Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:00, контрольная работа
Экологическая безопасность - состояние защищенности биосферы, человеческого общества, а также государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду (ОС). В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.
Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Тем не менее, качество воды в реках продолжает оставаться государственной проблемой. Одна треть всех водных ресурсов, оцениваемых как значимые, классифицируется по чешским стандартам как "загрязненные" или "сильно загрязненные". Ожидается, что Чехия достигнет соответствия евростандартам по очистке городской воды раньше, чем другие новые члены Евросоюза - к 2010 г. Данный прогноз основывается на реально проявляемой этой страной заинтересованностью в улучшении ситуации: за последние годы было построено более 300 очистных сооружений. Чешская Республика имеет хорошие показатели по переработке вторсырья, которые составляют около 40% от всего упаковочного мусора.
Для Словакии характерны те же проблемы с качеством питьевой воды, что и для других новых членов Евросоюза. Ожидается, что только к 2015 г. она будет выполнять требования ЕС по очистке воды. Ситуация здесь хуже, чем в Чехии. Словакия находиться на ранних стадиях выполнения программы по переработке отходов - менее 15% от их общего количества.
Согласно оценкам, сделанным
для 18 городов Восточной и
В плане уменьшения отрицательных
последствий ненадлежащего
Экологическая безопасность в странах СНГ.
Важной частью общеевропейской окружающей среды является пространство стран бывшего СССР. После распада СССР на огромной территории нарастают многочисленные экологические проблемы, оказывающие региональное и глобальное воздействие. Их решение не под силу отдельным государствам и невозможно без активного и эффективного международного сотрудничества в общеевропейском масштабе. Несмотря на то, что одним из первых документов Содружества Независимых Государств (СНГ) стало "Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды" (1992 г.), прошедшее десятилетие показало фактическую неспособность СНГ создать работоспособные структуры для охраны окружающей среды, найти и мобилизовать ресурсы. В странах СНГ вопросы охраны окружающей среды не являются приоритетными, и происходит "деэкологизация" деятельности государств, массово нарушаются экологические права граждан. Без экологической экспертизы, без учета мнения населения реализуются экологически опасные проекты, идет процесс деградации окружающей природной среды.
Программы европейской помощи странам СНГ, направленные на решение экологических проблем, несмотря на позитивный вклад, в целом оказались недостаточными и малоэффективными, а в ряде случаев контрпродуктивными. Так, Европейский Банк реконструкции и развития в последние годы финансировал на территории СНГ ряд экологически опасных проектов.
На нынешнем этапе
своего развития человечество столкнулось
с широкомасштабными
Применительно к региону ЦВЕ, основной задачей в будущем станет не столько исправление прошлых ошибок, сколько сохранение громадных природных богатств, которыми обладают новые члены "евроклуба". Если взглянуть на опыт "ветеранов" Евросоюза, где за последние десятилетия везде (от Испании до Швеции и от Ирландии до Греции) наблюдается снижение биоразнообразия[10], то нельзя исключить, что в долгосрочном плане перспектива развития окружающей среды будет не слишком радужной.
Что касается возможностей для улучшения экологической ситуации в СНГ и в Беларуси, в частности, то можно предположить, что реальные подвижки в этой области будут происходить. Сегодня Европой накоплен огромный опыт приграничного сотрудничества. Формы его чрезвычайно многообразны: это создание советов по приграничному сотрудничеству и совместных предприятий, разработка единых туристических маршрутов, совместное решение экологических проблем, использование трудовых ресурсов, эксплуатация коммунальных сооружений и создание единых информационных сетей, организация приграничной торговли и многое другое.
С учетом этого, хотелось бы надеяться на то, что проблемы Беларуси в области охраны окружающей среды, не останутся лишь ее собственными проблемами.
Декабрь 2002 г.
