Трубопроводный транспорт нефти и газа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:33, реферат

Описание работы

Нефть, нефтепродукты и газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом. Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются по степени развития и регионального размещения, по уровню технической оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных грузопотоков по пропускной и провозной способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям и другим данным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I 5
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР) 5
ГЛАВА II 7
МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ 7
ГЛАВА III 9
БАКУ-ТБИЛИСИ-ДЖЕЙХАН 9
Технические характеристики. 9
Технология работы. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

Работа содержит 1 файл

трубопроводный транспорт.docx

— 33.22 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I 5

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР) 5

ГЛАВА II 7

МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ 7

ГЛАВА III 9

БАКУ-ТБИЛИСИ-ДЖЕЙХАН 9

Технические характеристики. 9

Технология работы. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

 

ВВЕДЕНИЕ

Нефть, нефтепродукты и  газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным  транспортом.

Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются  по степени развития и регионального  размещения, по уровню технической  оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных  грузопотоков по пропускной и провозной  способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям  и другим данным.

Тема моего реферата выбрана неслучайно. Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура "по совместительству" является транспортным средством. Движение груза осуществляют насосные станции. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала.

Тема привлекла нас  своей актуальностью и в то же время неосвещённостью: не каждый, к сожалению, знает, что значит словосочетание "трубопроводный транспорт", хотя он играет важную роль в нашей обычной  жизни. Например, самый повседневный вид трубопроводного транспорта -- водопровод и канализация.

Наш интерес к теме реферата легко объясним.

Во-первых, не секрет, что  Россия является одним из крупнейших экспортёров нефти и газа в  мире, а также в нашей стране проходит немало магистральных трубопроводов.

Во-вторых, трубопроводный транспорт  обладает большим количеством достоинств:

1. Магистральные трубопроводы  позволяют обеспечить возможность  подачи практически неограниченного  потока нефти, автобензинов, дизельных  и реактивных топлив в любом  направлении;

2. По магистральным трубопроводам  можно осуществлять последовательную  перекачку нефти разных сортов  или нефтепродуктов различных  видов, а также разных газов;

3. Работа магистральных  трубопроводов непрерывна, планомерна  в течение года, месяца, суток  и не зависит от климатических,  природных, географических и других  условий, что гарантирует бесперебойное  обеспечение потребителей;

4. Трубопровод может быть  проложен практически во всех  районах РФ, направлениях, в любых  инженерно-геологических, топографических  и климатических условиях;

5. Трасса трубопровода -- это кратчайший путь между  начальным и конечным пунктами  следования и может быть значительно  короче, чем трассы других видов  транспорта;

6. Сооружение трубопроводов  проводят в сравнительно непродолжительные  сроки, что обеспечивает быстрое  освоение нефтяных и газовых  месторождений, мощности нефтеперекачивающих  заводов;

7. На магистральных трубопроводах  может быть обеспечено применение  частично или полностью автоматизированных  систем управления технологическими  процессами (АСУ ТП) перекачки нефти,  нефтепродуктов и газа;

8. Трубопроводный транспорт  имеет лучшие технико-экономические  показатели по сравнению с  другими видами транспорта нефтяных  грузов, а для транспорта природного  газа, находящегося в газообразном  состоянии, является единственно  возможным.

Возможность значительной автоматизации  и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного управления технологическими процессами способствует поддержанию  оптимальных режимов эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода  электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов и газа при перекачке, сокращению численности обслуживающего персонала.

Однако несмотря на упомянутые преимущества, нужно отметить и два  существенных недостатка: большой расход металла и "жёсткость" трассы перевозок, то есть невозможность изменения  направления перевозок нефти, нефтепродуктов или газа после постройки трубопровода.

Итак, целью нашей работы является изучение трубопроводного транспорта и технологии его работы.

 

ГЛАВА I

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР)

Трубопроводный транспорт  России имеет более чем вековую  историю. У истоков создания трубопроводного  транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов  обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет  российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного  транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, И.П. Илимов и многие другие русские  ученые, инженеры и изобретатели.

