развитие и размещение
Сокращение дальности
перевозок грузов снижает транспортные
расходы в процессе производства,
что имеет важное значение для народного
хозяйства. Вопросу уменьшения средней
дальности перевозок на железных дорогах
уделяется большое внимание.
Из факторов, влияющих
на себестоимость перевозок грузов
по железным дорогам, выделяются:
а) направление
перевозки1;
б) размещение
грузооборота (грузонапряженность на
1
км пути);
в) техническое
оснащение линии (число путей,
величина
подъема, род
тяги – паровая, тепловозная,
электро-
возная);
г) район расположения
линии;
в) время года.
Все эти факторы
зависят от экономико-геогра-фических
условий.
Экономико-географические
особенности районов, которые
определяют виды грузов, направление
и размер их вывоза или завоза,
обуславливают транспортные
а) размещение
производства;
б) размещение
пунктов потребления и баз
хранения;
в) технологических
особенностей производства;
г) технической
структуры предприятия;
д) планирование
распределения, обмена и перевозок.
Среди других факторов,
влияющих на развитие железнодорожной
сети выделяются3:
объем капитальных
вложений;
уровень развития
НТП;
экологический
фактор.
II.2. Характеристика
современного
состояния железнодорожного
транспорта РФ.
Железнодорожная
сеть России разделена на
Москва – самый
крупный железнодорожный узел
страны. В европейской части России
от Москвы расходятся мощные
железнодорожные магистрали с
высокой технической
К северу от
Москвы такими магистралями
На юг от
Москвы важнейшими
К востоку от
Москвы пролегают магистрали: Москва
– Ярославль – Киров – Пермь – Екатеринбург;
Москва – Самара – Уфа – Челябинск; Москва
– Саратов – Соль - Илецк.
В пределах
Западной Сибири и части
Из Самары –
Кинель – Оренбург – ветка проходит в
независимые государства Казахстан, Узбекистан,
Кыргистан, Таджикистан, Туркменистан.
На юге магистраль проходит через Армавир
– Туапсе и далее в Закавказские независимые
государства.
Перечень железных
дорог РФ1.
Октябрьская – Области:
Ленинградская, Новго-родская, Псковская.
Республика Карелия.
Московская – Области:
Брянская, Калужская, Курская, Московская,
Орловская, Рязанская, Тульская.
Горьковская – Области:
Владимирская, Кировская, Нижегородская,
Пермская. Республики: Башкортостан, Марий-Эл,
Татарстан, Удмуртия, Чувашия.
Северная - Области:
Архангельская, Владимирская, Вологодская,
Ивановская, Костромская, Ярославская.
Республика Коми.
Северо-Кавказская
– Область Ростовская. Края: Краснодарский,
Ставропольский. Республики: Дагестан,
Ингушская, Калмыцкая, Кабардино-Балкарская,
Кара-чаево-Черкесская, Чеченская.
Юго-Восточная –
Области: Белгородская, Воро-нежская, Липецкая,
Ростовская, Тамбовская.
Приволжская – Области:
Астраханская, Волгоград-ская, Пензенская,
Саратовская.
Самарская – Области:
Оренбургская, Пензенская, Самарская,
Тамбовская, Ульяновская. Республики:
Башкортостан, Мордовия, Татарстан.
Свердловская –
Области: Пермская, Свердловс-кая, Тюменская.
Автономный округ Ханты-Мансийский.
Южно-Уральская –
Области: Курганская, Оренбург-ская, Челябинская.
Республика Башкортостан.
Западно-Сибирская
– Области: Кемеровская, Ново-сибирская,
Омская. Край Алтайский.
12. Кемеровская – Области:
Кемеровская, Новосибирс-кая. Край Алтайский.
13. Красноярская – Край
Красноярский.
14. Восточно-Сибирская
– Области: Иркутская, Кеме-ровская. Край
Красноярский. Автономный округ Усть-Ордынский.
Республики: Бурятия, Хакасия.
15. Забайкальская –
Области: Амурская, Читинская. Республика
Бурятия.
16. Дальневосточная
– Автономная область
17. Сахалинская –
Область Сахалинская.
18. Калининградская
– Область Калининградская.
19. БАМ – Области:
Амурская, Иркутская.
Республика Саха.
II.3. Экономическая
оценка деятельности
железнодорожного
транспорта РФ.
Нестабильность
социально-политической обста-новки, спад
промышленного и сельскохозяйственного
производства, неудовлетворительное состояние
подвижного состава и путей сообщения,
недостатки в организации перевозного
процесса привели к уменьшению в 1991 году,
по сравнению с 1990 годом перевозок грузов
всеми видами транспорта на 8%1.
Неудовлетворительно
использовался железнодо-рожный подвижной
состав. Оборот грузового вагона замедлился
на 10 из 19 железных дорог2.
В 1991 году на
подъездных путях предприятий
средний простой одного вагона
составил 9,3 часа и превысил норму
на 23%, потери погрузочных ресурсов
составили 430 тыс. вагонов. Число
вагонов, не разгруженных в срок грузополучателями
составило 20,1тыс., что на 17% больше чем
в 1990 году3.
Снижение уровня
погрузки произошло почти по
всем важнейшим видам грузов,
кроме зерна.
Таблица II. 3.1.
Показатели объема погрузки по
отраслям, %4.
Показатели
Погружено, млн.т
В % к 1992 г.
Лесные грузы
Химические удобрения
Цемент
Лом черных металлов
Руда цветная
Кокс
Комбикорма
Каменный уголь
Черные металлы
Нефть и нефтепродукты
Руда железн.и
марганец
Зерно и продукты
Импортные грузы
68.4
37.6
39.6
15.9
20.5
9.0
8.9
279.3
64.7
187.4
82.2
42.0
37.3
74
74
79
79
83
84
88
89
89
90
92
111
79
В 1993 году объем
погрузки на железнодорожном
транспорте по сравнению с
1992 годом сократился на 287 млн.
т (на 18%) и составил 1.3 млрд. т1.
В 1993 году на
прирельсовых погрузочных
В течение 1993
года среднесуточное
Информация о работе : Развитие и размещение железнодорожного транспорта.