Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 16:21, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть проблему загрязнения Мирового
океана, источники загрязнения, пути локализации источников, методы очистки
вод Мирового океана.
Введение………………………………………………………………………………………….2
1. Промышленные и химические загрязнения……………………………………..3
1.1 Нефть и нефтепродукты…………………………………………………………..3
1.2 Органические соединения………………………………………………………...4
1.3 Неорганические соединения ……………………………………………………...6
1.4 Пестициды…………………………………………………………………………7
1.5 Синтетические поверхностно-активные вещества…………………………..….8
1.6 Соединения с канцерогенными свойствами…………………………………….8
1.7 Тяжелые металлы………………………………………………………………….8
1.8 Бытовые отходы…………………………………………………………………...9
1.9 Тепловое загрязнение……………………………………………………………10
1.10 Сброс отходов в океан (Дампинг)……………………………………………..10
2. Охрана вод мирового океана……………………………………………………...12
2.1 Самоочищение морей и океанов………………………………………………..12
2.2 Охрана морей и океанов…………………………………………………………13
2.3 Охрана морских прибрежных вод………………………………………………16
2.4 Контроль за уровнем загрязнения морей……………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………………..20
г. в Лондоне была созвана Международная конференция по предотвращению
загрязнения моря. Конференция приняла Международную конвенцию по
предотвращению загрязнения моря с судов. Конвенция 1973 г. предусматривает
меры, предупреждающие загрязнение морей не только нефтью, но и другими
вредными жидкими веществами, а также отходами (сточные воды, мусор судов и
т.п.). Согласно Конвенции, каждое судно должно иметь сертификат -
свидетельство о том , что корпус, механизмы и прочая оснастка находятся в
исправном состоянии и не загрязняют море. Соответствие сертификатам
проверяется инспекцией при заходе судна в порт. Конвенция устанавливает
жесткие нормы содержания нефти в сбрасываемой танкерами воде. Суда
водоизмещением более 70 тыс. т должны располагать емкостями приема чистого
балласта - в такие отсеки нефть грузить запрещается. В особых районах
полностью запрещен слив нефтесодержащих вод с танкеров и сухогрузных судов
водоизмещением свыше 400 т. Все сбросы с них должны выкачиваться только на
береговые приемные пункты. Все транспортные суда оснащаются сепарационными
устройствами для очистки сливных вод, а танкеры - устройствами,
позволяющими осуществлять мойку танкеров без слива нефтяных остатков в
море. Для очистки и обеззараживания судовых сточных вод, в том числе
хозяйственно-бытовых,
созданы электрохимические
Береговые очистные сооружения, куда поступает отработанная вода с судов,
не только очищают от загрязнения, но и регенерируют тысячи тон нефти.
На судах
помещаются установки для
отходов и мусора, опорожняемых в плавучие и береговые приемные устройства.
Институт океанологии УАН разработал эмульсионный метод очистки морских
танкеров, полностью исключающий попадание нефти в акваторию и
обеспечивающий абсолютную чистоту танкеров после промывки. Добавка к
промывной воде смеси нескольких поверхностно-активных веществ позволяет
осуществить на самом танкере с помощью несложной установки очистку без
сброса с судна загрязненной воды или остатков нефти с регенерацией ее для
дальнейшего использования. С каждого танкера удается отмыть до 300 т нефти.
Танкерные емкости очищаются так, что в них после нефти можно перевозить
даже пищевые продукты.
При отсутствии такой установки промывку на танкере можно осуществлять с
помощью очистной станции, которая производит механизированную мойку
емкостей из-под нефтепродуктов всех сортов по замкнутому контуру с помощью
подогретого до 70-80 С раствора. Очистная станция также отделяет
нефтепродукты от принимаемых с судов сточно-балластных вод, очищает от
механических примесей и обезвоживает остатки нефти, отмывает от
нефтепродуктов удаленную из цистерн ржавчину.
В целях предотвращения утечек нефти совершенствуются конструкции
нефтеналивных судов. Так, супертанкеры, вмещающие 150 тыс. т груза, имеют
двойное дно. При повреждении одного из них нефть не выльется, ее задержит
вторая внешняя, оболочка.
Для отмывки
топливных цистерн
станции. Мощная водогрейная установка с двумя котлами нагревает воду до 80-
90 С, и насосы перекачивают ее в танкеры. Грязная вода вместе с отмытой
нефтью поступает обратно на очистную станцию, где проходит три каскада
отстойников. И, вновь подогретая, опять, откачивается на мойку. При этом
для подогрева используют нефть, извлеченную из грязной воды.
Для систематической очистки портовых акваторий от случайных разливов и
загрязнений нефтью применяются плавучие нефтесборщики и боновые
заграждения. Нефтесборщики НСМ-4 повышенной морепроходимости рейдах с
удалением от порта до 10 морских миль при волнении моря до способны очищать
море от плавающих нефтепродуктов и мусора вдоль побережья и на открытых
морских трех баллов и силе ветра до четырех балов.
