Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:16, реферат
Большую опасность таит в себе использование нефти и газа в качестве топлива. При сгорании этих продуктов в атмосферу выделяются в больших количествах углекислый газ, различные сернистые соединения, оксид азота и т.д.
Уменьшение количества кислорода и рост содержания углекислого газа, в свою очередь, будут влиять на изменение климата.
Большая роль в загрязнении атмосферы принадлежит реактивным самолетам, машинам, заводам и фабрикам. Чтобы пересечь Атлантический океан, современный реактивный лайнер поглощает 35 т кислорода и оставляет инверсионные следы, увеличивающие облачность. Значительно загрязняют атмосферу и автомашины, которых уже сейчас насчитывается более 500 млн. По подсчетам специалистов, машины „размножаются" в 7 раз быстрее людей.
Немалый вклад в отравление атмосферы вносят различные заводы, тепло- и электростанции. Средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает ежесуточно в окружающую среду 500 т серы в виде сернистого ангидрита, который, соединяясь с водой, тотчас же дает сернистую кислоту.
Загрязнение атмосферы различными вредными газами и твердыми частицами приводит к тому, что воздух крупных городов становится опасным для жизни людей.
Большой вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспортировке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и перевозке.
Одним из наиболее перспективных путей ограждения среды от загрязнения является создание комплексной автоматизации процессов добычи, транспорта и хранения нефти.
Ведение…………………………………………………………………………………….3
1 Химический состав нефти……………………………………………………………..5
2 Загрязнение нефтью поверхностных вод…………………………………………….7
3 Ликвидация последствий попадания нефти в море…………………………………11
4 Загрязнение нефтью подземных вод…………………………………………………13
5 Загрязнение нефтью почвы……………………………………...……………………14
6 Загрязнение нефтепродуктами атмосферы………………………………………….16
Выводы…………………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………………………………………...20
ПЛАН
Ведение……………………………………………………………
1 Химический
состав нефти……………………………………………………………..
2 Загрязнение нефтью поверхностных вод…………………………………………….7
3 Ликвидация последствий попадания нефти в море…………………………………11
4 Загрязнение нефтью подземных вод…………………………………………………13
5 Загрязнение
нефтью почвы……………………………………...……………………
6 Загрязнение
нефтепродуктами атмосферы……………
Выводы………………………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Все загрязнения, спущенные в воду, рано или поздно попадают в Мировой океан. Если эти вещества трудом разлагаются (как, например, нефтепродукты) и могут накапливаться в морских организмах, то они неизбежно повредят человеку. Состояние морей можно определить как «биологическую мину замедленного действия», часы которой отсчитывают минуты.
Использование нефти человеком, ее добыча в море и перевозка по морю — все это часто рассматривается как смертельная опасность для Мирового океана. Поэтому очень важными становятся вопросы о том, какими путями нефть попадает в воду, что с ней там происходит, как она действует на флору и фауну? Какие усилия предпринимаются правительствами и нефтяными концернами для того, чтобы сократить загрязнения морей нефтью?
К 1980 г. в мире было около 4 тыс. танкеров, которые перевозили по морю примерно 1700 млн. т нефти (около 60% ее мирового потребления). Приблизительно 450 млн. т сырой нефти (15% мировой добычи за год) поступало из месторождений, находящихся под морским дном. Сейчас за год добывается из моря и перевозится по нему более 2 млрд. т нефти. По современным оценкам Национальной академии наук США, из этого количества в море попадает 1.6 млн. т, но это лишь четвертая часть той нефти, которая в сумме попадает в море. Остальная нефть поступает с судов сухогрузов (льяльные воды, остатки горюче-смазочных материалов, случайно или намеренно сбрасываемые в воду), из природных источников, а больше всего — из городов, особенно с предприятий, расположенных на морском побережье или на реках, впадающих в море.
Пожалуй, опаснее сырой нефти изготовленные
из нее нефтепродукты — бензин, дизельное
топливо и другие. Опасны высокие концентрации
нефти и на литорали (приливно-отливной
зоне), особенно на песчаном берегу. Обычно
при катастрофах танкеров нефть быстро
расходится в воде, разбавляется, начинается
ее разложение; углеводороды нефти могут
без вреда для морских организмов проходить
через их пищеварительный тракт и даже
через ткани (вредных последствий для
подопытных животных не было обнаружено).
Интересно, что рыба часто не погибает
от загрязнения; по-видимому, она может
издалека чувствовать воду, загрязненную
нефтью, и обходит эти районы.
1 ХИМИЧЕСКИЙ
СОСТАВ НЕФТИ
Нефть относится к группе горных осадочных пород вместе с песками, глинами, известняками, каменной солью и др. Она обладает одним важным свойством - способностью гореть и выделять тепловую энергию. Среди других горючих ископаемых она имеет наивысшую теплотворную способность. Например, для подогрева котельной или другой установки требуется нефти значительно меньше по весу, чем каменного угля.
Нефть и нефтепродукты представляют собой сложную жидкую смесь близкокипящих углеводородов и высокомолекулярных углеводородных соединении с гетероатомами кислорода, серы, азота, некоторых металлов и органических кислот. Определить индивидуальный химический состав нефти практически невозможно, поэтому ограничиваются определением группового химического состава, т.е. отдельных рядов и групп углеводородов.
Несмотря на многообразие углеводородов, основными структурными элементами нефти являются углерод и водород, а элементарный состав колеблется в небольших пределах: углерод 83-87%, водород 11-14%. На долю других элементов, объединяемых группой, смолисто-асфальтеновые вещества представляют собой высокомолекулярные органические соединения, содержащие углерод, водород, серу, азот и металлы. К ним относятся: нейтральные смолы, растворимые в бензинах; асфальтены, не растворимые в петролейном эфире, но растворимые в горячем бензоле; карбены, растворимые в сероуглероде; карбониты, ни в чем не растворимые. При сгорании нефти получается зола (сотые доли процента), состоящая из окислов кальция, магния, железа, алюминия, кремния, натрия и ванадия. Соединения последнего являются переносчиками кислорода и способствуют активной коррозии.
В нефти можно обнаружить более половины элементов таблицы Менделеева. Элементарный (часто говорят «химический») состав нефти полностью не известен. Уже сейчас обнаружены 425 индивидуальных углеводородов, содержащих серу, азот и кислород. Трудность определения состава заключается в том, что выделить из нефти соединения можно пока лишь путем перегонки, при этом состав нефти может значительно измениться в результате различных реакций.
Определить индивидуальный химический состав нефти практически невозможно, поэтому ограничиваются определением группового химического состава, т.е. отдельных рядов и групп углеводородов. Углеводороды, различающиеся содержанием углерода и водорода в молекуле, а также строением, являются основным компонентом нефти. Углеводороды принято разделять на парафиновые (насыщенные алканы), нафтеновые и ароматические. Преобладание той или иной группы углеводородов придает этим продуктам специфические свойства. В зависимости от преобладания в нефти одного из трех представителей углеводородов (более 50%) нефти именуются метановые, нафтеновые или ароматические. В случае, когда к доминирующему присоединяется другой углеводород в количестве не менее 25%, то им дают комбинированное название, например, метанонафтеновые.
Приведенная выше классификация нефтей по углеводородному составу позволяет дать новое определение нефти: нефть представляет собой раствор чистых углеводородов и гетероатомных органических соединений, т. е. углеводородов, содержащих в молекуле атомы кислорода или азота, или серы. Именно раствор, а не смесь, причем не обычный раствор, а раствор различных соединений друг в друге.
Условно товарные нефтепродукты делятся
на светлые, темные, пластичные смазки
и нефтехимические продукты. К светлым
нефтепродуктам относят и бензины, керосины,
топлива для реактивных двигателей, дизельные
топлива. Темные нефтепродукты — это различные
масла и мазуты.
