Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Железнодорожный транспорт в России — одна из крупнейших железнодорожных сетей мира, существующая с 1837 года и насчитывающая 86 тыс. км железнодорожных путей, из которых около половины — электрифицированные. По общей протяжённости железнодорожных путей Россия занимает 2-е место, уступая только США (194,7 тыс. км). По протяжённости электрифицированных дорог (43 тыс. км) Россия занимает 1-е место в мире.

Содержание

Введение 3

1 Воздействие железнодорожного транспорта на экосистемы 5

1.1 Оценка воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду 7

1.2 Использование природных ресурсов 8

2 Источники и виды загрязнений ОС ж/д транспортом 10

2.1 Загрязнения атмосферного воздуха 12

2.1.1 Способы очистки атмосферного воздуха 12

2.2 Загрязнения водных объектов 14

2.2.1 Очистка сточных вод предприятий ж/д транспорта 15

2.3 Загрязнения территорий предприятий 16

2.3.1 Защита почвы, растительности и животного мира 17

2.4 Шум и вибрация при движении поездов 19

2.4.1 Защита от шума и вибраций 20

Заключение 22

Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

      Все эти меры направлены на очистку водоёмов и предупреждению их от порчи путём  сокращения стоков и извлечения из них вредных веществ, часть которых может быть использована в производстве.[14] 

      2.3 Загрязнения территорий предприятий 

      Крупные транспортные предприятия, к числу  которых можно отнести железнодорожные  станции с локомотивными и  вагонными депо создают и аккумулируют твердые отходы, захламляющие большие территории в полосе отвода или за ее пределами. Состав твердых отходов предприятий определяется видом используемых сырьевых материалов и топлива.

      В районах, где образуются большие  отвалы породы и некондиционных инертных материалов, в последние годы начаты серьезные работы по их ликвидации.

      Наиболее  распространёнными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной  отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс. Количество загрязнений колеблется от 5 до 20г на 1кг грунта. Предприятия железнодорожного транспорта занимают территории от 2 до50 га (локомотивные и вагонные депо- 4-5 га, территории промывочных станций, железнодорожные станции, пункты подготовки пассажирских вагонов, шлакопропиточные заводы – 12 га).

      Загрязнение территорий отрицательно сказывается  на состоянии окружающей природной  среды. Уровень воздействия может лежать в допустимых равновесных и кризисных границах.

      Это обусловлено строительством дорог, производственно-хозяйственной деятельностью  предприятий отрасли, эксплуатацией  железных дорог и подвижного состава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на лесных полосах и др.

      Часто в районах станций и узлов, железных дорог фоновые загрязнения  равны или превышают допустимые нормы. 

      2.3.1 Защита почвы, растительности и животного мира

      Самым надежным и эффективным средством  защиты почвы, растительности и животного мира от загрязнений и шума, производимых объектами ж.-д. транспорта, являются защитные лесонасаждения. Вдоль железных дорог и в санитарно-защитных зонах других объектов железнодорожного транспорта сажают деревья и кустарник для защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, обвалов, оползней. Зеленые насаждения располагают не ближе 15 метров от полотна железной дороги. Они защищают прилегающие населенные пункты и среду обитания животных от шума и тепловых излучений, поглощают основную долю вредных веществ от выбросов двигателей внутреннего сгорания тепловозов, рассеиваемых сыпучих грузов. Защитные зеленые полосы относят к лесам первой категории. Обслуживает и ухаживает за ними специальная служба, входящая в организационную структуру железной дороги.

      При строительстве многих объектов железнодорожного транспорта приходится снимать плодородный слой почвы, который затем складывают в бурты для последующего использования. Нормы снятия плодородного слоя зависят от его состава и свойств, типа почв, массовой доли гумуса в нижней границе и составляют 0,3-1,2 м. По окончании строительства нарушенные земли рекультивируют (восстанавливают). Рекультивация земель проводится в два этапа: 1-й этап технический – планирование поверхности, отвалов террас; приведение в устойчивое состояние откосов и отвалов; утилизация отходов и каменных пород; приведение земель в состояние, пригодное для биологического восстановления; 2-й этап биологический – выкладка слоя почвы из буртов, внесение в почву торфа, органических и минеральных удобрений, посев трав, насаждение зеленых полос, проведение противоэрозийных мероприятий.