Появление трубопроводного  транспорта связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов копотью и сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти на удалении от города в так называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах.

С 70-х годов бурдюки  были вытеснены деревянными бочками  емкостью 20-25 пудов. Этот способ доставки был чрезвычайно дорогим. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев при посещении Баку рекомендовал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно сократить затраты на перевозку. Тогда предложение Дмитрия Ивановича Менделеева не было принято.

В 1877 году в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера, предприимчивого организатора технического производства, Александра Вениаминовича Бари, а главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов. Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов знакомят главу компании "Братья Нобель" Людвига Нобеля, действовавшего на нефтяном рынке Баку очень активно.

Вскоре контора А.В. Бари получает подряд на строительство трубопровода от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля в Черном городе пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки. После подписания контракта 25-летний В.Г. Шухов получает полную свободу действий по проектированию и строительству этого трубопровода. Ему предстояло впервые в России спроектировать полный комплекс сооружений трубопровода и воплотить проект в жизнь.

Поездка В.Г. Шухова в Америку накануне прибытия в Баку, безусловно, оказала влияние на эту работу. Ведь американцы практически осуществилиидею Д.И. Менделеева, считавшего, что "необходимо, и даже крайне, проложить трубы и по ним вести сырую нефть до морских судов или до заводов, расположенных на море". Несколько позже Д.И. Менделеев писал по этому поводу: "Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути".

Шухов активно приступает к организационным работам по подготовке к прокладке трубопровода. Трубы для нефтепровода были выписаны из Америки, поскольку по качеству, низкой цене, быстроте поставок они были вне конкуренции. Строительство трубопровода сопровождалось постоянным противодействием его противников - владельцев бондарных предприятий, контор по перевозке нефти и самих возчиков. Поджог строительного склада в Балаханах, нарушение целостности труб, множество других помех при строительстве вынуждают Л.Нобеля прибегнуть к таким мерам, как охрана трассы, перекупка возчиков.

Трудности не сломили В.Г. Шухова, трубопровод был построен, и 1878 год вошел в историю как год строительства первого промыслового нефтепровода в России, а сам трубопровод явился родоначальником гигантской сети магистральных трубопроводов, эксплуатирующейся в настоящее время.

В 1881 году В.Г. Шухов публикует свою работу "Трубопроводы и применение их в нефтяной промышленности", которая на многие десятилетия стала основным руководством по проектированию трубопроводов. К 1883 году общая длина нефтепроводов в Бакинском районе составила 96 км с общей пропускной способностью свыше 200 тысяч пудов нефти в сутки. Трубопроводы практически вытеснили все другие виды перевозок нефти.

Одновременно со строительством промысловых трубопроводов обсуждается  вопрос о дальнем транспорте нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, поскольку с увеличением нефтедобычи в Баку все чаще и чаще возникали проблемы с отправкой нефти и керосина в другие районы России. Идея трубопровода постоянно обсуждалась среди прогрессивных ученых и политиков.

К концу 1914 года общая протяженность  нефте- и продуктопроводов в России составляла 1278,7 км. Для сравнения: в США общая протяженность трубопроводов составляла 14,000 км, в том числе магистральных 7,000 км. Уровень развития трубопроводного транспорта был явно не в пользу России, хотя уровень технической оснащенности был примерно одинаков.

С 1941 года нефтяная промышленность страны перестраивалась на военный  лад. Фронт и тыл надо было обеспечить горючим, для этого следовало: во-первых, всемерно увеличить добычу нефти в старых нефтяных районах; во-вторых, резко повысить добычу нефти в новых нефтяных районах и, прежде всего, между Волгой и Уралом, а также на востоке.

Особое место в истории  трубопроводного транспорта занимает прокладка бензопровода по дну Ладожского озера. Этот трубопровод помог ленинградцам выдержать блокаду. Проект был подготовлен  в сжатые сроки, поэтому многие узлы и элементы строили по эскизам. Он был сооружен за 43 дня - с 5 мая по 16 июня 1942 года. Ежедневно трубопровод  подавал 400-600 тонн топлива в Ленинград. Бензопровод проработал без аварий более двадцати месяцев и отключен после снятия блокады.

