Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:58, реферат
Цели освоения дисциплины «Экология»:
- формирование у студентов экологического мировоззрения,
- воспитания способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны биосферы.
1. Прямое и косвенное воздействие сельского хозяйства на окружающую среду
2. Биоценозы и биогеоценозы
3. Трофические цепи и сети
4. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Физический факультет
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании кафедры
биофизики и
биокибернетики
Протокол № _______
«_____»____________2010
г.
Зав. кафедрой проф. Владимирский Б.М
______________________________
Декан физического факультета,
профессор
В.С. Малышевский
__________________________
"_____"_____________2010 г.
учебной
дисциплины «Экология»
Ростов-на Дону
2010 г.
Пояснительная записка
Дисциплина «Экология» относится к базовой части блока 2 ООП Математический и естественнонаучный цикл. Изучение материалов курса базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: биология, химия, физика, математика.
Цели освоения дисциплины «Экология»:
- формирование
у студентов экологического
- воспитания
способности оценки своей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- особенности биологической формы организации материи;
- о целостности и гомеостазе живых систем;
- о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах;
- о глобальных проблемах экологии и путях их решения;
- об основных методах защиты окружающей среды, рационального природопользования;
- о целях и средствах мониторинга, перспективах создания неразрушающих природу технологий;
-о биосфере, направлении эволюции биосферы;
- о математическом, физическом, химическом и биологическом моделировании.
Уметь:
- прогнозировать
последствия профессиональной
- адаптировать
методы фундаментальных наук
для анализа экологических
- планировать
меры оздоровления
- использовать
знание основных законов
Владеть:
- методами экологического
анализа процессов
деятельности;
- методами математического моделирования;
- знаниями о международном
сотрудничестве в области охраны окружающей
среды.
Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость
дисциплины составляет 108 часов (аудиторные
занятия - 36 часов, самостоятельная работа
– 72 часа). Форма отчетности - зачет.
7семестр.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Раздел Дисциплины |
Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы
текущего контроля успеваемости (по
неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Контр. работы | Самост. работа | ||||||
Предмет, структура, задачи современной экологии. | 8 | 2 | 2 | |||||
Живое вещество. Уровни организации живой материи. | 2 | 4 | ||||||
Признаки живой материи. | 2 | 4 | ||||||
Факториальная
экология.
Закономерности действия факторов среды на организм. |
2 | 4 | ||||||
Характеристика основных экологических факторов | 1 | 1 | 6 | Контр. работа | ||||
Популяционная
экология.
Структура популяции. |
2 | 3 | ||||||
Динамика популяций.
Математическая модель роста популяции. Внутри- и межвидовые механизмы регуляции численности |
2 | 5 | ||||||
Внутри- и межвидовые
механизмы регуляции |
2 | 2 | ||||||
Экология сообществ. Структура биоценоза. | 2 | 4 | ||||||
Типы межвидовых взаимодействий. Математические модели межвидовых взаимоотношений. | 2 | 4 | ||||||
Трофическая структура биоценозов. Цепи питания. Экологические пирамиды. | 2 | 4 | ||||||
Динамика экосистем. Сукцессии. | 1 | 1 | 3 | Контр. работа | ||||
Структура, границы
биосферы. Свойства , функции живого вещества
в биосфере.
Ноосфера. |
2 | 5 | ||||||
Экология человечества. Демографический «взрыв»: причины и последствия. | 2 | 6 | ||||||
Природопользование.
Классификация природных |
2 | 4 | ||||||
Антропогенное загрязнение биосферы. | 2 | 6 | ||||||
Основы экологического права. | 2 | 4 | ||||||
Экологический мониторинг. Экологическая экспертиза. | 2 | 2 | ||||||
|
Итого: 108 | 34 | 2 | 72 | ||||
зачет |
Рабочая программа учебной дисциплины
Место
экологии в системе естественных наук.
Современное понимание экологии как науки
об экосистемах и биосфере. Проблемы, связанные
с антропогенным воздействием на биосферу.
Экологический кризис. Связь состояния
природной среды с социальными процессами.
Значение экологического образования
и воспитания. Необходимость формирования
правовых и этических норм отношения человека
к природе. Экологическое мировоззрение.
Переход от антропоцентризма к биоцентризму.
Идеология биоцентризма как новая научная
парадигма и путь к “устойчивому развитию
человечества.
Взаимодействие
организма и среды. Фундаментальные
свойства (признаки) живых систем. Уровни
организации биологических систем. Организм
как дискретная самовоспроизводящаяся
открытая система. Разнообразие организмов.
Источники энергии для организмов. Автотрофы
и гетеротрофы. Фотосинтез и дыхание: кислород
атмосферы как продукт фотосинтеза. Основные
группы фотосинтезирующих организмов.
Хемосинтез. Основные группы гетеротрофов
(бактерии, грибы, животные). Трофические
отношения между организмами: продуценты,
консументы и редуценты.