2 ЗАГРЯЗНЕНИЕ
НЕФТЬЮ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД
При выбросе нефти в окружающую среду происходит ее контакт с атмосферой или почвенными и природными водами рек и морей.
Нефть, вступившая в контакт с окружающей средой, быстро перестает существовать в исходном виде. С компонентами нефти происходит ряд физических, физико-химических и биологических процессов и превращений.
Почти все компоненты сырой нефти имеют плотность менее 1 г/см3.
Часть компонентов нефти переходит в растворенное состояние. В среднем 2-5% (иногда до 15%) сырой нефти растворяется в воде.
Легколетучие фракции испаряются. В газовую фазу переходит от 10 до 40% нефти ее исходного количества. В основном идет растворение низкомолекулярных алканов, циклоалканов и бензолов.
Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) типа антрацена и пирена практически не переходят в газовую фазу и подвергаются сложной трансформации в результате окисления, биодеградации и фотохимических процессов.
В водной среде происходит фракционирование нефти и нефтепродуктов, в результате которого они могут существовать в нескольких агрегатных состояниях, в том числе:
• поверхностные пленки (слики);
• эмульсии типа «нефть в воде» или «вода в нефти»;
• взвешенные формы в виде плавающих на поверхности и в толще воды мазутно-нефтяных агрегатов;
• осажденные на дне твердые и вязкие компоненты;
• аккумулированные в водных организмах соединения.
Многолетние наблюдения за состоянием Балтийского моря показали, что 3,6 % суммарного количества нефти находится в виде пленки, в донных осадках аккумулировано 15 %, в эмульгированном и растворенном состоянии находится соответственно 64 и 17 % нефти.
При попадании в морскую акваторию 1 т нефти, она уже через 10 мин распространяется по поверхности в радиусе 50 м и толщиной слоя до 10 мм. Затем происходит ее быстрое последующее растекание до площади 12 км2 с образованием пленки толщиной менее 1 мм.
В течение первых нескольких суток после разлива нефти значительная ее часть переходит в газовую фазу. Улетучивается до 75 % легкой фракции и до 10% средних и тяжелых фракций соответственно.
Нефть в виде пленки дрейфует по направлению ветра со скоростью, составляющей 3 – 4% скорости ветра. По мере утончения пленки и при достижении ею критической толщины около 0,1 мм она начинает разбиваться на отдельные фрагменты, которые распространяются затем на более обширные площади. Часть нефти растворяется – концентрация нефти под пленкой составляет 0,1 – 0,4 мг/л.
Образование нефтяных эмульсий определяется составом нефти. Наиболее устойчивые эмульсии типа «вода в нефти» содержат от 30 до 80 % воды и могут существовать в морской акватории более 100 сут.
Эмульсии типа «нефть в воде» представляют собой диспергированные в воде капельки нефти. Они малоустойчивы, во времени происходит их дальнейшее диспергирование вплоть до образования микроскопических капель. При этом ускоряются процессы разложения.
Химические превращения нефти на поверхности и в толще воды начинают проявляться не ранее чем через сутки после поступления ее в море. Они носят окислительный характер и часто сопровождаются фотохимическими реакциями. Конечные продукты окисления – гидроперекиси, фенолы, карбоксильные кислоты, кетоны и альдегиды – имеют повышенную растворимость в воде и высокую токсичность.
Часть нефти (до 10 – 30%) сорбируется на твердых частицах взвесей, присутствующих в воде, и осаждается на дно. Эти процессы происходят в большей степени в узкой прибрежной полосе и на мелководье. Одновременно протекает процесс биоседиментации, т.е. извлечения эмульгированной нефти планктонами и осаждение ее на дно с остатками организмов. Аккумулированные на дне тяжелые фракции нефти могут сохраняться в течение многих месяцев и лет.
Фотометрические превращения
Распад и синтез в воде
Максимальный диапазон