Земельные ресурсы РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Земля является универсальным и незаменимым природным ресурсом от рационального использования, и охраны которого зависит устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие мирового сообщества и отдельных стран. Отличительной чертой и особенностью земли является многофункциональность ее использования различными видами хозяйственной и иной деятельности. Особую роль земля и ее ключевой компонент почва играют в сельском и лесном хозяйстве.

Содержание

Введение. 2
ЗЕМЛЯ КАК СРЕДСТВО ПРОИЗВОДСТВА И БАЗИС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 3
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ 4
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 8
УЧЕТ И ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ 17
РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ДЕГРАДАЦИИ И НАРУШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ 26
ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 27
ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 27
Заключение 31
Литература 32

Работа содержит 1 файл

Zemelnye_resursy.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Для восстановления нарушенных земель требуется рекультивация — комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности разрушенных земель, улучшение условий природной среды. Процесс восстановления земель складывается из горно-технической и биологической рекультивации. На первом этапе засыпают карьеры, выравнивают рвы, регулируют водный режим, насыпают плодородный слой почвы; на втором восстанавливают почвенно-растительный покров и плодородие почвы. Рекультивируемые земли используются под посев нетребовательных к почвенным условиям растений, на них высаживаются леса, создаются зоны отдыха, водоемы.

 

 

 

УЧЕТ И ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ

Реализация государственной  политики в области регулирования  земельных отношений, использования  и охраны земельных ресурсов проводится на основе информации, которую содержит государственный земельный кадастровый свод систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Эта информация позволяет реализовать земельное законодательство, обеспечить регулирование земельных отношений и управление земельными ресурсами. Данные государственного земельного кадастра используются при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, определение стоимости и размеров платежей за землю.

Государственный земельный  кадастр содержит данные:

• о распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель;

• о составе, структуре и состоянии земельного фонда страны в разрезе административно-территориальных единиц;

• о местоположении, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике, установленном режиме использования и другие необходимые сведения.

Система кадастрового учета  представляет собой присвоение специально уполномоченным органом земельному участку, выделенному в результате землеустройства, уникального кадастрового номера, учет существенных элементов этого земельного участка, включающих границу участка, расположение на нем сооружений.

В условиях перехода к  рынку возникла необходимость проведения всеобъемлющей оценки земель. Методика кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения с 1995 г. строится на основе учета следующих показателей:

• продуктивности земель в денежном выражении при сопоставимом среднем уровне ведения хозяйства;

• рентного дохода как  разности между продуктивностью  земли в денежном выражении и  необходимыми издержками производства (включая затраты на реализацию продукции);

• цены земли, обусловленной  размером ежегодно получаемого дохода с учетом его капитализации.

Земельным законодательством  Республики Беларусь установлено, что  землевладение и землепользование является платным. Для определения размеров земельного налога также применяются показатели кадастровой оценки земель. Закон Республики Беларусь “О платежах за землю” (1991) устанавливает ставки земельного налога и плата за землю является обеспечением экономических методов рационального использования земель, формирование средств, для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории.

Взимание платы за землю регулируется Кодексом Республики Беларусь о земле и другими законодательными документами Республики Беларусь.

Плата за землю обязательна  для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли.

В теории выделяют две основные концепций экономической оценки земельных ресурсов:

затратную — в ее основе лежат расходы на воспроизводство земельных ресурсов;

рентная — базируется на исчислении народнохозяйственного эффекта земельных ресурсов в виде дифференциальной ренты.

Затратная концепция. Она основывается на оценке вложений труда и средств в воспроизводство земельных ресурсов.

Земельные ресурсы воспроизводимы экономически. Например, земельный  участок, находящийся в хозяйственном  обороте, может быть замещен добавочным трудом, т.е. эколого-экономические условия его воспроизводства. Принцип экономической воспроизводимости ресурса положен в основу определения издержек воспроизводства земельных ресурсов, т.е. земельные ресурсы воспроизводятся не физически, а условно. В этом случае затраты на воспроизводство земельного ресурса показывают такую величину средств, которая необходима не для физического воссоздания ресурса, а для его замещения с тем же хозяйственным или социальным эффектом. Здесь издержки воспроизводства земельного ресурса выступают как затраты замещения эколого-экономических условий воспроизводства первичных продуктов земледелия (зерно, овощи, корма и т.п.).

Тогда затраты замещения (воспроизводства) по своей экономической природе являются единовременными (капитальными) вложениями или инвестициями в земельные ресурсы.

Методологической основой построения экономической оценки земельных ресурсов является эффективность общественного производства.

Под экономической оценкой  земельного ресурса будем понимать величину единовременных затрат (инвестиций), которые необходимы для воспроизводства данного ресурса или его замещения на основе эффекта воспроизводства продукта землепользования.

Различают текущую (годовую) и долгосрочную экономические оценки земельных ресурсов.

Текущая — ежегодный эффект воспроизводства.

Долгосрочная — сумма ежегодных эффектов воспроизводства за период нахождения земельного ресурса в хозяйственном обороте. Один из подходов определяет текущую оценку через себестоимость (С) продукции землепользования и эффективность вложения капитала в стране (Р). Расчета текущей экономической оценки земельного ресурса можно записать:

где Р — народнохозяйственная эффективность вложения капитала;

Уu — производительность (урожайность) продукта землепользования на конкретном земельном участке, ц/га;

Си и Сн — соответственно индивидуальная и народнохозяйственная себестоимость единицы продукта землепользования, р/ц;

К — коэффициент потребительской ценности земельного ресурса.