Гомеостаз
(сохранение постоянства внутренней среды
организма). Принципы регуляции жизненных
функций. Возможности адаптации организмов
к изменениям условий среды. Типы и уровни
адаптации, ее генетические пределы. Эврибионты
и стенобионты. Гомойо- и пойкилотермность.
Принципы воспроизведения и развития
различных организмов. Особенности зависимости
организма от среды на разных стадиях
жизненного цикла. Критические периоды
развития.
Условия и ресурсы среды. Представление о физико-химической среде обитания организмов; особенности водной, почвенной и воздушной сред.
Представление об экологической нише. Специализированные и общие ниши, потенциальная и реализованная ниша.
Организмы — индикаторы качества среды. Биотестирование и биоиндикация как методы контроля качества среды.
Стресс как экологический фактор.
Экологические факторы, их классификация. Общие закономерности количественного действия факторов среды на организм. Зона оптимума. Пределы выносливости. Лимитирующие факторы. Экологический закон минимума Ю.Либиха. Дополнения к закону. Взаимодействие экологических факторов. Характеристика основных экологических факторов.
Основные климатические
Топографические факторы: высота над уровнем моря, экспозиция (освещенность склона), рельеф местности, крутизна склона, влияющая на дренаж.
Температурные пределы жизни. Температурные адаптации у растений. Терморегуляция. Пути физической, химической и поведенческой терморегуляции у животных.
Значение
воды для жизнедеятельности
Распределение солнечной радиации на Земле. Солнечная постоянная. Биологическое действие ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областей спектра солнечного света. Видимый свет. Составляющие видимой части света. Экологические группы растений, животных по отношению к условиям освещенности. Фотопериод. Фотопериодизм.
Биотические факторы. Межвидовая
борьба (межвидовые взаимоотношения).
Пространственная структура биоценозов. Видовая структура биоценозов. Межвидовые взаимоотношения.
Закономерности саморегуляции биоценозов. Экологическое дублирование.
Сравнительная характеристика агроценозов и естественных биоценозов.
Экосистемы. Определение понятия "экосистема". Составные компоненты экосистем, основные факторы, обеспечивающие их существование. Основные принципы функционирования экосистем.
Развитие экосистем:
сукцессии. Первичные, вторичные сукцессии.
Основные этапы использования вещества
и энергии в экосистемах. Первичная продукция.
Значение фото- и хемосинтеза. Основные
методы оценки первичной продукции. Деструкция
органического вещества в экосистеме.
Пищевые цепи "выедания" (пастбищные)
и пищевые цепи "разложения" (детритные).
Емкость и устойчивость экосистем. Экологическое равновесие. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем.
Климатическая зональность и основные
типы наземных экосистем. Тундры, болота,
тайга, смешанные и широколиственные леса
умеренной зоны, степи, тропические влажные
леса, пустыни. Первичная продукция разных
наземных экосистем. Взаимосвязи разных
компонентов наземных экосистем. Значение
почвы как особого биокосного тела. Полнота
биотического круговорота. Особенности
сукцессии наземных экосистем.
Водные
экосистемы и их основные особенности.
Отличия водных экосистем от наземных.
Планктон, бентос, нектон. Основные группы
продуцентов в водной среде. Роль зоопланктона
и бактерий в минерализации органического
вещества. Детрит. Вертикальная структура
водных экосистем. Континентальные водоемы.
Биологическая структура океана. Интенсивность
первичного продуцирования в различных
частях Мирового океана.
Структура и границы биосферы. Роль В.И.
Вернадского в формировании современного
понятия о биосфере. Живое и биокосное
вещество, их взаимопроникновение и перерождение
в круговоротах вещества и энергии. Функциональная
целостность биосферы.
Почва
как компонент биосферы. Происхождение
и классификация почв. Разнообразие состава
и свойств почв как результат функционирования
экосистем и условие их устойчивости.
Энергетический
баланс биосферы. Круговорот важнейших
химических элементов в биосфере. Преобразующее
влияние живого на среду обитания. Эффект
самоочищения. Обменные процессы в организмах
как ключевой этап биопродуктивности.
Биогеохимические функции разных групп
организмов. Биоразнообразие как ресурс
биосферы. Первичная продукция суши и
океана. Потенциальная продуктивность
Земли. Распределение солнечной радиации
на поверхности Земли. Роль атмосферы
в удержании тепла. Атмосфера Земли в сравнении
с атмосферами других планет.
Основные этапы эволюции биосферы. Представления
о ноосфере. Нелинейная динамика биосферных
процессов. Системный анализ, математические
модели, экологическое прогнозирование.
Классификация природных ресурсов; особенности
использования и охраны исчерпаемых (возобновимых,
относительно возобновимых и невозобновимых)
и неисчерпаемых ресурсов. Ресурсный цикл.
Информация о работе Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экология»