Стандартизация в сфере окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ …….....
5
1.1. Основные принципы охраны окружающей среды …………………………………………..
5
1.2. Объекты охраны окружающей среды ……….. 7
1.3. Государственный контроль в области охраны окружающей среды ……………………………
8
ГЛАВА II. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ………….
10
2.1. Стандартизация, как правовое средство охраны окружающей среды …………………..
11
2.2. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды ……………………………

12
2.3. Экологическая сертификация ……………….. 13
2.4. Правовые основы экологической сертификации ………………………………….
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………. 18

Работа содержит 1 файл

sms.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

      Содержание

     ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………      3

    ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  И СУЩНОСТЬ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ …….....  
     5
      1.1. Основные принципы охраны окружающей среды …………………………………………..  
     5
      1.2. Объекты охраны окружающей среды ………..  7
      1.3. Государственный контроль в области охраны окружающей среды ……………………………  

     8

    ГЛАВА II. СТАНДАРТИЗАЦИЯ  И СЕРТИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ………….  
     10
      2.1.  Стандартизация, как правовое средство охраны  окружающей среды …………………..  
     11
      2.2. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды ……………………………  
     

    12

      2.3. Экологическая сертификация ……………….. 13
      2.4. Правовые основы экологической сертификации ………………………………….  
    14

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….  17

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….  18

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Охрана  окружающей природной среды - новая  форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях, она представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.

      Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

      - безопасности продукции, работ  и услуг для окружающей среды,  жизни, здоровья и имущества; 

      - технической и информационной  совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

      - качества продукции, работ и  услуг в соответствии с уровнем  развития науки, техники и технологии.

      Сертификация  продукции, услуг и иных объектов - это процедура подтверждения  соответствия, в ходе которой независимой  от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организацией проводится комплекс проверок, нацеленных на установление соответствия требованиям качества и безопасности. Документ, полученный в результате, называется Сертификатом качества или Сертификатом соответствия. 
 
 
 
 

      Целью данного реферата является рассмотрение основ стандартизации и сертификации окружающей среды.

      Для более полного раскрытия темы были поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотреть основные понятия окружающей среды;
    2. Выявить основные задачи государственного контроля окружающей среды;
    3. Изучить государственные стандарты окружающей среды;
    4. Изучить сущность экологической сертификации.
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ОХРАНЫ

                             ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

      
    1. Основные  принципы охраны окружающей среды
 

      Хозяйственная и иная деятельность органов государственной  власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
  • обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
  • обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
 
    1. Объекты охраны окружающей среды
 

      Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

      В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные  комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

      Особой  охране подлежат объекты, включенные в  Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. 

    1. Государственный контроль в области  охраны окружающей среды
 

      Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ,федеральными органами исполнительной власти.

      Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных  обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

      посещать  в целях проверки организации, объекты  хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в  том числе объекты, подлежащие государственной  охране, оборонные объекты, объекты  гражданской обороны, знакомиться  с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

      проверять соблюдение нормативов, государственных  стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды.

      Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

      предупреждать, выявлять и пресекать нарушение  законодательства в области охраны окружающей среды;

      разъяснять  нарушителям законодательства в  области охраны окружающей среды  их права и обязанности;

      соблюдать требования законодательства.

      Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      Перечень  объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации .Настоящий Закон РСФСР “Об охране окружающей среды” призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

      Перечень  должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Российской Федерации.

      Перечень  должностных лиц органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

      Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

      Задачи  контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля):

      1. Контроль в области охраны  окружающей среды (экологический  контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органа-ми местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

      2. В Российской Федерации осуществляется  государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА II. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ

                          ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

            2.1. Стандартизация, как  правовое средство  охраны 

                    окружающей среды 

      Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды» в ст. 29 «Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды» объединяет стандарты и иные нормативные документы, устанавливая для них общий предмет регулирования: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

      Однако  поскольку установление государственных  стандартов регулируется специальным  законодательством (законодательство определяет стандартизацию как деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, единства измерений, экономии всех видов ресурсов и т.д.), то в рамках экологического законодательства могут приниматься нормативные документы, не обладающие всеми юридическими свойствами стандартов, но как это следует из текста ст. 29, устанавливающие: ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью. При этом за органами охраны окружающей среды сохраняются права на разработку природоохранных и экологических требований для учета их в государственных стандартах. Практическое значение произведенного условного размежевания стандартов и иных документов состоит в уточнении собственной компетенции специально уполномоченного в области охраны окружающей среды органа по принятию подзаконных нормативных правовых актов в сфере нормирования. 

Информация о работе Стандартизация в сфере окружающей среды