Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:53, реферат
Важность разработки стратегических программ и планов развития сегодня не вызывает сомнения на всех уровнях управления хозяйственно-экономической деятельностью в нашей стране. Развитие рыночных отношений в современной России, со всей актуальностью, поставило вопрос об осуществлении стратегического планирования на всех уровнях экономической деятельности. Причём стратегическое планирование признаётся одним из главных направлений управленческой деятельности специалистов менеджерского звена.
Введение
1. Стратегические планы и программы развития организации
2. Системный анализ в управлении организацией
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Реферат по дисциплине:
стратегическое планирование
на тему:
Система стратегических планов и программ.
Системный анализ
Рязань 2012
Содержание
Введение
1. Стратегические планы и программы развития организации
2. Системный анализ в управлении организацией
Заключение
Список литературы
Важность разработки стратегических программ и планов развития сегодня не вызывает сомнения на всех уровнях управления хозяйственно-экономической деятельностью в нашей стране. Развитие рыночных отношений в современной России, со всей актуальностью, поставило вопрос об осуществлении стратегического планирования на всех уровнях экономической деятельности. Причём стратегическое планирование признаётся одним из главных направлений управленческой деятельности специалистов менеджерского звена.
Выбор стратегии организации - не самоцель стратегического планирования. Это сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется как система планов организации.
Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов.
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности организации, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии.
Существует несколько вариантов стратегических программ и планов развития предприятия:
- суммативный (главный) план дает представление о предприятии в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынках сбыта, требованиях к желательным темпам роста производства и прибыльности;
- функциональный план отражает новые направления деятельности предприятия без учета его отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;
- экономический план по возможности конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий;
- план развития предприятия предусматривает мероприятия по перестройке или совершенствованию его структуры и системы управления в связи с реализацией суммативного плана.
Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов.
Основные направления деятельности – стратегический план развития организации.
Главным содержанием этого плана является стратегия на обозримое будущее – три – пять лет и более. Стратегический план является вершиной системы планов, потому что характеризует основное назначение организации, её цели и стратегии. Этот план служит ориентиром для всех других планов. Одновременно он служит и ограничением для принятия решений относительно основных направлений деятельности – продуктов и услуг и рынков.
С позиции стратегического планирования важнейшим содержанием этого плана являются перспективы совершенствования производства, переход к выпуску нового поколения продукции, новой технологии.
Каждый стратегический план обязательно подкрепляется комплексом программ и планов- проектов. Программы обычно подкрепляются конкретными проектами. Каждый проект уникален в том смысле, что имеет определённую стоимость, график реализации и технико-экономические параметры.
Выделяют следующие программы:
Разработки и внедрения нового вида продукта;
Разработки и внедрение новой информационной системы;
Перестройки организационной структуры фирмы.
План развития служит ориентиром для разработки производственных планов:
Плана диверсификации, который характеризует создание новых видов продукции, услуг и рынков, призванных дополнить или заменить выпускаемую продукцию;
Ликвидационного плана, который показывает, от каких элементов организация должна освободиться – от продуктов, услуг, собственности или структурных подразделений;
Плана научно- исследовательских работ (НИР), в котором отражены мероприятия по разработке новых товаров и технологических процессов с учётом существующего спроса или новых рынков для уже производимых товаров и услуг.
Важной методологической особенностью формирования системы плановых документов в стратегическом планировании является обязательное наличие механизма адаптации планов организации к меняющимся внешним условиям развития.
В соответствии с принятой стратегией и стратегическими целями, стратегическое планирование развития организации состоит из следующих видов деятельности:
- планирование целевых показателей (дерево целей) на заданный временной период;
- планирование продуктовой программы по различным направлениям бизнеса на основе маркетинговых исследований и выбора приоритетных направлений;
- планирование необходимого объема и структуры потенциала (или условий) материально-технического, организационно-экономического, кадрового (трудового) и финансового для реализации продуктовой программы;
- разработка инвестиционной программы развития, обеспечивающей выполнение продуктовой программы, и создание производственной базы на качественно новом уровне;
-планирование экономического роста деятельности предприятия и эффективности использования его потенциала;
- установление контрольных параметров для тактического планирования;
- проведение стратегического контроллинга принятых программ развития;
- формирование информационной базы для прогнозирования развития и стратегического планирования;
- разработка системы мотивации и организационно-финансового сопровождения для своевременной и качественной реализации плана.
