Значение лимитирующих (ограничивающих) факторов. Закон «минимума»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:31, реферат

Описание работы

Правило, или закон, совокупного действия экологических факторов было установлено еще вначале 20в. известным физиологом Митчерлихом, указавшим, что урожай зависит от совокупного действия всех факторов. Однако этот закон был выведен им при изучении действия отдельных факторов с последующим суммированием их действия. Но при этом не учитывалось то, что наибольшее влияние на виды оказывают узкие места, т. е. факторы, находящиеся в минимуме в данном местообитании.

Работа содержит 1 файл

экология реферат.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

  Мировая практика показывает, что основной путь решения продовольственной  проблемы на современном уровне развития науки и техники с учетом экологических  ограничений сводится к снижению удельного веса пашни в структуре сельскохозяйственных угодий при одновременном повышении ее продуктивности на базе мелиораций, включая такие капиталоемкие, но эффективно работающие на прибавку урожая, виды как орошение и осушение.

  Начиная с 1990 по настоящее время, мелиоративный фонд, включая его техническое оснащение резко сократился и ухудшился. Сокращение орошаемых площадей происходило путем списания гидромелиоративных систем (орошаемых участков) и перевода таких земель в богарные угодья, по причинам потери связи с водоисточником, выхода из строя оросительной сети и поливной техники, неудовлетворительного эколого-мелиоративного состояния орошаемых земель по глубине залегания грунтовых вод и содержанию солей в почвенно-поглощающем комплексе. Основные причины деградации орошаемых земель связаны с организационно-хозяйственными, социально-политическими и природными факторами, к числу которых относятся:

  1.  Затянувшийся процесс закрепления земель мелиоративного фонда и гидротехнических сооружений в федеральную собственность, в собственность регионов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Отсутствие законодательной и нормативной базы, позволяющей поощрять сохранение мелиоративного фонда и повышать ответственность за его уменьшение.

  2.  Резкое снижение государственной поддержки развития агропромышленного комплекса и особенно мелиоративной отрасли. Высокие кредитные ставки банков, отсутствие залоговой базы у большинства сельхозтоваропроизводителей, сложившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, отсутствие собственных средств у землевладельцев и землепользователей на реконструкцию существующих и строительство новых оросительных систем, на обеспечение нормальной работы действующих оросительных систем.

  3.  Хищение и разукомплектация оросительной техники, насосно-силового оборудования и трубчатой сети, электролиний на оросительных системах. Моральный и физический износ поливной техники, отсутствие предложений предприятий-производителей, производящих оросительную технику по созданию машин нового поколения, несформированный рынок спроса и предложений в новых экономических условиях.

  4.  Недооценка на всех уровнях управления и пользования комплексности проведения мелиоративных мероприятий, обеспечивающих повышение продуктивности мелиорированных земель с соблюдением требований охраны окружающей среды, экологической устойчивости и продуктивного долголетия природных систем.

  5.  Отсутствие адаптивно-ландшафтного подхода к организации территорий землепользования (природопользования) с научно обоснованными ограничениями, учитывающими допустимые нормы эрозии и дефляции, пределы антропогенной нагрузки, предупреждающих развитие процессов деградации природной среды.

  6.  Экономическая слабость сельхозтоваропроизводителей, ограниченность и практическая недоступность инвестиционных средств, неприятие производством научных разработок и достижений НТП в области комплексных мелиораций сельскохозяйственных угодий, тормозящие создание мелиоративных систем нового поколения с замкнутыми циклами водооборота.

  После 1990 года из-за снижения финансирования уменьшились объемы работ по текущему и капитальному ремонтам оросительной сети, сооружений, насосных станций, энергетического оборудования. В результате этого за 15-летний период площадь земель, обслуживаемых оросительными системами, требующими капитального ремонта для повышения технического уровня, увеличилась с 1702,1 тыс. га в 1990 г. до 2377,1 тыс. га в 2004 г. или на 28,4 %. С 1990 по 2005 гг. площади орошаемых земель сократились на 25,2 %, парк дождевальной техники уменьшился за этот период на 56678 единиц или в 2,9 раза, в том числе широкозахватных дождевальных машин на 37969 единиц или в 4,0 раза. Из-за недостатка выделения финансовых средств из федерального и местного бюджетов, диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, удорожания специализированной мелиоративной техники, энергоносителей и др. ежегодно увеличивается количество неисправных дождевальных машин, а обновления их практически не происходит. Если в 1990 г. по техническим причинам из-за неисправности водозаборов, оросительной сети и дождевальной техники не поливалось 1 млн 279,2 тыс. га, или 20,8% орошаемого фонда России, то в 2004 г. их площадь увеличилась до 2 млн 116 тыс. га (46,5%). Ввод орошаемых земель практически прекратился, реконструкция гидромелиоративных систем выполняется не более чем на 5-10 % от требуемого объема. Требует замены 31,6 тыс. км трубопроводов. Износ насосных станций, оросительных трубопроводов и дождевальных машин превышает 75%.

  Можно смело утверждать, что при сохранении существующей политики в области ценообразования и экономического реформирования сельского хозяйства, деградация мелиоративного комплекса, выход из строя каналов, сооружений, насосных станций, дождевальных машин будут происходить еще более быстрыми темпами, что повлечет за собой столь же быстрое дальнейшее сокращение орошаемых земель, снижение устойчивости земледелия и ухудшение в целом социально-экономических условий в засушливых зонах России.

  Другой  фактор, сдерживающий развитие комплексных мелиораций, это отсутствие государственного регулирования спроса и предложений на отечественную сельскохозяйственную продукцию, так как общеизвестно, что мера востребования мелиорации, и, как следствие, масштабы развития мелиоративного комплекса России, напрямую зависит и от политики востребованности произведенной отечественной сельскохозяйственной продукции. С орошаемых земель можно поставлять не только большое количество высококачественного зерна, но и основной объем разнообразной овощной продукции, продукции садов, а также кормов, являющихся неотъемлемым элементом подъема животноводства основного направления в реализации приоритетного национального проекта «Развития АПК». В настоящее время, к сожалению, не только не обеспечивается приоритетность мелиоративной отрасли, как это определено основными направлениями продовольственной политики Правительства России до 2010 г., но и продолжает происходить дальнейший переток капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики страны. Вместе с тем даже при сложившемся экономическом кризисе с учетом имеющихся бюджетных возможностей можно оказать необходимую финансовую помощь для сохранения и развития мелиоративного фонда, например, включить в перечень среднесрочного и долгосрочного до 8 лет субсидирования части затрат по привлеченным кредитам на приобретение новых малозатратных и энергосберегающих дождевальных машин, в том числе и зарубежного производства, направить на эти цели лизинговые средства, наладить производство более современной оросительной техники на отечественных промышленных предприятиях, в том числе путем приобретения лицензий лучших зарубежных фирм, как это делается, к примеру, в Волгоградской области.

96. Ознакомиться с «Листом природопользователя» предприятия (организации) и оценить правильность начисления платы за загрязнение.

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК

СОГЛАСОВАНИЯ  ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ

ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ

1. Общие  положения

  1.1. Настоящий  Временный порядок согласования  платежей за загрязнение окружающей  среды (далее - Временный порядок)  регламентирует работы, связанные с расчетом платежей в экологические фонды Удмуртской Республики, в том числе порядок отнесения действующих хозяйственных субъектов к категории "не имеющих источников загрязнения".

  1.2. Временный  порядок основывается на следующих  нормативных документах: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", постановление Совета Министров Удмуртской Республики от 19 мая 1993 года N 191 "О взимании платы за загрязнение природной среды, образовании и использовании фондов охраны природы на территории УР", а также на юридической норме природоохранного законодательства - презумпции виновности при экологических правонарушениях.

  2. Термины  и определения.

  Природопользователи - предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, которые при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности оказывают или могут оказывать негативное воздействие (загрязнение) на качество окружающей природной среды и ее составляющие (атмосферный воздух, почвы, недра, воды и другие).

  Плата за загрязнение окружающей природной  среды - форма частичного возмещения экономического ущерба, возникающего при осуществлении природопользователем хозяйственной, управленческой и иной деятельности в пределах установленных нормативов (лимитов) негативного воздействия на качество окружающей природной среды, а также при их несоблюдении, если оно не привело к значительным экологическим последствиям, требующим специального расследования, оценки, немедленной ликвидации и добровольного либо по решению суда или арбитражного суда возмещения вреда окружающей природной среде в полном объеме.

  Экологические фонды Удмуртской Республики - система  экологических внебюджетных государственных экологических фондов, расположенных на территории Удмуртской Республики. Экологические фонды Удмуртской Республики состоят из Республиканского экологического фонда и местных экологических фондов городов и районов Удмуртской Республики.

  Комитеты  по охране окружающей среды - система государственных органов управления в области охраны окружающей среды, включает в себя Комитет по охране окружающей природной среды Удмуртской Республики, его территориальные (городские, районные) подразделения.

  Действующий хозяйственный субъект, не имеющий источников загрязнения - предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, которые при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности не оказывают негативное воздействие (загрязнение) на качество окружающей природной среды и ее составляющие (атмосферный воздух, почвы, недра, воды и другие).

  Проверка  деятельности действующих хозяйствующих  субъектов - комплекс мероприятий, целью которых является выявление имеющихся источников загрязнения и классификация используемого оборудования по критерию "является источником загрязнения окружающей природной среды", либо "не является источником загрязнения окружающей природной среды".

  3. Уполномоченные  органы по согласованию расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды.

  3.1. Работы  по согласованию платежей осуществляются  местными (городскими, районными) Комитетами  по охране окружающей среды,  либо Комитетом по охране окружающей среды Удмуртской Республики.

  3.2. Перечень  природопользователей, согласовывающих  платежи в Комитете по охране  окружающей среды Удмуртской  Республики, определяется отделом  экономики Удмурткомприроды и  утверждается Председателем Комитета  по охране окружающей среды Удмуртской Республики.

  4. Сроки  предоставления расчетов платежей  за загрязнение окружающей природной среды.

  4.1. Природопользователи  определяют и согласовывают величину  платы за загрязнение окружающей  природной среды на год (с  поквартальной разбивкой) до 1 февраля текущего года (плановые платежи).

  4.2. По  истечении квартала природопользователи  определяют и согласовывают фактические  размеры платы за загрязнение  окружающей природной среды до 15 числа месяца, следующего за  отчетным кварталом.

  4.3. В случае, если природопользователи освобождены от ежеквартального согласования фактических платежей, согласование фактических платежей за год осуществляется до 15 января следующего за отчетным года.

  4.4. Освобождение  от ежеквартальной корректировки  платы осуществляется Комитетами по охране окружающей среды, по согласованию с органами налоговой инспекции.

  4.5. Выдача  справок в налоговую инспекцию  об отсутствии источников загрязнения  производится ежеквартально до 15 числа следующего за отчетным  кварталом месяца.

  4.6. По  согласованию с органами налоговой  инспекции Комитет по охране  окружающей среды может ввести  выдачу справок об отсутствии  источников загрязнения, один  раз в полгода, либо один  раз в год.

  5. Порядок  осуществления расчетов платежей  за загрязнение окружающей природной среды.

  5.1. Расчеты  платы осуществляются природопользователем  самостоятельно, при наличии специалиста,  прошедшего соответствующее обучение  и имеющего свидетельство, подтверждающее  компетентность данного специалиста,  либо комитетами по охране окружающей среды за счет средств природопользователя.

Информация о работе Значение лимитирующих (ограничивающих) факторов. Закон «минимума»