Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:53, реферат
Важность разработки стратегических программ и планов развития сегодня не вызывает сомнения на всех уровнях управления хозяйственно-экономической деятельностью в нашей стране. Развитие рыночных отношений в современной России, со всей актуальностью, поставило вопрос об осуществлении стратегического планирования на всех уровнях экономической деятельности. Причём стратегическое планирование признаётся одним из главных направлений управленческой деятельности специалистов менеджерского звена.
Введение
1. Стратегические планы и программы развития организации
2. Системный анализ в управлении организацией
Заключение
Список литературы
Инвестиционная стратегия. В разделе приводится состав бизнес-проектов, содержащихся в сформированном инвестиционном портфеле, а также план их реализации как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Стратегия внедрения системы электронной коммерции. В разделе формулируются основные этапы, связанные с созданием всех необходимых компонентов инфраструктуры. Дается оценка экономической эффективности создания, внедрения и функционирования этой системы.
Стратегия предупреждения банкротства. В разделе излагаются рекомендуемые методики, с помощью которых становится возможным предвидеть наступление кризиса. Кроме того, предлагаются способы преодоления различных видов кризиса.
Стратегия проведения реинжиниринга бизнес-процессов. В разделе находят отражение радикальные изменения всех элементов системы стратегического планирования, прогнозирования и внутрифирменного планирования производства, закупок материально-технические ресурсов, сбыта продукции, значительное повышение уровня профессиональной подготовки менеджеров.
Организация реализации стратегии фирмы. В разделе должны найти отражение следующие вопросы:
♦ анализ действующей системы организации, в котором изложена методология реализации стратегии фирмы, использованная на протяжении последних пяти лет;
♦ выявление узких мест в организации процессов (прежде всего в части выполнения принципов пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности производственных процессов), контроля и учета выполнения стратегических планов, системы мотивации, регулирования.
Системный подход – это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности (и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими).
Каждая системе имеет свои, присущие ей, особенности, свою реакцию на управление, свои формы возможного отклонения от программы, свою способность реагировать на различного рода воздействия.
Производственные объекты представляют собой сложные иерархические системы, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем: предприятие, цех производственный участок, участок «человек-машина».
Системный подход к управлению производством (организацией) получил наибольшее распространение в США и используется практически во всех странах. Он предполагает рассмотрение фирмы как сложной системы, состоящей из различных подсистем, функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач. Этим обусловлена классификация подсистем, составляющих либо организационную структуру фирмы, либо производственную структуру.
Методы оценивания систем разделяются на качественные и количественные.
Качественные методы используются на начальных этапах моделирования, если реальная система не может быть выражена в количественных характеристиках, отсутствуют описания закономерностей систем в виде аналитических зависимостей. В результате такого моделирования разрабатывается концептуальная модель системы.
Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы.
Качественные методы измерения и оценивания характеристик систем, используемые в системном анализе, достаточно многочисленны и разнообразны.
К основным методам качественного оценивания систем относят:
• методы типа мозговой атаки или коллективной генерации идей;
• типа сценариев;
• экспертных оценок;
• типа Дельфи;
• типа дерева целей;
• морфологические методы.
Системный анализ в управлении имеет целью дать лицам, принимающим решения, рекомендации по выбору целей и стратегии (с использованием математических методов), направленных на повышение эффективности производства. Системный анализ предполагает сравнение альтернативных курсов действий с точки зрения затрат и эффективности при достижении определенной цели. Обычно такое сравнение осуществляется в форме отыскания альтернативы, которая обеспечивает минимум затрат на достижение некоторых заданных результатов или, наоборот, является попыткой привести к максимуму некоторый натуральный показатель результатов деятельности при наличии ограничений на затраты средств. Разработка таких оценок носит название анализа «стоимости-эффективности». Различные альтернативы проверяются посредством моделей, которые показывают, какие последствия можно ожидать, следуя каждой из альтернатив, а именно: каков уровень затрат и какова степень достижения каждой из поставленных целей. Затем используется критерий для взвешивания затрат по отношению к результатам, и таким образом альтернативы могут быть расположены в порядке их предпочтительности.
Процесс анализа включает:
Формулирование проблемы;
Отбор целей;
Составление альтернатив;
Сбор данных; построение моделей;
Взвешивание затрат по отношению к результатам.
