Управление окружающей средой методами стандартизации

Автор: e**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 11:44, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в Украине ставит перед производством ряд новых проблем в сфере природопользования. Их решение должно базироваться, прежде всего, на положительной связи между эффективностью, прибылями и защитой окружающей среды. В настоящее время все большее значение в законодательной базе приобретает система стандартизации в сфере экологии, экологическая сертификация для многих видов продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
1. Система стандартов качества окружающей среды…………………………..4
2. Экологический менеджмент…………………………………………………...8
3. Стандартизация, как правовое средство охраны окружающей среды…….15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Мой реферат по МССА.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

     Управление  окружающей средой методами стандартизации

     Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3

1. Система стандартов качества окружающей среды…………………………..4

2. Экологический менеджмент…………………………………………………...8

3. Стандартизация, как правовое средство охраны окружающей среды…….15

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23 

Введение

     Существующая  экологическая ситуация и тенденции  ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной  деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться, что ведет к дальнейшему развитию экологического кризиса в мире. Основная причина подобного положения заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве, преимущественно основанных на жестких административных методах и принуждении.

     Нынешнюю  экологическую ситуацию в Украине  можно охарактеризовать как кризисную, которая формировалась в течение длительного периода из-за того, что пренебрегались объективные законы развития и воссоздания природно-ресурсного комплекса Украины. Происходили структурные деформации народного хозяйства, в ходе которых преимущество предоставлялось развитию в Украине сырьево-добывающих, наиболее экологически опасных отраслей промышленности

     Развитие  рыночных отношений в Украине  ставит перед производством ряд  новых проблем в сфере природопользования. Их решение должно базироваться, прежде всего, на положительной связи между эффективностью, прибылями и защитой окружающей среды. В настоящее время все большее значение в законодательной базе приобретает система стандартизации в сфере экологии, экологическая сертификация для многих видов продукции.

     1. Система стандартов качества окружающей среды

     Стандартизация  в области экологии начинает играть заметную роль не только в деятельности национальных и международных организаций  по стандартизации. Все чаще стандарты  рассматриваются как необходимое  средство регулирования отношений в сфере охраны природы и использования ресурсов. Стандарты — это средство управления качеством окружающей среды.

     Стандарты качества окружающей среды - единые, соответствующие достигнутому уровню научно-технического прогресса нормативы, правила или другие документы, доступные широкой общественности и разработанные с учетом требований или с одобрения всех заинтересованных сторон на основании достижений науки, техники и практики, которые способствуют повышению общественного благосостояния.

     Стандарты утверждаются на национальном, региональном или международном уровнях. Они представляют собой предельно допустимые уровни содержания основных загрязнителей среды воздушной, среды водной и среды почвенной и подразделяются на первичные и вторичные стандарты. Первые — это предельные уровни, обеспечивающие с определенным запасом надежности сохранение здоровья населения; они должны соблюдаться в течение оговоренного времени. Вторые — необходимые для предупреждения других известных или предполагаемых эффектов помимо воздействия их на здоровье человека. Стандарты качества окружающей среды используются для оценки состояния природной среды и ее компонентов, регламентируют деятельность производственно-хозяйственных объектов в целях охраны природы, рационального использования природных ресурсов, обеспечения оптимального качества окружающей природной среды на основе правильного сочетания экологических и экономических интересов общества в условиях хозяйственной или рекреационной деятельности. [1, с.475]

     Государственные стандарты относятся к подзаконным правовым актам, конкретизирующим общие положения экологического законодательства Украины.

     Государственный стандарт (ГОСТ) — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.

     Для природоохранной деятельности генеральным  стандартом является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы  и улучшения использования природных  ресурсов».

     Согласно  ГОСТу 17.0.0.01-76, система стандартов в области охраны природы (ССОП) состоит из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природные ресурсов. Основной задачей ССОП является введение в стандарты правил и норм, направленных на: обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов; содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей окружающей среды; совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.

     ССОП  разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических  и экономических требований.

     В настоящее время система управления окружающей средой регламентирована стандартами ДСТУ ISO серии 14000. В этих стандартах регламентировано: состав, описание элементов системы и установки относительно применения; принципы управления, системы и средства обеспечения; общие принципы и процедуру аудита, аудит систем управления окружающей средой и классификационные требования к аудиторам из экологии.

     Значительное  влияние на чистоту окружающей среды  и охрану природы имеют мероприятия  по обращению с разными выбросами  промышленного производства, обработки и возделывания сельхозугодий, обеспечения чистоты питьевой и технической воды, регламентированные многими государственными стандартами Украины.

