Интернет-ресурсы
- http://www.mol.bio.msu.ru/
- http://www.cbio.ru/ - Интернет-журнал «Коммерческая
биотехнология»
- http://www.molecbio.com/
Методические
материалы
для
самоконтроля и контроля
результативности изучения
дисциплины.
Темы
рефератов, презентаций.
- Система экологического
образования России.
- Техногенные
физические поля.
- Последствия
Чернобыльской катастрофы.
- Экологические
последствия стихийных бедствий.
- Красная книга
России.
- Государственные
природные заповедники России.
- Биосферные
заповедники РФ.
- Национальные
парки РФ.
- Объекты всемирного
наследия ЮНЕСКО от РФ.
- Международные
объекты охраны природной среды.
- Особо охраняемые
природные территории Ростовской области.
- Состояние
земельных ресурсов Ростовской области.
- Экологическая
обстановка в г. Ростове-на-Дону.
- Экологическое
состояние атмосферы г. Ростова-на-Дону.
- Загрязнение
атмосферного воздуха отраслями народного
хозяйства г. Ростова-на-Дону.
- Мониторинг
водных объектов на территории Ростовской
области.
- Проблема
отходов на территории Ростовской области.
- Состояние
здоровья населения Ростовской области.
- Агроэкосистемы,
их основные особенности.
- Урбанизация
и ее влияние на биосферу. Пути решения
проблем урбанизации
- Задача сохранения
генофонда живого населения и планеты.
- Основы экологического
права.
Вопросы
к зачету по экологии.
- Предмет,
разделы, задачи экологии.
- Признаки
(критерии) живых организмов
- Уровни организации
живой материи.
- Систематика
живых организмов. Положение человека
в системе живой природы.
- Закономерности
воздействия факторов среды на организмы
- Характеристика
основных абиотических факторов.
- Автотрофный
и гетеротрофный способы питания. Основные
группы автотрофов и гетеротрофов
- Реакция организмов
на изменения уровня экологических факторов.
Изменчивость (виды изменчивости).
- Экологическая
ниша организма. Специализированные и
общие ниши.
- Биоиндикация
как метод контроля качества среды.
- Основные
экологические характеристики популяции
(величина, структура, динамика популяций).
- Структура
экосистем. Основные принципы функционирования
экосистем.
- Развитие
экосистем: сукцессия. Первичные, вторичные
сукцессии.
- Сравнительная
характеристика агроценозов и естественных
биоценозов.
- Трофическая
структура биоценозов. Пищевые цепи и
сети.
- Экологические
пирамиды.
- Закономерности
трофического оборота в биоценозе. (Правило
десяти процентов. Правило биологического
усиления).
- Видовая
структура биоценозов. Межвидовые взаимоотношения.
- Пространственная
структура биоценозов.
- Закономерности
саморегуляции биоценозов. Экологическое
дублирование.
- Экология
человечества. Популяционные характеристики
- Проблемы
питания и производства продовольствия
- Демографический
взрыв: причины и последствия.
- Биологические
потребности человека
- Экологические
факторы и здоровье человека. Основные
группы болезней.
- Защитные
системы организма человека.
- Особенности
онтогенеза человека. Критические периоды
онтогенеза.
- Стресс как
экологический фактор. Причины стресса.
Фазы стресса.
- Структура,
границы, эволюция биосферы. Ноосфера.
- Вещество
биосферы. Распределение живого вещества
в биосфере.
- Свойства
и функции живого в биосфере.
- Ресурсы
биосферы. Классификация природных ресурсов.
Ресурсный цикл.
- Антропогенное
воздействие на биосферу. Загрязнение
атмосферы, гидросферы и литосферы.
- Физическое,
химическое, биологическое загрязнение
биосферы.
- Основы экологического
права. Объекты и субъекты экологического
права.
- Экологическая
стандартизация. Экологическая экспертиза.
Экологическая сертификация
КОНТРОЛЬНЫЕ
ЗАДАНИЯ.
