: Развитие и размещение железнодорожного транспорта.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйст-венного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфроструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между произ-водством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленнистью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение произво-дительных сил по территории страны.

В данной курсовой работе на тему «Развитие и размещение железнодорожного транспорта» и ставится цель показать место и роль железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, основные показатели работы и технической воору-женности железнодорожного транспорта, а также проблемы и перспективы его развития.

Содержание

Введение 4


I. Научные основы развития и размещения

транспорта по территории страны. 5


I.1. Роль транспорта в воспроизводственном

процессе. 5


I.2. Структура единой транспортной системы и

место в ней железнодорожного транспорта по

территории страны. 7


II. Развитие и размещение железнодорожного

транспорта по территории страны. 12


II.1. Факторы определяющие развитие и

размещение железнодорожного транспорта

по территории страны. 12


II.2. Характеристика современного состояния

железнодорожного транспорта РФ. 15


II.3. Экономическая оценка деятельности

железнодорожного транспорта РФ. 18


III. Проблемы и перспективы развития и

размещения железнодорожного транспорта

в РФ. 21

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 33.49 Кб (Скачать)

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ  
 

Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ  

КУРСОВАЯ РАБОТА  
 

По курсу : ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 
 

На тему : Развитие и размещение  

 железнодорожного  транспорта.  

Студента  
 

Специальность Финансы  и кредит (5 лет) 
 

Курс 1 
 

Научный руководитель __Попов Е.А.____ _____________ 

 фамилия и.о.  подпись 
 

Оценка _______________ Дата защиты_____________ 
 

План. 
 

Введение 4 
 

I. Научные основы  развития и размещения  

 транспорта по  территории страны. 5 
 

I.1. Роль транспорта  в воспроизводственном  

 процессе. 5 
 

I.2. Структура единой  транспортной системы и  

 место в ней  железнодорожного транспорта по  

 территории страны. 7 
 

II. Развитие и размещение  железнодорожного  

 транспорта по  территории страны. 12 
 

II.1. Факторы определяющие развитие и  

 размещение железнодорожного  транспорта  

 по территории  страны. 12 
 

II.2. Характеристика  современного состояния  

 железнодорожного  транспорта РФ. 15 
 

II.3. Экономическая  оценка деятельности  

 железнодорожного  транспорта РФ. 18 
 

III. Проблемы и  перспективы развития и  

 размещения железнодорожного  транспорта  

 в РФ. 21 
 

Заключение 26 
 

Приложение 27  
 

Библиографический список 28 
 

Введение. 
 

 Транспорт важнейшая  сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйст-венного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфроструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между произ-водством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленнистью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение произво-дительных сил по территории страны.  

 В данной курсовой  работе на тему «Развитие и  размещение железнодорожного транспорта»  и ставится цель показать место  и роль железнодорожного транспорта  в системе единой транспортной  системы, основные показатели  работы и технической воору-женности железнодорожного транспорта, а также проблемы и перспективы его развития. 

 В конце работы  приводится карта-схема «Размещение  железнодорожных путей на территории  Российской Федерации». 
 

I. Научные основы  развития и размещения 

транспорта на территории страны. 

I.1. Роль транспорта  в воспроизводственном 

процессе. 
 

 Общественное  производство всегда развивается  в конкретном географическом  пространстве при определенном  сочетании производственных сил.  Подобно тому, как при размещении  отдельного предприятия необходим  участок земли, на котором располагается,  и взаимодействуют его подразделения,  так и при размещении производства  по стране требуется определенная  территориальная организация и  взаимодействие выражается перемещением  грузов и людей между предприятиями  и районами. Для его осуществления  функционирует сложная межотраслевая  транспортная система страны, подразделяемая  на две подсистемы: транспорт  общего и не общего пользования.  Транспорт общего пользования  выпол-няет работу по перемещению продукции между произ-водителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный (нефтепродуктно-газопроводный) и воздушный виды транспорта. Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций. 

 Транспорт воздействует  на весь процесс расширенного  воспроизводства: продолжительность  производственного цикла, запасы  сырья, топлива, вместимости складов,  влияет на создание и развитие  новых строительно-производственных  комплексов и т.д.. Транспорт является продолжением процесса воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в место потребления–очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготав-ливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным. Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться «про запас». Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров.  

 Данные особенности  подчеркивают взаимо-действие размещение производства и развития транс-портной сети, которые следует учитывать при плани-ровании народного хозяйства.  

 Транспортная сеть России включает 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог с твердым покрытие, 100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов России объединяющих около 160 тыс. предприятий всех видов собственности, на которых занято более 4.5 мил человек (8% от общей численности рабочих и служащих страны). Основные производственные фонды транспортно-дорожного комп-лекса составляют 13.6% стоимости всех производст-венных фондов народного хозяйства1. 
 

I.2. Структура единой транспортной 

системы и место  в ней железнодорожного 

транспорта по территории страны. 
 