Практический план «Стратегии фирмы» может иметь следующие основные разделы (отдельные планы):
Резюме. В разделе обычно находят отражение следующие аспекты:
♦ значимость выпускаемой фирмой продукции на международном, национальном и региональном уровнях с точки зрения конкурентоспособности, качества и безопасности использования продукции, масштаба ресурсосбережения у потребителя;
♦ имидж фирмы, завоеванные дипломы, полученные ею призы на международных конкурсах, выставках, количество патентов и изобретений;
♦ главные показатели конкурентоспособности фирмы;
♦ основные технико-экономические показатели фирмы за истекшие пять лет и на планируемый период, краткая характеристика основных производственных фондов, структуры используемых капиталов, уровень квалификации кадров на фирме;
♦ основные принципы, а также методы, применяемые в системе менеджмента фирмы;
♦ факты, подтверждающие надежность присутствия фирмы на целевом рынке, юридические и финансовые гарантии.
Характеристика фирмы. В разделе должны быть раскрыты следующие вопросы:
♦ цели деятельности фирмы, сформулированные в миссии;
♦ принятая организационно-правовая форма;
♦ устоявшиеся связи с внешней средой, авторитетными партнерами;
♦ организационная структура фирмы;
♦ характеристика выпускаемых товаров, уровень их конкурентоспособности на целевом рынке и на его сегментах;
♦ достигнутые основные экономические и финансовые показатели деятельности, а также планы на перспективу.
Стратегия маркетинга. В разделе должны быть представлены сведения, касающиеся:
♦ концепции стратегического маркетинга, применяемого фирмой;
♦ состава выполняемых отделом маркетинга основных функций;
♦ применяемой технологии и достигнутых результатов стратегической сегментации целевого рынка;
♦ принятой стратегии ценообразования и прогноза цен на товары;
♦ стратегии захвата рынков (проникновения на новые рынки);
♦ стратегии разработки новых видов товаров;
♦ выбора экономически целесообразной ресурсной стратегии;
♦ выбора способов распространения на рынке товаров;
♦ стратегии формирования спроса и стимулирования сбыта товаров;
♦ выбора стратегии проведения рекламы товаров;
♦ выбора стратегии развития фирмы на отдаленную перспективу;
♦ плановых нормативов конкурентоспособности товаров.
Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы. В разделе должны быть представлены результаты:
♦ анализа возможного воздействия факторов макро- и микросреды;
♦ анализа состояния техники и применяемой технологии, организации производства, кадрового потенциала, качества менеджмента;
♦ выявления конкурентных преимуществ фирмы;
♦ обоснования выбора и использования стратегических факторов, обусловливающих конкурентные преимущества фирмы.
Стратегия обновления номенклатуры выпускаемой продукции. В разделе должны найти отражение:
♦ результаты экспертизы раздела «Стратегия маркетинга»;
♦ сформулированная стратегия повышения качества товаров;
♦ разработанная стратегия ресурсосбережения на фирме;
♦ прогноз основных показателей конкурентоспособности товаров фирмы, а также главных ее конкурентов;
♦ научные принципы, методы, технологии, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой фирмой продукции;
♦ технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов.
Стратегия развития производства. В разделе следует отразить результаты:
♦ анализа организационно-технического уровня производства;
♦ анализа достигнутого уровня социальной защищенности коллектива работников фирмы;
♦ анализа деятельности фирмы в области охраны природной среды;
♦ анализа принятых и планируемых к использованию стратегий развития производства;
♦ экономического обоснования составленных прогнозов.
Стратегия обеспечения производства ресурсами. В разделе должны быть освещены следующие вопросы:
♦ анализ качества методического, информационного, ресурсного, правового обеспечения производства и выявление узких мест, организация обеспечения производства всем необходимым;
♦ налаживание экономически наиболее выгодных связей с поставщиками ресурсов, информации, документов;
♦ разработка новой стратегии обеспечения производства нормативно-методическими документами, всеми видами ресурсов, информацией;
Стратегический финансовый план фирмы. В разделе должно содержаться описание следующих вопросов:
♦ экономические показатели (цена, рентабельность, эффективность) конкретных товаров на конкурентных рынках;
♦ экономические показатели функционирования фирмы (объем продаж, прибыль, показатели использования различных видов ресурсов, общие экономические показатели, устойчивость фирмы, кризис-прогнозные показатели);
♦ прогноз абсолютного и относительного изменения финансовых показателей по товарам, рынкам и фирме в целом;
Стратегия развития системы менеджмента. В разделе должны быть представлены:
♦ анализ качества и эффективности функционирования системы менеджмента фирмы за прошлые годы (желательно не менее чем за 5 лет);
♦ выявление узких мест в управленческой структуре, содержании и взаимосвязях компонентов системы менеджмента фирмы;
♦ обоснование «Стратегии развития системы менеджмента».
Информация о работе Система стратегических планов и программ. Системный анализ