Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:19, реферат
При современном состоянии технической вооруженности человечества, уровне развития производственных отношений и производительных сил в мировом сообществе, росте численности населения Земли, нарастающей урбанизации, распространении стереотипа общества потребления - масштабы изъятия природных ресурсов, степень воздействия и загрязнения окружающего мира стали опасны для самого человечества. Происходит изменение исторически сложившейся среды обитания, к которой за долгие годы эволюции человек генетически адаптирован.
Введение……………………………………………………………………………...3
Экология……………………..……………………………………………………….4
Задачи, законы и методики экологии..……………………………………………..9
Список литературы…………………………………………………………………16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Экология……………………..………………………………
Задачи, законы и методики экологии..……………………………………………..9
Список
литературы……………………………………………………
Введение
При
современном состоянии
Экология
В буквальном переводе слово "экология" означает учение о "доме" (от греч. "ойкос" - местообитание, жилище, дом и "логос" - учение). Впервые этот термин и общее определение экологии было сделано немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. В своем капитальном труде "Всеобщая морфология организмов" он писал: "Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт". Как видно из определения, зоолог Э. Геккель рассматривал в качестве предмета экологии взаимоотношения животного с окружающей средой, что к настоящему времени существенно изменилось.
Следует
заметить, что как научная дисциплина
экология сформировалась лишь в начале
XX в., а в качестве широкого научного
направления стала
На
данном этапе человек уже не рассматривается
как биологический вид, как животное,
что во многом соотносилось бы с
определением экологии по Э. Геккелю, а
как социотип, что заставляет рассматривать
предмет экологии как науки более
широко. Это значит, что за полтора
столетия своего существования экология
как наука ощутимо
Если подходить к экологии исключительно как к биологической науке, то все естествоиспытатели, изучавшие живой мир, были экологами, так что и К. Линней, и Ж.Б. Ламарк, и Ч. Дарвин и многие другие тоже были экологами. Это вполне понятно, так как при изучении растений, животных, микроорганизмов всегда приходится исследовать их в различных условиях среды обитания. Поэтому экология, являясь частью наук биологического цикла, представляет собой науку о живых существах в местах их обитания со всеми взаимоотношениями и со всеми их компонентами. Иными словами, каждое живое существо как объект изучения рассматривается во взаимодействиях с неживыми и живыми объектами в месте своего обитания.
На
настоящий момент при накопленном
значительном экспериментальном и
теоретическом материале
Современный
мир, окружающий значительно выросшее
в своей численности
Итак, в целом экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов и взаимодействия их со средой обитания.
Общая экология, которая иногда именуется глобальной экологией, мегаэкологией, панэкологией, являет собой научное направление, рассматривающее определенную и необходимую для живого организма или фактора среды (в рассмотрении это так называемый центральный объект или объект изучения) совокупность природных и социальных явлений, предметов, организмов, оказывающих на них большое воздействие. Это достаточно громоздкое определение, тем не менее, позволяет в рамках общей экологии не ограничиваться интересами лишь живых организмов, но и анализировать "интересы" неживой составляющей среды, подвергающейся воздействию живого организма. Некоторые специалисты при трактовке предмета общей экологии считают, что им является изучение взаимоотношений и закономерностей на надорганизменном уровне организации, т. е. характерных как для прокариот, грибов и растений, так и для животных, в том числе и для человека как представителя царства животных. Несмотря на некоторые разночтения в подходе, общая экология являет собой науку о принципах взаимоотношений между "живым" и "неживым" на Земле.
Аутэкология (аутоэкология) представляет собой раздел экологии, который изучает особенности реагирования и взаимодействия видов живых организмов с факторами окружающей среды. В настоящее время из аутэкологии в качестве самостоятельной научной дисциплины выделилась популяционная экология, предметом научных исследований которой является популяция живых организмов, существующих в определенных условиях среды и под влиянием которых она развивается и видоизменяется.