Страна |
ISO 14001 |
EMAS |
Япония |
10952 |
|
Германия |
3700 |
2486 |
Испания |
3228 |
263 |
Великобритания |
2917 |
76 |
Швеция |
2730 |
201 |
США |
2400 |
(2) |
Италия |
1894 |
123 |
Франция |
1666 |
24 |
Австралия |
1485 |
|
Китай Гонконг Макао |
1024 208 1 |
(1) |
Республика Корея |
1183 |
|
Дания Гренландия |
1088 2 |
130 |
Нидерланды |
1073 |
27 |
Тайвань |
1024* |
|
Канада |
970 |
|
Швейцария |
955 |
|
Финляндия |
750 |
41 |
Бразилия |
700* |
|
Таиланд |
666 |
|
Польша |
434 |
|
Венгрия |
418 |
(4) |
Индия |
400* |
|
Сингапур |
369 |
(2) |
Малайзия |
367 |
(1) |
Чехия |
366 |
(9) |
Австрия |
301 |
331 |
Норвегия |
278 |
56 |
Мексика |
266* |
|
Бельгия |
255 |
18 |
Индонезия |
229 |
|
ЮАР |
221 |
|
Аргентина |
209* |
|
Филиппины |
189 |
|
Ирландия |
170 |
8 |
Словения |
152 |
|
Португалия |
137 |
3 |
Израиль |
112 |
|
Египет |
100* |
|
Турция |
91* |
|
Новая Зеландия |
78 |
|
Иран |
76 |
|
Словакия |
73* |
(1) |
Греция |
72 |
9 |
Колумбия |
53 |
|
Эстония |
52 |
|
ОАЭ |
50 |
|
Коста-Рика |
40 |
|
Хорватия |
33 |
|
Вьетнам |
33 |
|
Уругвай |
29 |
|
Литва |
27 |
|
Российская Федерация** |
23 |
|
Пакистан |
21 |
|
Латвия |
20 |
|
Лихтенштейн |
20* |
|
Чили |
17* |
|
Люксембург |
17 |
1 |
Иордания |
16 |
|
Перу |
15 |
|
Тунис |
13 |
|
Марокко |
11 |
(2) |
Болгария |
10 |
|
Венесуэла |
9 |
|
Югославия |
9 |
|
Саудовская Аравия |
8 |
|
Сирия |
8 |
|
Тринидад и Тобаго |
7 |
|
Зимбабве |
6 |
|
Боливия |
5 |
|
Ливан |
5 |
|
Маврикий |
5 |
|
Нигерия |
5 |
|
Румыния |
5 |
|
Шри Ланка |
5 |
|
Бруней |
4 |
|
Кипр |
4 |
|
Намибия |
4 |
|
Оман |
4 |
|
Пуэрто-Рико |
4 |
|
Украина |
3 |
|
Алжир |
3* |
|
Барбадос |
3* |
|
Кения |
3* |
|
Кувейт |
3* |
|
Мальта |
3 |
|
Монако |
3 |
|
Андорра |
2 |
|
Бахрейн |
2 |
|
Бангладеш |
2 |
|
Белоруссия |
2 |
|
Ботсвана |
2 |
|
Камерун |
2 |
|
Эквадор |
2 |
|
Гватемала |
2 |
|
Гайана |
2 |
|
Гондурас |
2 |
|
Исландия |
2 |
|
Катар |
2 |
|
Замбия |
2 |
|
Белиз |
1 |
|
Доминиканская Республика |
1 |
|
Македония |
1 |
|
Гана |
1 |
|
Ямайка |
1 |
|
Казахстан |
1 |
|
Мьянма |
1 |
|
Палестина |
1 |
|
Панама |
1 |
|
Парагвай |
1 |
|
Сент-Люсия |
1 |
Декабрь 2003 г.