      Для защиты флоры и фауны от отрицательного воздействия железнодорожного транспорта при строительстве и проектировании железных дорог изучают места обитания животных, учитывают их численность и все случаи гибели на ж.-д. путях, проводят специальные мероприятия для защиты животных (ограждения ж.-д. путей, проходы для животных и т. п.) и ценных видов флоры (применяют новые лесосберегающие технологии), создают новые заповедники и охраняемые государством природные комплексы.

           Существенное значение в защите  природных ресурсов имеют утилизация  и переработка отходов железнодорожного транспорта. Утилизация и переработка твердых отходов (70-90% от всех отходов) в большинстве случаев связаны с необходимостью либо их разделения на компоненты (в процессах очистки, обогащения, извлечения ценных составляющих) с последующей переработкой отсепарированных материалов, либо придания им определенного вида, обеспечивающего возможность последующей их утилизации. Наиболее распространенные способы подготовки и переработки твердых отходов: грохочение, гидравлическая классификация, сепарация (воздушная, магнитная, электрическая), дробление, помол, гранулирование, таблетирование, брикетирование, высокотемпературная агломерация, обогащение, выщелачивание, растворение, кристаллизация. Из-за сложности и многообразия состава твердых отходов не существует универсального способа их утилизации. Наиболее подходящими считаются технологии комплексной переработки твердых отходов, ориентированные на выделение из массы отходов таких компонентов, которые имеют потребительскую ценность (металлы, пластмасса, стекло, текстиль, макулатура и т. п.), и улучшение качества как выделенных компонентов, так и остающихся масс отходов для дальнейшего использования в качестве сырья, топлива и т. п.[8] 

      2.4 Шум и вибрация при движении  поездов 

      Основными источниками  шума на железнодорожном  транспорте являются движущие поезда, путевые машины, производственное оборудование.

      Интенсивное движение поездов вблизи линий жилой  застройки, в черте города, посёлка заметно ухудшает акустический климат населённых пунктов и жилых помещений. Распространённым источником  шума,  является локомотив. Общий шум дизельного тепловоза на расстоянии 0,5 м от корпуса и аэродинамического шума выхлопа на расстоянии 1м от выхода патрубка достигает 120 дБ.

      Источниками интенсивного шума являются локомотивные, вагонные депо.

      Шумы  технологического оборудования можно  ориентировочно разделить на три  категории:

    • умеренно шумное с суммарным уровнем звука не более 75 дБ;
    • шумное 75-100 дБ;
    • особо шумное с уровнем более 100 дБ.

         Источниками вибрации на железнодорожном  транспорте являются такие технологические  процессы как укладка бетонных  смесей, производство крупнопанельных  конструкций. А также движущиеся  поезда, механические колебания, которые они возбуждают. Так при следовании поезда через мост вибрации передаются через его основание, реку и рядом находящиеся объекты. 

      2.4.1 Защита от шума и вибраций 

      Работники железнодорожного транспорта при  выполнении служебных обязанностей постоянно подвергаются воздействию интенсивного шума, который помимо вредного действия  маскирует информационные звуковые сигналы. Это затрудняет восприятие подаваемых подвижным составом сигналов и сообщений диспетчера и повышает опасность производственного процесса. Поэтому снижение шума является одной из задач охраны труда и окружающей среды.

      Источником  шума на локомотиве является система  «колесо - рельс», вентиляторы, система  охлаждения, компрессор. Самым эффективным  средством борьбы является применение глушителей. Для этих целей используют огнестойкие и звукопоглащающ0ие материалы. При распространении шума на территории города следует предусматривать  специальные градостроительные меры: в зоне примыкающей к железной дороге следует располагать здания, сооружения с ненормированным шумовым режимом - гаражи, автостоянки, склады, защитные полосы озеленения, далее учреждения бытового обследования, площадки в зоне, удаленной от железной дороги располагаются больницы, места отдыха.[12] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      На  железнодорожном транспорте создана  своя система охраны окружающей среды. Начало которой было положено более 20 лет назад. Как раз в то время, когда экологические вопросы стали влиять на экономику и на развития транспорта.