К 2
разделу
1. Изобразите
графически положения температурных оптимумов
для пойкилотермных организмов холодных
и теплых мест обитания при одинаковой
их экологической валентности.
2. Изобразите
графически количественное действие
светового экологического фактора
на 3 вида растительных организмов, у которых
одинаковые зоны оптимума, но интенсивность
проявления жизненных процессов (рост
растений) разная.
3. Составьте
сравнительную таблицу основных
отличий между пойкило- и гомойотермными
организмами по изменению их теплопродукции
и теплоотдачи при повышении и понижении
температуры внешней окружающей среды.
4. Покажите
графически соотношение температурных
оптимумов у гомойо- и пойкилотермных
организмов при одинаковых границах их
выживаемости и объясните их соотношение.
5. Сравните
графически относительные пределы
толерантности ксерофитов, мезофитов
и гигрофитов. Какие организмы обладают
наибольшей экологической валентностью?
6. Приведите
примеры экологических факторов,
максимальные или минимальные
значения которых более благоприятны
для организма, чем оптимальное значение.
К 3
разделу
1. Изобразите
графически и объясните зависимости
рождаемости и смертности от
плотности клональной и панмектической
популяций, не учитывая факторы
миграции и наличия естественных
врагов.
2. Популяция
растет с r=0,5 в сутки. Во сколько раз
ее численность увеличится за 0,5; 1 и 2 суток?
3. Численность
одной популяции возросла за
месяц от 100 до 200 особей, а второй от
1000 до 1500 особей. У какой популяции коэффициент
мгновенного роста больше?
4. Одна
популяция выросла за год вдвое,
другая за 3 года - в 8 раз. Найдите коэффициенты
мгновенного роста популяции.
5. Определите
величину r графически для экспоненциально
растущей популяции, если каждые
2 суток происходит 10-кратное увеличение
численности.
К 4
разделу
1. В
лабораторных условиях получили устойчивые
колебания численности хищника и жертвы
вокруг средних зничений Nж=100 и Nх=10.
Пользуясь моделью Вольтерра-Лотки, вычислите
скорость изменения численности хищника
и жертвы при Nж=200 и Nх=20, зная
что rж=0,1 особь в сутки, а aх=0,05 особей в
сутки.
2. В
рамках модели межвидовой конкуренции
Вольтерра объясните: могут ли
линии равновесия двух видов
совпадать? Каков в этом случае
исход конкурентного взаимодействия?
3. Какой
биогеоценоз (первичный, сериальный,
климаксный) обладает наибольшим видоразнообразием
и каков тип стратегии у видов разных сообществ?
4. Какие
виды пищевых цепей встречаются
в экосистеме «дачный участок»?
Произойдут ли изменения в пищевых цепях
после использовании человеком пестицидов?
«Решение
экологических задач»
Задача
№1. Рассчитайте массу вещества
в каждом из перечисленных звеньев цепи
питания, если масса тюленя – 60 кг.
Пищевая цепь:
- Фитопланктон
- Зоопланктон
- Мелкая рыба
- Крупная рыба
- Тюлень
Задача
№2. В каком случае требуется больше
планктона и в каком количестве?
- Чтобы выкормить
синего кита массой 100 т, который питается
планктоном?
- Чтобы выкормить
кашалота массой 15 т, который питается
рыбой?
Сколько фитопланктона
требуется, чтобы прокормить обитающую
в Индокитае кошку-рыболова массой
6 кг?
Задача
№4. Биомасса сухого сена с
1 квадратного метра луга составляет 200
г, с вико-овсяного поля – 500 г. На основе
правила экологической пирамиды определите,
сколько га луга потребуется, чтобы прокормить
одного учащегося девятиклассника
массой 54 кг (из них 63% составляет вода)
при пищевой цепи:
Задача
№5.
