Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:52, лабораторная работа
Экосистема - это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды. Экосистемами являются, например, муравейник, участок леса, географический ландшафт или даже весь земной шар.
Экосистемы состоят из живого и неживого компонентов, называемых соответственно биотическим и абиотическим. Биотический компонент по типу питания подразделяют на автотрофные и гетеротрофные организмы.
1.5.
Универсальная модель
потока энергии
Модель потока энергии, представленную на рис. 1.4, можно назвать универсальной, поскольку она приложима к любому живому компоненту системы, будь то растение, животное, популяция или трофический уровень. Соединенные между собой такие графические модели могут отразить биоэнергетику пищевой цепи или экосистемы в целом.
Прямоугольник обозначает живую структуру или биомассу основного компонента модели. Общее поступление энергии обозначено буквой I. Для облигатных автотрофов - это свет, для облигатных гетеротрофов - это органическая пища.
Не вся энергия, поступившая в биомассу, подвергается превращению: часть ее может пройти через пищеварительный тракт, не включаясь в метаболизм, и выделиться с экскрементами или, если речь идет об автотрофах, часть света, проходит через растение не усваиваясь. Эта часть энергии NU . Использованная, или ассимилированная часть энергии на схеме обозначена буквой А. Отношение А и I, т.е. эффективность ассимиляции, широко варьирует. Оно может быть очень мало, как в случае усвоения света растениями или пищи у животных, или же очень велико, как в случае ассимиляции животными или бактериями высококалорийных продуктов, например, сахаров или аминокислот. У автотрофов А - это валовая первичная продукция.
Ключевая особенность этой модели - это разделение ассимилированной энергии на компоненты Р и R. Та часть фиксированной энергии, которая окисляется и теряется в форме тепла, называется дыханием, а та часть, которая превращается в новое или принадлежащее другому виду органическое вещество называется продукцией (P). У растений - это чистая продукция, у животных - вторичная продукция. Компонент Р - это энергия, доступная следующему трофическому уровню, в противоположность компоненту NU , который доступен на данном трофическом уровне.
I
Рис.1.4.
Универсальная модель потока энергии
Отношения
Р /R и биомасса/Р широко варьируют.
Они имеют важное экологическое значение.
В целом часть энергии, идущая на дыхание,
т.е. на поддержание структуры организма,
велика в популяциях крупных организмов
и в сообществах с большой биомассой на
корню. При стрессовых воздействиях на
биологическую систему расходы на дыхание
возрастают. Величина продукции сравнительно
велика в активных популяциях мелких организмов,
например, бактерий или водорослей, в молодых
быстро растущих сообществах, в системах,
получающих энергетические дотации. Продукция
может принимать различные формы. Три
ее типа указаны на рисунке: G - рост и увеличение
биомассы, Е - ассимилированное органическое
вещество, выделяемое с секретами, S - запас,
например жировые накопления, которые
могут быть использованы позже (хищник
использует энергию запасных веществ,
чтобы найти новую жертву).
Задания
1. Составить схему пищевой цепи из перечисленных организмов, обозначить трофические уровни и дать им определения, указать, к какому типу относится пищевая цепь:
а) личинки падальных мух, мертвое животное, лягушка, обыкновенный уж;
б) лиса, трава, кролик;
в) листовая подстилка, дождевой червь, ястреб-перепелятник, черный дрозд;
г) божья коровка, тля, сосна, насекомоядная птица, паук;
д) кулик, береговая улитка, сорока, фитопланктон;
е) землеройка, дождевой червь, опавшая листва;
ж) землеройка, паук, нектар, сова, муха;
з) короед, дятел, древесина;
и) мышь, заяц, семена, гадюка;
к) личинки насекомых, торф, хариус, белый медведь.
2. На рис. 1.5 показаны потоки энергии, проходящей через небольшую часть луговой экосистемы:
а) какова валовая первичная продукция злаков и разнотравья;
б) какова эффективность фотосинтеза, т.е. преобразования поступающей солнечной энергии в валовую продукцию;
г) чему равна продукция паукообразных;
д) чему равна продукция саранчовых;
е) сколько энергии теряется при дыхании и выделении фекалий у полевых мышей;
ж) какие организмы являются продуцентами;
з) какие организмы являются первичными консументами;
и) какие организмы являются вторичными консументами;
к)
какие организмы относятся к
автотрофам, гетеротрофам?
3.
Для экосистем, указанных в табл. 1.1 рассчитать
чистую первичную продукцию, продуктивность
сообщества. Сравнить экосистемы. Пояснить
какие сообщества являются стабильными
и почему?
Рис. 1.5. Поток энергии через небольшую часть луговой экосистемы (кДж / м2 . год) [2] |
Годовая
продукция в экосистемах, ккал/ м2
в год [3]
|
4. С помощью рис. 1.6 выполнить следующие задания.
а) В пирамиде А первичные продуценты (растения) - организмы малых размеров, а численность их выше численности травоядных животных. Опишите и объясните различия между пирамидами А и Б.
б) Жгутиковые простейшие Leptomonas паразитируют на мелких насекомых, тысячи их могут быть найдены в одной блохе. Постройте пирамиду численности на основе следующей пищевой цепи: трава - травоядное млекопитающее - блоха - Leptomonas.
в) Дайте объяснение различия между пирамидами А и В.
Консументы 3-го порядка
Консументы 2-го порядка
Консументы 1-го порядка
Продуценты
А)
Травоядные
Растения
Рис. 1.6. Экологические пирамиды численности
5. Пользуясь правилом экологической пирамиды, подсчитайте, какая площадь соответствующего биогеоциноза может выкормить одну особь последнего звена в цепи питания:
а) планктон - нехищная рыба - щука 10 кг;
б) планктон - нехищная рыба - скопа 5 кг;
в) планктон - нехищная рыба - орлан-белохвост 6 кг;
г) растения - беспозвоночные - карп 3 кг.
Биологическая продуктивность планктона 600, донной растительности 1000 г/м2 в год (в пересчете на сухую биомассу).
6. По данным, приведенным в табл. 1.2 определить, какой из видов более эффективно использует энергию пищи на рост и накопление жировых запасов.
Таблица 1.2
Продукция,
тыс. кал/ га [8]
Вид | Корм | Вторичная
продукция | |
потребленный | усвоенный | ||
Малый суслик | 535 | 427 | 40 |
Степной суслик | 278 | 206 | 54 |
7. По данным табл. 1.3 рассчитать количество усвоенной пищи и ту часть усвоенной пищи, которая идет на метаболизм и на прирост биомассы. На что расходуется большая часть энергии пищи?
Таблица 1.3
Показатели трофической деятельности сусликов
в
полупустыне Прикаспия, кг/га сухой
массы [8]
Год | Урожай растений | Изъято сусликами | Кормовые
остатки |
Экскре-
менты |
Прирост биомассы популяции |
1971 | 1150 | 240 | 121 | 24 | 4,2 |
1972 | 590 | 180 | 101 | 16 | 3,0 |
1973 | 1940 | 340 | 247 | 13 | 2,0 |
8.Зная правило десяти процентов, рассчитайте:
Б. Сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг. Уровни пищевой цепи: зоопланктон, мелкие рыбы, щука, окунь, фитопланктон.