      В период с 1991 по 2002 год на федеральном железнодорожном транспорте действовали три комплексные экологические программы.

      Внедрение природоохранных мероприятий позволило  на 65,4 тыс. тонн сократить выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух, на 2,2 млн кубометров в год уменьшить объем сбрасываемых в водные объекты загрязненных сточных вод, с 44,1 до 47% увеличить долю оборотной и последовательно используемой воды. Выполнен значительный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по природоохранной тематике.

      В целях дальнейшего снижения вредного воздействия предприятий железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава на окружающую среду, сокращения непроизводительных затрат в виде платежей за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ была разработана отраслевая экологическая программа железнодорожного транспорта на 1996—2000 годы, утвержденная указанием МПС России от 03.09.96 № Г-791у. Она включает разделы по охране атмосферного воздуха; охране и рациональному использованию водных ресурсов; обезвреживанию и переработке промышленных отходов; ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций; производственному экологическому контролю и нормативно-техническому обеспечению управления природоохранной работой.

      Экологическая программа 2001 года предусматривала  проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха, рациональному использованию  водных ресурсов, использованию и  обезвреживанию промышленных отходов, ликвидации экологических последствий  аварийных ситуаций, производственному экологическому контролю и нормативно-техническому обеспечению управления природоохранной работой.

      К новым направлениям этой программы  следует отнести мероприятия, направленные на исключение бактериального загрязнения  железнодорожных путей и прилегающих территорий, повышение экологической безопасности при перевозке опасных грузов и сокращение платежей за выбросы вредных веществ. Всего на реализацию экологической программы 2001 года было выделено 25 590 тыс. рублей. Реализация этих мероприятий гарантирует снижение техногенного воздействия на окружающую среду. Например, обеспечено снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 15,5%, есть и другие положительные результаты реализации этой программы. Финансирование, строительство и реконструкция природоохранных объектов проводится только за счет собственных средств железнодорожных предприятий.

      Сегодня практически на каждой железной дороге созданы отделы охраны природы.

      Экологические программы действуют не только на железных дорогах России, но и стран — членов ОСЖД: Венгрии, Украины, Польши, Чехии.

      Научно-технический  прогресс способствует внедрению более  совершенных мер защиты окружающей среды. Современная наука работает на должном уровне. Но по-прежнему много  сложностей с реализацией прогрессивных научных разработок на практике. Распространенная причина — отсутствие необходимых средств. К сожалению, практика показывает, что они находятся лишь тогда, когда медлить больше нельзя.

      Деньги  — главное условие для обеспечения нашей экологической безопасности. Дополнительного финансирования требуют и подготовка квалифицированных экологических кадров, и оснащение их современными средствами контроля, и проведение мониторинга.

      Но  всё же ключевым вопросом стоит считать отсутствие законодательной базы для обеспечения защиты окружающей среды, прежде всего в отношении принимаемых мер к тем, кто ее загрязняет.

      Сейчас  в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях у нас существует система штрафов для таких  нарушителей. Однако этого недостаточно. Принцип «загрязнитель платит», заложенный в закон об охране окружающей среды, пока не срабатывает из-за отсутствия другого закона — о плате за негативное на нее воздействие.

      На международной конференции «Окружающая среда для Европы» с участием Российской Федерации (София, октябрь 1995 года) было заявлено, что принцип «загрязнитель платит» подразумевает: загрязнитель оплачивает затраты, направленные на предотвращение ущерба окружающей среде, на контроль за загрязнением, на возмещение допущенных им загрязнений. В то время как государственное финансирование на природоохранные цели должно ограничиваться созданием заповедников, особо охраняемых природных территорий, сохранением биоразнообразия, экологическим мониторингом, исследованиями и пропагандой.

      В 2003 году на состояние экологии обратил  серьезное внимание Президент РФ Владимир Путин в своем послании Совету Федерации. Теперь сохранению российской природы придан статус проблемы государственной  и первоочередной.

      Остается  надеяться, что под руководством Президента, обозначившего проблемы экологии как первостепенные, специалисты Госсовета и других федеральных структур найдут оптимальное решение и экология начнет улучшаться именно по причине чуткого отношения к природе каждого человека в нашей стране. 
 
 
 

Информация о работе Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду