Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:14, реферат
Актуальность темы исследования. Рынки золота - это центры торговли золотом, где концентрируется спрос и предложение этого металла и осуществляется его регулярная купля-продажа. Мировой рынок золота в широком плане охватывает всю систему циркуляции этого драгоценного металла в масштабах мира - производство, распределение, потребление. Иногда это понятие рассматривается и в более узком плане - в качестве рыночного механизма, обслуживающего куплю-продажу золота как товара на национальных и международном уровнях. При этом следует иметь в виду, что, когда речь идет об основных особенностях и параметрах рынков золота обычно подразумевается, во-первых, купля-продажа наличного металла в слитковой форме и, во-вторых, оптовые методы торговли этими слитками. Соответственно, особенности торговли так называемым "бумажным золотом" анализируются в рамках деятельности золотых бирж.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ…………………………………………….4
1.1. Трансформация функций золота в мировой экономике….……………….4
1.2. Методы исследования влияния мирового рынка золота на
национальные экономики………………………………………………………21
1.3. Анализ конъюнктуры мирового рынка золота……………………………32
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………………...44
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Факторы, определяющие формирование совокупного спроса на золото.45
2.2. Динамика совокупного спроса на золото и тенденции его развития……60
2.3. Роль России в формировании совокупного спроса на мировом рынке золота……………………………………………………………………………..79
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ………………………………………………………...85
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
3.1. Анализ совокупного предложения золота и тенденции его развития…..87
3.2. Факторы, влияющие на формирование совокупного предложения золота…………………………………………………………………………….97
3.3. Россия в формировании совокупного предложения на мировом рынке золота...................................................................................................................109
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ……………………………………………………….125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………132
ПРИЛОЖЕНИЯ
Нетрудно подсчитать, что за последние два десятилетия XX в. спрос на металл в ведущих странах вырос примерно на 50%, тогда как в развивающихся странах этот показатель исчисляется сотнями процентов. Таким образом, на долю стран третьего мира приходится сегодня почти две трети мирового спроса на физический металл.
Складывается следующая ситуация: золотодобытчики, поставляя основные объемы золота на мировой рынок, обладают сравнительно малыми возможностями влиять на цену товара чисто экономическими методами - изменением объемов предложения при изменениях цен. Им остается два пути. Первый из них - воздействовать на политику международных банков с целью снижения и упорядочения последними объемов регулярных продаж золота. Второй - приспосабливаться к большим колебаниям цен, уметь так снижать удельные издержки в периоды падения цен, чтобы и в этих условиях обеспечить рентабельность производства.
Основными продуцентами золота в последние годы являются ЮАР, США, Китай, Австралия, Перу, Россия, Индонезия и Канада. На эти страны приходится более двух третей добываемого в мире золота. За 13 лет производство золота выросло в Перу почти на 850%, в Индонезии - на 368%, в Китае - на 180%, в Мексике - более чем на 100%. В то же время в ЮАР, которая традиционно считалась основным производителем желтого металла в мире, производство за этот период сократилось почти на половину.
В 2007 году Китай стал главным мировым производителем золота, отобрав первенство у Южной Африканской республики. Китайское производство золота увеличилось в 2007 году на 12% по сравнению с 2006 годом и достигло рекордной величины – 272 тонны. 32
Британская консалтинговая компания Gold Fields Mineral Services (GFMS) на днях опубликовала обзор, посвященный итогам мирового производства золота в 2007 году. Эксперты компании утверждают, что по итогам прошлого года Китай по объемам добычи этого драгметалла обогнал многолетнего лидера отрасли — Южно-Африканскую Республику. По данным GFMS, в 2007 году ЮАР снизила производство золота на 8%, до 272 т, тогда как Китай, напротив, увеличил на 12%, до 276 т. Эти цифры превзошли ожидания самих аналитиков GFMS: в своем обзоре в середине 2007 года они отмечали, что Китай сможет стать лидером мировой золотодобычи лишь через пять лет. По итогам 2006 года Поднебесная с показателем в 240 т занимала в мировой табели о рангах всего лишь третью строчку — после ЮАР (275 т) и США (260 т).
Стоит отметить, что ЮАР держала пальму первенства более ста лет — с 1905 года. Пик золотодобычи в этой стране пришелся на 1970 год, когда была произведена 1000 т драгметалла. Между тем в последние годы республика существенно снижает добычу золота. Виной тому стало прежде всего истощение запасов драгметалла.
Между тем сами китайцы пока не спешат примерять на себя «желтую майку лидера». По их данным, в стране в 2007 году было произведено 270,5 т золота (+12,7%), что на 5,5 т меньше, чем насчитала GFMS. Впрочем, как пояснил РБК daily глава российского Союза золотопромышленников Валерий Брайко, экспертам очень сложно отслеживать показатели по добыче золота в Китае. Дело в том, что ощутимые объемы драгметалла не проходят через банки и не учитываются госстатистикой. В этой ситуации вполне логично, что цифры разных источников могут существенно различаться. При этом эксперт не исключил, что аналитики GFMS могут оказаться правы: ЮАР уже несколько лет снижает добычу золота, тогда как Китай, напротив, двигается семимильными шагами.33
ЮАР не единственная страна, где падает производство золота. По словам председателя совета директоров GFMS Филипа Клапвийка, добыча золота в мире в 2007 году упала на 1%, до 2444 т, в том числе за счет падения производства в США и Австралии. При этом в период с 2000 по 2007 год мировое производство золота снизилось уже на 6,7%, тогда как цены на драгметалл выросли с 270 долл. до более чем 850 долл. за унцию.
Причину географических сдвигов в потреблении золота следует искать в изменившейся структуре потребления металла. Раньше на первый план выходила функция золота как финансового актива, что, в свою очередь, обеспечивало металлу значительный спрос со стороны профессиональных инвесторов, концентрировавшихся в промышленно развитых странах. Со временем инвестиционный спрос на золото уменьшился. Сейчас большая часть металла находит свое потребление в различных отраслях промышленности, соответственно, эта составляющая потребления золота носит название промышленного (фабрикационного) спроса.
Анализ тенденций в сфере спроса на золото со всей очевидностью показывает, что главным потребителем металла является ювелирная промышленность - одна из наиболее стабильно развивающихся отраслей мировой экономики. В начале 1980-х гг. ювелирное производство получило мощный импульс для развития благодаря увеличению емкости мирового рынка, снижением цен на золото и ростом благосостояния потенциальных покупателей. С 1981 по 2000 гг. потребление золота в данном секторе увеличилось с 1200 до 3204 т. При этом надо отметить, что за этот период на рынке золота сменилось несколько ценовых циклов, т. е. периодическое увеличение цен практически не отражалось на общем объеме потребления ювелирной отраслью. Однако было бы неправильно говорить об отсутствии изменений в данном секторе использования золота. Общей тенденцией является опережающий рост потребления металла в ювелирной промышленности стран третьего мира, где золото доминирует при изготовлении украшений. Здесь необходимо выделить существенные различия между развитыми и развивающимися странами в мотивах спроса на ювелирную продукцию и факторах, его определяющих. В развитых странах при покупке ювелирных изделий на первый план выходит эстетический аспект; соответственно, главной ценностью является труд мастера-ювелира. В этой связи значительную часть спроса в таких странах предъявляют обеспеченные слои населения. Следовательно, основными факторами, формирующими платежеспособный спрос в указанном секторе, является общеэкономическая ситуация в стране (регионе), определяющая уровень благосостояния среднего класса и категории богатых граждан. Это, в свою очередь, влияет на такие показатели, как норма потребления и сбережения внутри страны.34
Совершенно иная ситуация складывается в развивающихся странах, где основной спрос концентрируется на изделиях с минимальными затратами ручного труда. Здесь на первый план выходят такие параметры как вес украшения и проба использованного золота. Связано это с тем, что золотые украшения являются доминирующей формой хранения сбережений среди многочисленной группы крестьян и ремесленников. Как правило, эта особенность усиливается многовековыми местными традициями. Здесь уже наряду с уровнем доходов населения немалое влияние оказывает и ценовая конъюнктура рынка золота.
Схожие тенденции наблюдаются и среди производителей ювелирных украшений. Если в начале 1980-х гг. мировую табель о рангах производителей ювелирной продукции возглавляли развитые страны, то к концу XX в. ситуация резко изменилась: первенство перешло к развивающимся странам, расположенным, прежде всего, на Азиатском континенте.
В
развивающихся странах
Большой
популярностью ювелирные
Постепенно растет популярность ювелирных изделий и на Дальнем Востоке. Помимо уже упоминавшегося Китая, стремительный рост потребления золота в данном секторе был зафиксирован в таких странах как Южная Корея, Малайзия. Указанную тенденцию не смог переломить даже кризис в 1997—1998 гг.: уже в 1999 г. ювелирная промышленность многих «азиатских тигров» сумела преодолеть докризисный уровень производства35.
Вместе
с тем, одной из причин усиления роли
стран третьего мира в секторе
ювелирной промышленности является
перенесение соответствующих
Отдельного упоминания заслуживает отношение к золоту в Индии. Высокий спрос на золото берет свои корни в древности, когда было заложено почитание желтого металла. Со временем это стало неотъемлемой частью индийской культуры. В настоящий момент население продолжает рассматривать золото в качестве безопасной гавани на случай различного рода потрясений. Другой особенностью является структура предложения металла на индийском рынке: собственная добыча в стране невелика, поэтому основную массу золота (около 80%) приходится импортировать. Дополнительное предложение обеспечивается переработчиками золотого лома.