Рассчитайте минимальную площадь участка
(кв.м), который вам потребуется для полного
обеспечения собственных пищевых энергетических
затрат в течение года. Известно, что на
даче вы легко выращиваете пшеницу
урожайностью 30 ц ⁄ га. Для разнообразия
у нас запланировано разведение цыплят
(КПД трансформации зерна пшеницы во вторичную
продукцию - 25%). Причем, курятиной мы
должны обеспечить 20% своих потребностей.
Известно, что калорийность пшеницы 3,3
ккал ⁄ г, а энергетические потребности
человека 3000 ккал ⁄ сутки.
Контрольные
вопросы
- Происхождение
человека и его генетическое развитие.
- Потребности
человека и использование природных ресурсов
для их удовлетворения.
- Динамика
развития численности населения на Земле.
- Влияние на
рост народонаселения эпидемий, развития
промышленного производства и сельского
хозяйства.
- Население
Земли и производство продуктов питания.
- Группы населения
Земного шара по потреблению продуктов
питания.
- Какие вещества
относятся к экологически опасным (вредным)
веществам?
- Что такое
химическая экология и вопросы, решаемые
химической экологией?
- Антропогенное
загрязнение биосферы.и причины его вызывающие.
- Антропогенное
загрязнение атмосферы и влияние на климат
Земли.
- Основные
техногенные загрязнители атмосферы и
их влияние на организм человека.
- Антропогенное
химическое загрязнение гидросферы и
причины его вызывающие.
- Использование
воды. Водопользователи и водопотребители
и их влияние на гидросферу.
- Химическое
загрязнение пресных вод. Основные загрязняющие
вещества пресных вод.
- Решение проблемы
пополнения запасов пресной воды.
- Основные
причины загрязнения морских вод и их
характеристика.
- Влияние
на жизнедеятельность морских животных,
на обеспечение морепродуктами жителей
побережий.
- Антропогенное
загрязнение почвы. Причины, вызывающие
антропогенное загрязнение почвы.
- Основные
химические вещества, загрязняющие почву,
и их влияние на безопасность жизнедеятельности
человека.
- Сильнодействующие
ядовитые вещества, применяемые в промышленности,
и их влияние на безопасность жизнедеятельности
человека.
- Литосфера
и хозяйственная деятельность человека.
- Захоронения
бытовых, промышленных отводов и отходов
химических, военных производств, отработанного
ядерного топлива.
- Проблема
утилизации твердых бытовых отходов.
Контрольные
вопросы
- Источники
биологических экологически вредных веществ.
- Вредные биологические
вещества и их классификация.
- Влияние солнечной
активности, солнечно-земельных связей
на биосферу Земли.
- А.Л. Чижевский
о влиянии циклов солнечной активности
на эпидемии и пандемии.
- Что такое
ионизирующие излучения, радиоактивность?
- Естественные
источники ионизирующих излучений.
- Основные
источники и единицы измерения ионизирующих
излучений.
- Радиоактивное
загрязнение местности.
- Биологический
эффект ионизирующих излучений.
- Нормы радиационной
безопасности для населения (НРБ-99).
- Понятие о
шуме.
- Общая характеристика
шума.
- Источники
шума.
- Действие
шума на организм человека (мешающее, активация
организма человека; влияние на работоспособность;
помехи для передачи информации и нарушение
общей ориентации в звуковой среде; повреждения
слуха.
- Понятие
о естественном и биологическом электромагнитном
фоне.
- Характеристика
основных источников ЭМП.
- Влияние
ЭМП на организм человека.
- Контроль
за источниками ЭМП, защита от ЭМП.
ЕН.
Ф. 05 |
Экология:
Биосфера
и человек: структура биосферы, экосистемы,
взаимоотношения организма и среды, экология
и здоровье человека; глобальные проблемы
окружающей среды, экологические
принципы рационального
использования природных
ресурсов и охраны природы;
основы экономики природопользования;
экозащитная техника
и технологии; основы экологического
права, профессиональная ответственность;
международное сотрудничество в области
охраны окружающей среды. |
60 |