Синэкология
- это раздел экологической науки,
который изучает закономерности
развития и существования сообществ
живых организмов (биоценозов) в
конкретных изменяющихся условиях среды
обитания. В последние годы активно
развивается такая отрасль
В последние годы особое место в развитии экологических наук отводится геоэкологии, которая играет значительную роль в антропогенных воздействиях, в активизации негативных экзогенных геологических процессов, в деградации ландшафтов, в нарушениях биогенных циклов. Но это, на наш взгляд, не самое главное в геоэкологии, так как геологическая составляющая природной среды, среды обитания человека, да и всей биоты весьма значительна. Для этого достаточно упомянуть о роли геохимических и биогеохимических процессов в формировании земной коры, в выделении гидросферы, в создании современного состава атмосферы. Серьезному изучению в настоящее время подвергается проблема функционирования общности "динамическая геологическая экосистема - строительная система".
В
последнее время широкое
На мой взгляд, экология как фундаментальная естественнонаучная дисциплина изучает основные законы взаимодействия живых организмов со средой их обитания, на базе которых могут быть получены весьма конкретные сведения, позволяющие выработать рекомендации и принципы исследований экологической направленности по отношению к различным видам человеческой деятельности, в том числе и к машиностроению, нефтехимии, энергетике и т. д.
Прикладные
аспекты экологической науки
служат основой для развития технической
инженерной дисциплины, а именно охраны
окружающей среды. Поле деятельности охраны
окружающей среды - это инженерные мероприятия
и инженерные сооружения, направленные
на сохранение природы и ее компонентов
при различных видах
Окружающая
человека среда представляет собой
глобальную (и не только в рамках нашей
одной планеты) метамегасистему, состоящую
из двух, тесно взаимодействующих и взаимосвязанных
мегасистем: природной и техногенной сред.
Природная среда включает четыре основные
макросистемы (геосферы): атмосферу, гидросферу,
литосферу и биосферу. Естественно, что
в результате всей деятельности человека
в пределах определенного исторического
времени все эти макросистемы
существенным образом изменены. В доисторические
времена человечество находилось внутри
природной среды, являясь по существу
частью составляющей биосферы, и взаимодействовало
с другими макросистемами через биосферу
и биосферные процессы. В историческое
время человек, по существу выделившись
из биосферы уже в виде человечества, превратился
в пятую макросистему со всеми характерными
для нее признаками, такими составляющими,
как общество, общественные формации,
хозяйственная деятельность, войны и т.
д.
Задачи экологии
Особенно
отрицательным как для природы,
так и для общества становится
бесцеремонное вмешательство
Любое вторжение в природу даже в самых скромных масштабах должно быть всесторонне просчитано и обосновано. В свою очередь необходима также постоянная забота о поддержании динамического равновесия между природой и обществом. Поэтому нужно не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.).
Уровень
воздействия человека на окружающую
среду зависит в первую очередь
от технической вооруженности
Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX в. - это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные масштабы воздействия общества на природу и ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь - экологическую.
Современная
биосфера является результатом длительной
эволюции всего органического мира
и неживой природы. В этой эволюции
принимает участие и сам
Еще в 20 - 30-х годах нашего столетия В.И. Вернадский, размышляя о геологической роли человека, вооруженного научной мыслью (разумом), пришел к выводу, что геохимическая роль человека определяется не его массой (хотя численность человечества постоянно растет), а производственной деятельностью. Это значит, что важнейшим фактором, от которого зависит жизнь на нашей планете, становится разумная коллективная деятельность человека.
Для
Вернадского было очевидным, что
биосфера под влиянием разумной человеческой
деятельности переходит в качественно
новое состояние. Это новое состояние
биосферы, преобразованной человеческой
мыслью и трудом, Вернадский назвал
ноосферой. Ее существенной характеристикой
является поддержание глобального
равновесия системы на основе оптимального
сочетания социально-
Сам термин «ноосфера», в прямом переводе означающий «сфера разума», был введен французскими учеными и философами Е. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, которые по их собственному признанию, впервые использовали его после парижских лекций В.И. Вернадского 1922 - 1926 годов. Вернадский, знакомый с ними, тоже стал использовать этот термин, но, в отличие от них, понимавших под ноосферой некий «мыслящий пласт», подходил к ноосфере с сугубо материалистических позиций. Концепция ноосферы Вернадского явилась логическим завершением многолетней работы ученого над проблемами живого вещества и биосферы.