Свою роль играют и контрабандные поставки металла. Связано это с тем, что в Индии долгое время существовали жесткие правила импорта золота в страну. В 1997 г. после легализации ввоза металла импорт золота значительно увеличился. Так, если в 1996 г. доля импорта золота и серебра в общей структуре индийского импорта составляла 2,5%, то в 1997 г. - уже 7,1%, a в 1998 г. - 11,6%. Это поставило золото на второе место по объему импорта после нефти. В целом, несмотря на сохраняющиеся ограничения на внутреннем рынке, а также на снижение покупательной способности части населения (в связи с неурожаями и природными катастрофами) в ближайшие годы Индия останется в верхней части списка стран крупнейших потребителей металла.
Из развитых стран в верхней части списка ведущих производителей ювелирной продукции смогли закрепиться только Италия и США. Но и здесь можно отметить различия в траектории развития ювелирной промышленности. Итальянская отрасль ориентируется в своей массе на экспорт изделий по всему миру, в то время как американские ювелиры ориентируются на внутренний спрос. Отчасти, это объясняется беспрецедентным экономическим подъемом в 1990-х гг. Причем собственных мощностей для удовлетворения внутреннего потребления в США не хватает, что обуславливает значительный объем импорта ювелирной продукции из различных частей света. К настоящему времени доля импорта в общем объеме предложения ювелирных изделий в США превысила 50%. Среди основных поставщиков продукции на американский рынок стоит отметить Италию, страны Латинской Америки и Азии.
Значительно меньшим по объему является использование золота другими отраслями промышленности (потребление металла этой группой называют промышленно-бытовым спросом). Здесь следует отметить такие сферы использования металла, как электроника и стоматология. Всего с 1980 г. этими отраслями было потреблено примерно 6,3 тыс. т. золота (менее 11% общего спроса).
Однако в отличие от спроса ювелирного сектора значительную часть промышленно-бытового спроса предъявляют развитые страны. Первенство здесь принадлежит Японии, потребляющей наибольшее количество золота в электронике и стоматологии. Второе место в обоих случаях занимают США. Третье место по статье «электроника» принадлежит Южной Корее, «стоматология» - Германии. Лидерство по потреблению золота в прочих сферах (декоративное потребление) удерживают Индия и США.36
По сравнению с другими драгоценными металлами техническое потребление золота невелико и составляет 11% от его потребления в мире, тогда как около 60% серебра, 50% платины и 94% палладия расходуется на технические цели.37
Если тысячелетиями золото и его сплавы используются в декоративном искусстве и стоматологии, то в последние двадцать лет расширяется применение золота в электронной промышленности. Около 200 т. золота, или 5,5% от его мирового потребления', используется при изготовлении электронных компонентов. Из золота изготовляют высокочувствительные контакты и соединители для малых напряжений и токов. Во многих случаях добавляют небольшие количества никеля или кобальта для твердости и снижения износа. Золото также используют как тугоплавкий припой. Еще одним направлением применения золота является спаиваемый поверхностный слой для печатных плат. Схема печатных плат изготовлена из меди, которая быстро покрывается оксидной пленкой, и со временем припой не пропитывает поверхность. Разработан ряд обработок поверхности для сохранения спаиваемых свойств. По сравнению с обработкой органическими веществами обработка золотом с никелем удваивает длительность эксплуатации печатных плат. Золото используют в качестве защиты элементов электронных деталей от окисления. Примерно 100 т. золота расходуют на изготовление соединительных проводов с высокой проводимостью, их толщина меньше толщины человеческого волоса. Кроме того, применяют ионное распыление для нанесения тонких золотых покрытий на компакт-диски.
Спрос со стороны частных инвесторов, электронной промышленности и стоматологии можно считать стабильным. Однако с 2000 г. спрос на золото снизился в размере около 700 т., в 2004 г. он может снизиться еще на 228 т.
В настоящее время цена на золото не зависит от уровня промышленного спроса. По мере снижения курса доллара все более проявляется денежная функция золота, функция надежного актива. При этом рынок никак не реагировал на многочисленные позитивные сигналы об упрочении экономики США. Но только появились высказывания официальных лиц Европы по поводу обеспокоенности слишком высоким курсом евро, рынок отреагировал немедленно. За 7 суток цена на золото снизилась на $19,88 (за период с 19.12.2003 по 19.01.2004). Если наиболее развитые страны согласятся поддержать доллар США - цена унции золота к концу 2005 г. может возрасти до $440. Этот сценарий можно назвать оптимистическим с точки зрения ювелирной промышленности.