Боновые
заграждения, предназначенные
нефтепродуктов как в акваториях портов, так и в открытом море, строят из
стеклопластика, устойчивого при значительных скоростях ветра и течений.
В ряде случаев целесообразно предотвращать растекание нефти не
механическими (боновыми заграждениями), а физико-химическими методами. С
этой целью по всему периметру нефтяного пятна ли только с подветренной
стороны наносят поверхностно-активные вещества - нефтесобиратели.
В случае крупной утечки для локализации нефтяного пятна одновременно
используют механические и химические методы. Создан препарат пенопластовой
группы, который при соприкосновении с нефтяным пятном полностью его
обволакивает. После отжима пенопласт может использоваться повторно в
качестве сорбента. Такие сорбенты очень удобны из-за простой технологии
применения и невысокой стоимости. Однако массовое производство таких
препаратов пока не налажено.
В настоящее время разработаны сорбирующие средства на основе
растительных, минеральных и синтетических веществ. Главное требование,
которое к ним предъявляется, - непотопляемость. Собранные с водной
поверхности, некоторые сорбенты после регенерации могут применяться
повторно, другие подлежат утилизации. Имеются препараты, позволяющие
собирать с поверхности воды до 90% разлитой нефти. Впоследствии их можно
использовать для производства битума и других строительных материалов.
Еще одно важное качество, которым должен обладать сорбент, - способность
захватывать большое количество нефти. Пенопласты, полученные на основе
сложных полиэфиров, за 5 мин поглощают количество нефти в 20 раз
превышающее собственную массу.
Эти вещества
прошли успешные испытания в
Одесском порту и при
последствий разлива дизельного топлива на заболоченной местности.
Недостатком же их следует считать то, что ими нельзя пользоваться при
волнении моря.
После сбора
разлитой нефти сорбентами
или механическими
поверхности всегда остается тонкая пленка, которую можно удалить
диспергированием, т.е. разбрызгиванием н водную поверхность препаратов, под
действием которых происходит распад нефтяной пленки. Диспергенты не
извлекаются из воды, поэтому основным требованием к ним является их
биологическая безопасность. Кроме того, они должны сохранить свои свойства
при сильном разбавлении морской водой. Нефтяная пленка после такой
обработки распределяется в толще воды, где подвергается окончательному
разрушению в результате биохимических процессов, обуславливающих
самоочищение.
Оригинальный
способ очистки воды от
американские ученые в Атлантическом океане. Под нефтяную пленку на
определенную глубину опускается керамическая пластина. К ней подключается
акустическая установка. Под действием вибрации нефть сначала скапливается
толстым слоем над местом, где установлена пластина, а затем смешивается с
водой и начинает фонтанировать. Электрический ток высокого напряжения,
также подведенный к пластинке, поджигает фонтан, и нефть полностью сгорает.
Если мощность акустической установки недостаточно велика, нефть лишь
превращается в плотную массу, которую удаляют из воды механическим
способом.
Для удаления с поверхности прибрежных вод пятен масел ученые США создали
модификацию полипропилена, притягивающего жировые частицы. На катере-
катамаране из этого материала между корпусами установили своеобразную
штору, концы которой свисают в воду. Как только катер попадает на пятно,
нефть прочно прилипает к «шторе». Остается лишь пропустить полимер через
валики специального устройства, которое отжимает нефть в специально
приготовленную емкость.
Однако, несмотря на некоторые успехи в поиске эффективных средств,
ликвидирующих нефтяное загрязнение, о решении проблемы говорить рано.
Только внедрением даже самых эффективных методик очистки от загрязнений
невозможно обеспечить чистоту морей и океанов. Центральная задача, которую
необходимо решать всем заинтересованным странам сообща, - предотвращение
загрязнения.
2.3 Охрана морских прибрежных
вод
Прибрежная водоохранная зона - территория, прилегающая к акваториям
объектов, на которых устанавливается специальный режим, не допускающий
загрязнения, засорения и истощения вод. Границы прибрежного охраняемого
района определяются границами района фактического и перспективного морского
водопользования населения и двух поясов зоны санитарной охраны.
Район морского
водопользования организуется
безопасности и предупреждения случаев ограничения водопользования из-за
загрязнения вредными химическими веществами. Ширина этого района в сторону
моря обычно не мене 2 км.
В первом поясе зоны санитарной охраны не допускается превышение
установленных
нормативных показателей
в результате спуска сточных вод. По береговой протяженности и ширине в
сторону моря пояс должен составлять не менее 10 км от границы района
водопользования. Второй пояс зоны санитарной охраны предназначается для
предотвращения загрязнения района водопользования и первого пояса