Процесс анализа разбивается на три стадии:
1. Формулирование проблемы – выясняются исходные предпосылки, очерчивается сфера исследования, определяются элементы анализа;
2. Исследование – сбор информации и разработка альтернатив;
3. Оценка альтернатив.
Элементами анализа являются:
цель руководителя, принимающего решения. Это предполагает выявление степени фактического достижения цели при различных вариантах решения;
альтернативы – это способы достижения целей, стратегии, при помощи которых можно качественно и при минимальных затратах выполнить поставленные цели;
затраты – ресурсы, которые могут быть использованы для достижения конкретных целей и не могут быть в дальнейшем использованы для других целей. Большинство затрат принимает денежное выражение и истинная мера затрат выражается в тех возможностях, которые утрачиваются при использовании ресурсов;
модель – это упрощенное отображение причинно-следственных связей при помощи математических уравнений, программ на ЭВМ, словесного описания ситуации, которая дает возможность оценить предстоящие затраты для каждого варианта, а также степень достижения намеченных результатов;
критерий – это правило, в соответствии с которым альтернативы располагаются в порядке их предпочтительности. Он обеспечивает средство для взвешивания стоимости по отношению к эффективности;
В процессе системного анализа рассматривается проблема в целом в тех условиях, в которых она действительно возникает. Это предполагает:
систематическое исследование целей, стоящих перед людьми, принимающими решения и отыскивание обоснованного критерия оценки этих решений;
сравнение (количественное) затрат, эффективности, риска и сроков по каждому варианту стратегии достижения целей;
попытку составить лучшие альтернативы и выбрать другие цели, если после проверки прежних целей в этом возникает необходимость.
Вследствие усложнения производственного процесса, с одной стороны, и воздействия внешних факторов, с другой – возрастает значение перспективного стратегического планирования. В связи с этим развитие методов системного анализа для обоснования управленческих решений приобретает особое значение. Он предполагает использование единого подхода к выбору целей, поскольку при решении проблем управления выявляются множественность и противоречивость целей, подлежащих уточнению, и необходимость их ранжирования.
Системный анализ в управлении обеспечивает всестороннюю оценку целесообразности новых вложений, комплексный учет факторов, совершенствование новых информационных потоков и гарантирует большую устойчивость системы, оптимизации принятых решений.
Важнейшей задачей системного анализа является выработка структуры процесса принятия решений посредством тщательного изучения всех существующих факторов, в том числе и интуитивных, которые воздействуют на ситуацию.
Процедура системного анализа определяется следующими принципами:
придерживаться определенности во всех аспектах анализа;
определять цели;
количественно оценить все ключевые факторы, относящиеся к решению поставленной задачи;
определить экономические последствия каждой рассматриваемой альтернативы.
В заключение данной работы можно сделать ряд выводов:
Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно, гибкими, чтобы, при, необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.
Конкретные стратегии, выбираемые разными организациями, вследствие специфики внешних и внутренних условий, различных взглядов руководства на пути развития организации и др. причин могут существенно различаться. Однако все частные стратегии можно обобщить и вести речь о так называемых базисных, или эталонными стратегиях развития и роста бизнеса и предпринимательства. Эти стратегии касаются всей организации и отражают различные подходы к росту фирмы, связанные с изменением одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы в отрасли, технология.
Для реализации выбранной стратегии разрабатывается стратегический план, который представляет собой набор стратегических целей, проектов и программ действий по достижению заданных целей на основе стратегических решений.
Выбор стратегии организации – не самоцель стратегического планирования. Это сложная и трудоёмкая работа приобретает смысл, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется как система программ и планов организации.
Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов.
Ключевыми составляющими стратегического планирования являются стратегические цели, решения, проекты и программы развития. Эти понятия и составляют сущность стратегического плана. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.
1. Внутрифирменное планирование: Учебник / М.И. Бухалков.- М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Планирование и контроллинг / Ю.П. Анискин. – М.: Омега-Л, 2005.
3. Системы управленческого учета и анализа. / Г.И. Пашигорева, О. С. Савченко. – СПб.: Питер, 2003.
4. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; Под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002.
5. Системный анализ и системный подход / Никаноров С. П.— М.: Наука, 2006.
6. Использование системного анализа в принятии плановых решений / Голубков Е.П. – М.: Экономика, 1992г.
7. http://www.iteam.ru/
Информация о работе Система стратегических планов и программ. Системный анализ