После войны интенсивный  рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых  районах требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций. Строятся новые нефтепроводы.

К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства  новых магистралей. В конце 1991 года с политической карты мира исчезает СССР. Пятнадцать новых государств разделили между собой общее  имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая нефтепроводная система осталась только в России. В некоторых странах - лишь часть магистральных нефтепроводов. Другие страны осуществляют транзит  российской нефти.

Происходит полная реорганизация  нефтяной промышленности и в России. 1992 год считается началом эпохи трубопроводного транспорта новой России.

ГЛАВА II

МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Магистральными называют трубопроводы, предназначенные для  дальнего транспорта жидких, газообразных и твёрдых сыпучих продуктов, от мест их добычи, получения, переработки (условная начальная точка трубопровода) к местам потребления (условная конечная точка).

Наиболее широко трубопроводы используются для перекачки природных  газов, нефтей и нефтепродуктов, однако по трубопроводам перекачивают на большие  расстояния и воду (магистральные  водоводы), уголь в виде водных суспензий (углепроводы), расплавленную серу, инертные сыпучие материалы. На десятки  километров транспортируют по трубам минеральную воду, молоко и другие продукты.

Наконец, нельзя не отметить, что своевременная и наиболее надёжная доставка горючего для снабжения  быстро перемещающихся воинских частей может быть осуществлена в основном с помощью так называемых полевых  нефтепродуктоводов. Этот способ доставки горючего используется в армиях и  флотах многих стран.

Все перечисленные выше виды трубопроводов относятся к сухопутным трубопроводам, так как прокладываются по территории материка.

Увеличение мировой добычи нефти и газа в шельфах и  акваториях океанов и морей потребовало  прокладки магистральных трубопроводов  под водой как с заглублением их в грунт, так и без заглубления. Такие трубопроводы называют морскими. Иногда магистральный трубопровод  имеет морскую и сухопутную часть. Такой трубопровод называют сухопутно-морским.

Магистральный трубопровод -- сооружение линейного типа, представляющее непрерывную трубу, вдоль которой размещаются сооружения, обеспечивающие перекачку транспортируемого продукта при заранее заданных параметрах (давлении, температуре, пропускной способности и т.п.). В отличие от других линейных сооружений, таких, как автодороги, железные дороги, магистральный трубопровод в течение всего срока эксплуатации находится в сложном напряжённом состоянии под воздействием внутреннего давления перекачиваемого продукта и работает как сосуд высокого давления.

Состав сооружений и их назначение зависят от вида транспортируемого  продукта.

Магистральный трубопровод  состоит из следующих комплексов сооружений:

- подводящие трубопроводы, связывающие источники нефти  или нефтепродуктов с головными  сооружениями трубопроводов. По  этим трубопроводам перекачивают  нефть от промысла или нефтепродукт  от завода в резервуары головной  станции;

- головная перекачивающая  станция, на которой собирают  нефть или нефтепродукты, предназначенные  для перекачки по магистральному  трубопроводу. Здесь проводят приёмку  нефти (нефтепродуктов), разделение  их по сортам, учёт и перекачку  на следующую станцию;

- промежуточные перекачивающие  станции, на которых нефть и  нефтепродукт, поступающие с предыдущей  станции, перекачивают далее;

- конечный пункт, где  принимают продукт из трубопровода, распределяют потребителям или  отправляют далее другими видами  транспорта;

- линейные сооружения  трубопровода, к которым относятся  собственно трубопровод, линейные  колодцы на трассе, станции катодной  и протекторной защиты, дренажные  установки, а также переходы  через водные препятствия, железные  и автогужевые дороги. Кроме того, к ним относятся вертолётные  площадки, дома обходчиков, линии  связи, грунтовые дороги, сооружаемые  вдоль трассы трубопроводов.

Линейная часть трубопровода сооружается про трём конструктивным схемам: подземной, наземной и надземной.

Подземная схема составляет около 98% от общей длины всех построенных  трубопроводов. По этой схеме трубы  укладывают ниже естественной поверхности  грунта.

Информация о работе Трубопроводный транспорт нефти и газа