Страна |
ISO 14001 |
EMAS |
Япония |
13819 |
|
Китай Гонконг Макао |
5064 273 9 |
(1) |
Испания |
4860 |
314 |
Германия |
4150 |
2251 |
США |
3474 |
(2) |
Италия |
3121 |
162 |
Великобритания |
2917 |
75 |
Франция |
2344 |
23 |
Швеция |
2310 |
190 |
Республика Корея |
1495 |
|
Тайвань |
1337 |
|
Канада |
1242 |
|
Нидерланды |
1162 |
29 |
Швейцария |
1155 |
(1) |
Бразилия |
1008 |
|
Австралия |
835 |
|
Финляндия |
750 |
39 |
Таиланд |
736 |
|
Дания Гренландия |
711 2 |
121 |
Венгрия |
637 |
(6) |
Индия |
605 |
|
Чехия |
605 |
(10) |
Австрия |
500 |
331 |
Сингапур |
473 |
(2) |
Польша |
434 |
|
Аргентина |
397 |
|
Мексика |
369 |
|
Малайзия |
367 |
(1) |
Норвегия |
350 |
42 |
Бельгия |
303 |
23 |
ЮАР |
264 |
|
Португалия |
248 |
10 |
Индонезия |
245 |
|
Словения |
205 |
|
Ирландия |
170 |
8 |
Филиппины |
166 |
|
Турция |
135 |
|
Израиль |
112 |
|
Египет |
105 |
|
Новая Зеландия |
100 |
|
Иран |
98 |
|
Румыния |
96 |
(1) |
ОАЭ |
92 |
|
Греция |
90 |
9 |
Колумбия |
90 |
|
Чили |
80 |
|
Эстония |
74 |
|
Словакия |
73 |
(1) |
Литва |
72 |
|
Вьетнам |
56 |
|
Хорватия |
52 |
|
Российская Федерация** |
48 |
|
Коста-Рика |
40 |
|
Люксембург |
32 |
1 |
Уругвай |
32 |
|
Перу |
31 |
|
Пакистан |
26 |
|
Кипр |
21 |
|
Латвия |
20 |
|
Лихтенштейн |
20 |
|
Тунис |
18 |
|
Болгария |
17 |
|
Венесуэла |
17 |
|
Иордания |
16 |
|
Шри Ланка |
13 |
|
Сербия и Черногория |
12 |
|
Марокко |
11 |
(2) |
Зимбабве |
10 |
|
Нигерия |
10 |
|
Саудовская Аравия |
9 |
|
Югославия |
9 |
|
Сирия |
8 |
|
Тринидад и Тобаго |
7 |
|
Оман |
6 |
|
Азербайджан |
5 |
|
Бангладеш |
5 |
|
Боливия |
5 |
|
Ливан |
5 |
|
Маврикий |
5 |
|
Бруней |
4 |
|
Мальта |
4 |
|
Намибия |
4 |
|
Парагвай |
4 |
|
Пуэрто-Рико |
4 |
|
Украина |
4 |
|
Алжир |
3 |
|
Барбадос |
3 |
|
Бахрейн |
3 |
|
Гайана |
3 |
|
Исландия |
3 |
|
Кувейт |
3 |
|
Малави |
3 |
|
Монако |
3 |
|
Андорра |
2 |
|
Белиз |
2 |
|
Белоруссия |
2 |
|
Ботсвана |
2 |
|
Гватемала |
2 |
|
Гондурас |
2 |
|
Замбия |
2 |
|
Камерун |
2 |
|
Катар |
2 |
|
Сенегал |
2 |
|
Эквадор |
2 |
|
Босния и Герцеговина |
1 |
|
Гана |
1 |
|
Доминиканская Республика |
1 |
|
Казахстан |
1 |
|
Камбоджа |
1 |
|
Кения |
1 |
|
Македония |
1 |
|
Мозамбик |
1 |
|
Мьянма |
1 |
|
Непал |
1 |
|
Нигер |
1 |
|
Палестина |
1 |
|
Панама |
1 |
|
Сент-Люсия |
1 |
|
Сейшелы |
1 |
|
Судан |
1 |
|
Танзания |
1 |
|
Туркменистан |
1 |
|
Фиджи |
1 |
|
Ямайка |
1 |
EMAS : Схема экологического менеджмента и аудита
Схема экологического менеджмента и аудита EMAS предоставляет технические требования для системы управления окружающей средой EMS и составлена совсем другим способом, чем модель систем менеджмента окружающей среды ISO 14001. Дополнительно к требованиям стандарта ISO 14001, данный документ предписывает организациям проведение официального предварительного экологического анализа и публикацию экологического отчета, который призван информировать общественность, акционеров и все заинтересованные стороны о задачах управления охраной окружающей среды и их выполнении на предприятии. Схема экологического менеджмента и аудита EMAS в настоящее время применима только для отдельных предприятий. Область применения EMAS ограничивается верификацией предприятий обрабатывающей промышленности, электро-, газо- и водоснабжения, по удалению отходов, а также в ряде стран опытными схемами верификации предприятий других отраслей экономики.