Долгосрочная экономическая  оценка земельного ресурса представляет собой сумму текущих оценок за бесконечный ряд лет с учетом приведения их к единому, обычно начальному или «современному»   моменту.

Тогда долгосрочная экономическая оценка рассчитывается по формуле

 

 

где — дисконтный множитель, приводящий разновременные экономические оценки к «современному» моменту;

r — годовая норма дисконта времени;

t — время (в календарных годах).

Данная методика используется в Российской Федерации. Для Республики Беларусь применяется сходная методика, которая позволяет определить экономическую оценку одного гектара земли (О):

, где

К—стоимость освоения одного гектара земли в современных условиях (средняя по стране);

У/Т и У’/Т’ – отношение урожайности к затратам на производство земледельческого продукта соответственно на оцениваемом участке и по стране.

Рентная концепция.

Суть рентного подхода  состоит в том, что экономическая  оценка исходит от размера приносимой данным природным ресурсом дифференциальной ренты.

Дифференциальная рента показывает экономический выйгрыш, который получает народное хозяйство благодаря более благоприятным условиям оцениваемого ресурса (удобство положения, лучшее качество природного ресурса).

Экономическая оценка земли  согласно данной концепции опредеряется по формуле:

, где

ЕН—нормативный коэффициент экономической эффективности при использовании земли для сельскохозяйственных целей, ЕН = 0,06.

R—дифференциальная рента, - соответственно, замыкающие и индивидуальные затраты, руб. за га.

Различают дифференциальную ренту I и дифференциальную ренту II. Рента первого рода связана с различным естественным плодородием отдельных земельных участков. Дифференциальная рента второго рода связана с дополнительным доходом, образующимся в результате более производительных дополнительных вложений капитала. Ее источник — прибавочная стоимость, создаваемая трудом (капиталом).

В расчетах экономических оценок природных ресурсов, в том числе и земельных, при рентном подходе в качестве общественно необходимых затрат рекомендуется использовать показатели замыкающих затрат на соответствующие виды продукции, например сельскохозяйственного производства.

В экономической литературе эти затраты также называют кадастровыми ценами или общественно оправданными пределами затрат на прирост производства соответствующей продукции. В открытой экономике в качестве таковых часто принимают мировые цены на тот или иной продукт. Последние оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.

Замыкающие затраты  — это нормативный уровень  приведенных затрат на производство продукции при эксплуатации природного, в том числе земельного, ресурса, включая и норму прибыли, наименее экономичных производств, вовлекающих природный ресурс в хозяйственный оборот.

Долгосрочная земельная  рента (экономическая оценка земли) представляет собой капитализированную ренту

где Rr — годовая рента;

r — норма ссудного процента. Она оценивается по среднему кредитному проценту коммерческих банков.

Так как природные  ресурсы используются в течение  длительного времени, то при экономической оценке ресурса важное значение имеет фактор времени, который влияет на изменение такой оценки. Также при не правильном использовании земельных ресурсов, неблагоприятной окружающей среде и неправильном ведении хозяйственной деятельности человека возникает проблема деградации земель. Соответственно земли теряют свою ценность. В связи с этим производиться расчет экономического ущерба от деградации и нарушения земель.

Размер экономического ущерба от загрязнения земель рассчитывается на основе укрупненных нормативов совокупных затрат на проведение работ по восстановлению земель с учетом степени и глубины загрязнения земель, природы, значимости деградации земель.

Ущерб рассчитывается по формуле:

,   где

Н—норматив совокупных затрат на проведение работ по восстановлению земель;

НИ—коэффициент повышения совокупных затрат, учитывающий уровень инфляции;

КУЗ—коэффициент, учитывающий глобальное загрязнение;

КГЗ—коэффициент глубины загрязнения

КЭ—коэффициент, учитывающий экономическое значение земель в административных районах;

КООТ—коэффициент, учитывающий историко-культурное и др. значение земель.

Коэффициенты, учитывающие  глобальное загрязнение, глубину загрязнения и историко-культурное значение земель определяют в зависимости от уровня загрязнения земель по таблице 2.

Таблица 2

Степень загрязненности земель характеризуется пятью уровнями.

 

Уровни загрязненности земель

КУЗ

КООТ

КГЗ

1

Допустимый

0

0-20

1

2

Слабый

0,3

0-50

1,3

3

Средний

0,6

1-100

1,5

4

Высокий

1,5

1-150

1,7

5

Очень высокий

2

≥150

2


 

По таблице 3 определяют норматив совокупных затрат на проведение работ по восстановлению загрязненных земель в зависимости от группы почв и их назначения.

Таблица 3

Норматив совокупных затрат на проведение работ по восстановлению земель (Н, млн. руб./га)

Группа почв

Наименование почвы

Пашня

Природные сенокосы, пастбища

1

Дерновые, дерново-карбонатные, дерново-подзолистые

22,7

5,1

2

Суглинистые

16,5

3,7

3

Дерново-подзолистые, суглинистые

16,5

3,7

4

Дерново-подзолистые, супесчаные

10,6

2,3

7

Пойменные,

15,3

3,4

9

Осушенные торфяные болота

13,7

3,1

Информация о работе Земельные ресурсы РБ