 Современная транспортная  система РФ включает следующие  основные виды транспорта: железнодорожный,  речной, автомобильный, воздушный  и трубопроводный (нефте- и газопроводный). При формировании единой транспортной системы (ЕТС), обращается внимание на три важных аспекта: социально-экономический, технологический, экономико-географический. 

 Социально-экономический  аспект связан с основной целью  развития транспортной системы,  а именно – качественным и  полным удовлетворением потребностей  народного хозяйства и населения  в перевозках грузов и пассажиров. 

 Другой основой  развития различных видов транспорта  выступает технология перевозочного  процесса грузов и людей, которая  видоизменяется на различных  путях сообщения в соответствии  с технико-экономическими особенностями  каждого вида транс-порта, обусловливающими наиболее выгодными условия перемещения их в едином перевозочном процессе страны. Благодаря учету этих особенностей удается обеспечить кооперацию различных видов транспорта в транспортной системе страны. Многие исследователи транспортных проблем ограничиваются этими двумя аспектами единой транспортной системы. Однако этим не исчерпывается сущность проблемы единой транспортной системы. Главная задача – отыскание оптимальных пропорций в развитии производства и транспорта применительно плани-руемому этапу экономического развития страны. С решением важных вопросов территориальной организации производственных сил связан экономико-географический аспект проблемы единой транспортной системы, учитывающий взаимоотношения между природной средой, производством и транспортом.  

 Экономико-географические  особенности нашей страны выдвигают  железнодорожный транспорт на  первый план в транспортной  системе. Вытянутой главной хозяйственной  полосы на несколько тысяч километров требует круглогодичного обеспечения массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регуляр-ностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны на 1995г1.  
 

 Для сравнения: 
 

 Трубопроводный  транспорт…………………………24,0% 

 Морской транспорт………………………….………….2,3% 

 Внутренний водный  транспорт………………...……..5,9% 

 Автомобильный  транспорт……………………… .…30,5% 

 Воздушный транспорт……………………………….. .0,3% 
 

Отправление пассажиров по видам транспорта общего пользования, %2: 
 
 

 автобусный………………….50,1  
 

 железнодорожный………….4,8 
 

 троллейбусный……………..18,9  
 

 трамвайный…………………16,9  
 

 метрополитенный……………8,7 
 

 таксомоторный……………….0,3 
 

 морской………………………..0,1 
 

 внутренний водный………….0,1 
 

 Железнодорожный  транспорт РФ представляет крупнейшую  транспортную систему мира с  высокой степенью интенсивности  перевозного процесса. Он выполняет  35% мирового грузооборота и около  18% пассажирооборота при наличии  7% протяженности железных дорог  мира. Российские железные дороги  осуществляют более 2/3 грузооборота  и половину пассажирооборота  транспорта общего пользования  во внутренних сооружениях, в  то время как стоимость основных  фондов железнодорожного транспорта  в транспортной инфраструктуре  – 1/31. 

 Современный уровень  организации учета и статистического  наблюдения за наличием и использованием  основных средств железнодорожного  транспорта, перевозки грузов и  пассажиров не имеет аналогов  в других отраслях народного  хозяйства России. Эксплутационная длина путей сообщения в 1993г. составила по железнодорожному транспорту - 158,1 тыс. км, в том числе общего пользования – 86,8 тыс. км, не общего пользования – 71,3 тыс. км.2 

 Для железнодорожного  транспорта характерен постоянный  рост грузовых и пассажирских перевозок который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и коксовый уголь, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, руда всякая, минеральные строительные материалы, минеральные удобрения. 
 

 Табл. I.2.2. Основные  показатели работы и технической  вооруженности железнодорожного  транспорта1.  

 Показатель 

1985г. 

1991г. 

1993г. 

 Грузооборот,  млрд. т. км 

 Перевезено грузов, млн. т 

 Пассажирооборот,  млрд. 

 Перевезено пассажиров, млн. 

 Эксплутационная длина, тыс. км 

 Протяженность  электрофици-рованных линий, тыс. км 

 Численность работников, заня-тых на перевозках, тыс. чел. 

 Производительность  труда одно-го работника, занятого на перевозках, тон т-км 

3718,4 

3951 

374 

4166 

144,9 
 

48,4 
 

2074 
 

1973 

2316 

5789 

254,7 

2696 

151,5 
 

49,2 
 

2065 
 

1956 

1210,9 

1030 

255,2 

2790 

158,1 
 

48,3 
 

1079 
 

1852 
 
 

 Значение железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного хозяйства и населения определяется такими свойствами и особенностями этого универсального вида транспорта, как: возможностью сооружения эксплутационных дорог в любом направлении и в любом районе страны; обеспечение устойчивых связей между районами; высокой пропускной и провозной способностью; высокой его регулярностью, независимостью железнодорожного транспорта от времени года, времени суток, погодных условий; возможностью создания удобной прямой связи между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов; более коротким путем перевозки грузов по сравнению с водным транспортом; способностью перевозить самые разнообразные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров с большой скоростью; невысокой себестоимостью перевозок. 

Информация о работе : Развитие и размещение железнодорожного транспорта.