Процесс верификации по EMAS состоит из обычных элементов сертификации, таких как анализ документации, начальный визит и начальный аудит. Однако, в дополнение к аудированию системы экологического менеджмента EMS, верификатор обязан утвердить экологический отчет. Требуется более детальная проверка достоверности данных и выполнения предприятием экологических требований, а также гарантия того, что экологический отчет показывает гармоничную и правдивую картину того, как на предприятии управляют охраной окружающей среды. Последующие верификации должны проводиться не реже одного раза в три года. Верификацию по EMAS можно проводить одновременно с аудитом по ISO 14001, а также можно интегрировать с аудитами других систем управления.
ISO 14001:2007 - это международный стандарт, разработанный для управления экологической деятельностью предприятия. Необходимость снижения негативного воздействия предприятий на окружающую среду сегодня никому объяснять не нужно. На западе и в развитых странах Дальнего Востока (Япония, Южная Корея) практика управления системой экологического менеджмента компании по стандарту ISO 14001 существует уже давно. Российские компании постепенно приходят к осознанию целесообразности управления экологической деятельностью в соответствии с требованиями ISO 14001.
Не смотря на то, что
внедрение системы
Стандарт экологического менеджмента ISO 14001 призван оптимизировать все процессы на предприятии, влияющие на окружающую среду. В ходе работ оцениваются существующие и возможные риски, разрабатываются схемы по совершенствованию экологической деятельности предприятия. Результат - более экономичное производство (благодаря уменьшению расходов энергии, сырья, материалов), повышение его качества, корректировка способов переработки и утилизации отходов и т.д. Таким образом, экологическая деятельность компании берется под полный контроль, а деятельность компании в целом становится более экономичной.
Учитывая, что экологическая безопасность производства, продукции или услуг становится одним из ключевых вопросов при заключении сделок и выборе подрядчика, сертификация системы экологического менеджмента на соответствие стандарту ISO 14001 приобретает все большую популярность у руководителей предприятий и владельцев бизнеса.
Затраты на
охрану окружающей среды по Российской
Федерации
(в фактически действовавших ценах; миллионов
рублей)
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Всего |
173807 |
197047 |
233930 |
259228 |
295200 |
368627 |
343368 |
в том числе по направлениям природоохранной деятельности: |
|||||||
охрана атмосферного воздуха |
37151 |
45777 |
53765 |
60722 |
64065 |
76773 |
60101 |
очистка сточных вод |
76933 |
87306 |
105369 |
111705 |
126816 |
159299 |
162175 |
обращение с отходами |
14975 |
19799 |
22739 |
26076 |
28247 |
40326 |
38806 |
защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод |
9954 |
9095 |
13444 |
16770 |
21607 |
27321 |
18696 |
сохранение биоразнообразия и среды обитания |
12016 |
11899 |
12542 |
16052 |
21681 |
26597 |
21463 |
прочие |
22778 |
23171 |
26071 |
27903 |
32784 |
38311 |
42127 |
Инвестиции
в основной капитал, направленные на
охрану окружающей среды и рациональное
использование природных