     Постановлением  Кабинета Министров от 26 октября 2001 г. за № 1430 «Об утверждении платных  услуг экологического характера, которые  могут предоставляться территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины» установлен перечень работ и консультаций, к которым отнесены:

  • разработка природоохранных программ предприятий;
  • организация и осуществление определения показателей состава и свойств проб объектов;
  • подготовка документации относительно аккредитации измерительных лабораторий;
  • соблюдение экологических требований объектами, получение разрешений на производство и сохранение ядовитых веществ; вывоз и ввоз продукции, которая может содержать озоноразрушающие вещества;
  • осуществление количественной и качественной оценки выбросов и сбросов;
  • определение радиационного состояния территорий и объектов;
  • измерение содержания загрязнений;
  • составление паспортов для очистительных сооружений и тому подобное.

     Система экологических стандартов — самая важная составная часть природоохранного законодательства. Несоблюдение стандартов карается законом.

     Экологические стандарты — едины и обязательны для всех объектов данного вида и уровня системы норм и требований относительно отношения к окружающей природной среде.

     Существуют  стандарты международные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий.

     К самым важным нормативам качества окружающей среды принадлежат предельно  допустимые концентрации (ПДК) вредных  веществ в природных средах. На основании ПДК разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) вредных веществ в воздух и воду. Через изменения общего экологического состояния окружающей среды ПДК, ПДВ и ПДС наиболее опасных и распространенных загрязнителей уточняются каждые 3—5 лет с учетом усиления негативного эффекта от их общего действия.

     На  государственных и межгосударственных уровнях созданы организации, обязанные  следить за выполнением законов  об охране природы и осуществлять мониторинг природной среды и отдельных его компонентов.

     В Украине контроль по состоянию природной  среды и выполнением природоохранных актов осуществляют Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по гидрометеорологии, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы, система государственных санитарно-эпидемиологических станций и др.

     В 1989 г. опубликован международный  документ «Правовые принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития», подготовленный по заданию ООН специальной Комиссией международной группы экспертов-юристов. Он представляет собой свод правовых принципов охраны окружающей среды и устойчивого развития человечества.

     Таким образом, в нашей стране экологическое законодательство опирается на систему стандартов, содержащих ряд нормативов и требований к качеству окружающей среды. 
 
 
 

     2. Экологический менеджмент

     Исходя  из наиболее существенных различий в  понятиях "экологическое управление" и "экологический менеджмент" можно предложить следующие определения.

     Экологическое управление - это деятельность государственных  органов и экономических субъектов, главным образом направленная на соблюдение обязательных требований природоохранительного законодательства, а также на разработку и реализацию соответствующих целей, проектов и программ.

     Экологический менеджмент - это инициативная и  результативная деятельность экономических  субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости.

     Основные  цели и соответствующие критерии оценки их достижения в экологическом  менеджменте связаны с процессами постоянного улучшения. Последовательное из года в год улучшение должно достигаться во всех экологически значимых аспектах деятельности экономических субъектов, где это практически достижимо. Подобное улучшение в целом невозможно имитировать и фальсифицировать, что создает необходимую основу для оценки экологической состоятельности экономических субъектов. Таким образом эффективный экологический менеджмент обеспечивает предприятию кредит доверия в отношениях со всеми заинтересованными в его деятельности сторонами. В этом заключается основное преимущество экологического менеджмента в сравнении с традиционным формальным экологическим управлением.

     Фактическое воздействие промышленного предприятия  на окружающую среду (сбросы, выбросы  загрязняющих веществ, отходы, использование  ресурсов) меняется с течением времени. Можно выделить три основных "сценария" возможного изменения фактического воздействия промышленного производства на окружающую среду с момента пуска в эксплуатацию.

     Общая устойчивая тенденция к увеличению воздействия на окружающую среду  и, соответственно, к увеличению экологического риска. Увеличение воздействия может быть равномерным, а может носить скачкообразный характер, связанный с осуществлением отдельных природоохранных мероприятий или возникновением значительных аварийных ситуаций. Предприятия абсолютно не заинтересованы не только в декларировании, но и в оценке фактического воздействия на окружающую среду и результатов своей экологической деятельности. Все это создает дополнительные посылки для увеличения экологического риска.

     В области воздействия промышленного предприятия на окружающую среду складывается общая тенденция к стабилизации. Это связано с проведением ряда природоохранных мероприятий, а также с фактическим соблюдением всех установленных норм и правил, высокой эффективности государственного и производственного экологического контроля и управления, высоким уровнем производственной и технологической дисциплины.

     Основная  цель экологического менеджмента - последовательное улучшение во всех сферах деятельности, где это практически достижимо. Одним из наиболее характерных проявлений последовательного улучшения является минимизация воздействия промышленного предприятия на окружающую среду. На предприятиях в Российской Федерации такая ситуация на практике не встречается и, тем более, не декларируется предприятиями.

Информация о работе Управление окружающей средой методами стандартизации