Земельные ресурсы РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Земля является универсальным и незаменимым природным ресурсом от рационального использования, и охраны которого зависит устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие мирового сообщества и отдельных стран. Отличительной чертой и особенностью земли является многофункциональность ее использования различными видами хозяйственной и иной деятельности. Особую роль земля и ее ключевой компонент почва играют в сельском и лесном хозяйстве.

Содержание

Введение. 2
ЗЕМЛЯ КАК СРЕДСТВО ПРОИЗВОДСТВА И БАЗИС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 3
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ 4
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 8
УЧЕТ И ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ 17
РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ДЕГРАДАЦИИ И НАРУШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ 26
ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 27
ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 27
Заключение 31
Литература 32

Работа содержит 1 файл

Zemelnye_resursy.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

 

Коэффициент экономической значимости имеет не одинаковое значение для всей территории страны и его определяют по таблицы 4.

 

Таблица 4

Коэффициент экономической  значимости земель КЭ

 

КЭ

Брестская обл.

2,8

Витебская обл.

1,65

Гомельская обл.

2,95

Гродненская обл.

3,5

Минская обл.

3,35

Могилевская обл.

1,8


 

Только общество способно реализовать концепцию устойчивого развития с ее приоритетами учета долгосрочных последствий и интересов будущих поколений. 
РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ

Провести экономическую оценку земли в Витебской, Минской, Брестской областях по затратной и рентной концепциям. Средняя стоимость освоения 1га земли по стране равна 180 руб. Замыкающие затраты составляют 1540 руб./га на производство картофеля.

 

Области РБ

Урожайность ц/га картофеля

Затраты на 1 га посадки  картофеля руб/га

Брестская

220

300

Витебская

132

495

Минская

191

270

Средняя по РБ

185

350


 

Брестская:

по затратной концепции

, руб

по рентной

, руб

Витебская:

по затратной концепции

, руб

по рентной

, руб

Минская:

по затратной концепции

, руб

по рентной

, руб

Как видно из подсчетов, считая оценку одних и тех же земель по разным концепциям можно получить результаты, которые отличаются на несколько порядков.

 

РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ДЕГРАДАЦИИ И НАРУШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ

По заявке пользователя земель Минского района было обследовано 2,9 га суглинистых почв, использующие под пашню. Данные территории находятся в пригородной зоне города Минска.

В результате установлено: обследуемая площадь загрязнена водорастворимым  фтором, содержание которого в одном килограмме почвы составило 20 мг. Фтор был обнаружен на глубине 1,7 м, коэффициент инфляции равен 2,8.

Определить экономический  ущерб от загрязнения пригородных  земель. Уровень загрязнения –  средний.

руб.

Согласно проведенной  оценке сумма ущерба составляет 403,9 106 рублей.

  
ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Осуществление земельной  реформы в стране вызвало коренные преобразования земельных отношений. Законом Республики Беларусь “О праве собственности на землю” (1993) установлены государственная и частная формы собственности. В настоящее время земельные отношения регулируются Кодексом Республики Беларусь о земле (1999). Все крупное землевладение (земли колхозов, госхозов, фермеров и других землепользователей) находится в собственности государства; это около 85 (у сельскохозяйственных угодий. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для следующих целей:

• ведения личного  подсобного хозяйства;

• строительства и обслуживания жилого дома;

• ведения коллективного  садоводства и дачного строительства.

Кроме того, земля может  быть в собственности юридических  лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.

Передача земли в  частную собственность проводится после внесения соответствующей платы за земельный участок, при этом применяется нормативная, льготная или договорная цена.

Льготная цена на земельный  участок устанавливается в раз  мере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот участок на момент приобретения его в собственность. Правом приобретения земельного участка по льготной цене пользовались граждане Республики Беларусь, имевшие во владении и пользовании земельные участки, предоставленные им до принятия Закона “О праве собственности на землю” (16 июня 1993 г.). В настоящее время по льготной цене приобретают земельные участки наследники и граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Нормативная цена рассчитывается с учетом природно-климатических  условий, видов земель, характеристики почвенного покрова, мелиоративного состояния земель; причем цены 1993 г. подлежат индексации. Для определения цены конкретного земельного участка, используемого для сельскохозяйственных целей, территория Беларуси подразделена на три природно-климатические зоны — северную, центральную и южную; каждая из них делится на два округа — западный и восточный. Кроме того, выделено 17 типов почв, которые отражают природное состояние земель и общее направление их использования. При оценке земельного участка учитывается его месторасположение по отношению к населенным пунктам.

Как показывает мировой  опыт, стоимость земли в крупных  городах неуклонно возрастает, причем существенно различается между  отдельными городами, городами и пригородами, внутри самих городов, отражая различную потребительскую стоимость или общественную полезность отдельных ее участков.

Охрана земель регулируется Кодексом Республики Беларусь о земле (раздел ХI) и включает систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Необходим комплексный подход к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

В природоохранных целях  землепользователи, землевладельцы, собственника земельных участков обязаны осуществлять:

• восстановление и повышение  плодородия почв, а также других полезных свойств земли;

• защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения отходами производства, других процессов разрушения;

• защиту сельскохозяйственных земель от зарастания кустарником и  мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель;

• рекультивацию нарушенных земель и другие мероприятия по охране и рациональному использованию  земель.

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности землепользователей и землевладельцев в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защиту земель от негативных последствий производственной деятельности; оно включает:

выделение средств из республиканского или местного бюджета  для восстановления земель, нарушенных не по их вине;

— освобождение от платы  за земельные участки в период сельскохозяйственного освоения;

— предоставление льготных кредитов;

— поощрение за повышение  плодородия почв и продуктивности земель, производство экологически чистой продукции.

Повышение эффективности  землепользования связано с оптимальным  распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства. Генеральным направлением в распределении земель в процессе хозяйственной деятельности остается учет необходимости максимального сохранения сельскохозяйственных угодий, дальнейшее совершенствование их структуры. Однако сельскохозяйственное использование земель не всегда может быть признано наиболее рациональным. Интересы гармоничного развития экономики страны требуют отвода под промышленное, транспортное, жилищное строительство, на рекреационные цели все новых и новых земель. Задача в том, чтобы изъятие земель сводилось к минимуму.

На перспективный период прогнозируется некоторое возрастание  площади лесных и лесопокрытых земель за счет пере вода в эту категорию  заросших кустарником и мелколесьем бывших сельскохозяйственных земель, а также посадки леса на песчаных и прочих не используемых в сельском хозяйстве землях. Сохранится также тенденция увеличения земель, находящихся под водой, в основном за счет рекультивации торфяников, на которых после выработки торфа создаются водохранилища. Возрастут площади земель, занимаемых транспортными магистралями, прежде всего за счет придорожных полос, строительства новых и реконструкции действующих автомобильных дорог.

В Республике Беларусь разработана  Государственная программа охраны и рационального использования  земель. На первое место выдвигается проблема сохранения и повышения продуктивности земель. Восполнение дефицита продуктивности угодий прогнозируется достигнуть повышением плодородия почв, главным образом за счет рационального применения удобрений, перевода земледелия на почвозащитную основу.

 

Заключение

 

Земля является основным природным ресурсом и богатством Беларуси, от эффективности использования  и охраны которого во многом зависит  уровень социально-экономического и экологического благополучия населения. Сохранение земель как основного средства сельскохозяйственного производства и различной хозяйственной деятельности является одной из наиболее злободневных и актуальных проблем.

В данной курсовой работе бы проработан теоретический материал о земельных ресурсах Республики Беларусь и их экономической значимости, а также изучены методы оценки земель и расчеты экономического ущерба от загрязнения данного вида ресурса. Был рассмотрен вопрос правового регулирования.

 

Литература

    1. Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д,2003. – 224с.
    2. Шимова О.С. Основы экологии и экономики природопользования: Учебное пособие. – Минск: БГЭУ,2002. – 367с.
    3. Яцухно В.М., Черныш А.Ф. Проблемы деградации земель Беларуси: Обзорная информация. – Минск: «БЕЛНИЦ ЭКОЛОГИЯ»,2003. – 33с.
    4. Демичев Д.М. Экологическое право. Особенная часть: Учебное пособие. – Минск: Ураджай,2002. – 460с.
    5. Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды // Составитель Кожевникова Р.К. -Вып. 40.-Минск: «БЕЛНИЦ ЭКОЛОГИЯ», 2002.—318 с.
    6. Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды / Составители: Войтов И.В., Кожевникова Р.К. -Вып. 27.-Минск: ОДО «Лоранж-2», 2001.—160 с.



Информация о работе Земельные ресурсы РБ