Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:00, контрольная работа
Экологическая безопасность - состояние защищенности биосферы, человеческого общества, а также государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду (ОС). В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.
Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Экологическая безопасность - состояние защищенности биосферы, человеческого общества, а также государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду (ОС). В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.
Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих её сфер. Во второй половине 20 века эти процессы выражаются в глобальных изменениях климата, возникновении "парникового эффекта", разрушении озонового слоя, опустынивании планеты и загрязнении Мирового океана. Суть глобального контроля и управления - в сохранении и восстановлении естественного механизма воспроизводства окружающей среды биосферой, который направляется совокупностью входящих в состав биосферы живых организмов.
Управление глобальной
экологической безопасностью
Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.
По состоянию на 26 марта 2009 Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение. Предполагалось, что такое соглашение будет достигнуто в декабре 2009 года на конференции ООН в Копенгагене.
Так же на глобальном уровне был решен ряд экологических проблем международного масштаба. Большим успехом международного сообщества стало запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах, кроме подземных испытаний. Силами мирового сообщества проводится изучение Арктики и Антарктики как естественных биосферных зон, не затронутых вмешательством человека. Международным сообществом принята Декларация о запрещении производства хладогентов-фреонов, способствующих разрушению озонового слоя (Монреаль, 1972 г.).
Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляются на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, СНГ, Африканский союз и др.). На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:
• экологизацию экономики;
• новые экологически безопасные технологии;
•поддержание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества окружающей среды и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.
Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль за выбросами, стоками и т.д. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.
Решение конкретных локальных проблем определяет возможность достижения цели управления экологической безопасностью регионального и глобального уровней. Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии окружающей среды от локального к региональному и глобальному уровням.
Независимо от уровня управления экологической безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая природная среда, т.е. комплекс естественных экосистем и социоприродные экосистемы. Поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования и культуры.
Существует два основных подхода к понятию "экологическая безопасность":
1. Изменения в окружающей среде (ее деградация, истощение природных ресурсов) прямо влияют на безопасность государства, т. к. могут стать источником социальных конфликтов в результате недостатка возобновляемых ресурсов, массовых перемещений населения. Глобальные проблемы (потепление климата, истощение озонового слоя, уменьшение лесного покрова, деградация сельскохозяйственных угодий) могут вызвать экономический упадок, политическую нестабильность, социальные трения.
2. Другая интерпретация
экологической безопасности
Решение проблем экологической безопасности в регионе Центральной и Восточной Европы
В Европе уделяется особое внимание решению проблем окружающей среды, законодательству в этой сфере. Основными общеевропейскими экологическими проблемами, по мнению Международного Социально-Экологического Союза (одна из крупнейших сетевых неправительственных организаций на территории Содружества Независимых Государств), являются:
1. Трансграничные воздействия
и загрязнения вследствие
2. Развитие и распространение
экологически опасных технологи
3. Разрушение дикой
природы, естественных
4. Нарастающий дефицит чистой пресной воды, чистого атмосферного воздуха, энергии и других жизненно необходимых природных ресурсов.
5. Экологические последствия
военной активности времен "холодной"
войны, разоружения и
Природоохранные мероприятия и адаптация законодательства в этой области сыграют существенную роль, особенно учитывая ожидающиеся экономический рост и развитие, сопровождающие расширение общего рынка ЕС. Положения законодательства ЕС, предполагающие общественное участие и доступ к информации, касающейся окружающей среды - большой шаг вперед для недавно вступивших стран региона ЦВЕ, которые уже на 100 % согласовали адаптировали свои национальные законодательства к европейским требованиям. Однако самым сложным испытанием станет, естественно, выполнение всех их положений. В большей или меньшей степени уже осуществляется выполнение Директив по сохранению естественной среды и защите птиц (Habitats and Birds Directives) - краеугольного камня Европейской природоохранной политики. Процесс в некотором отношении проблематичен, однако, в любом случае, он намного эффективнее и удачнее аналогичного процесса, который происходил в "Старой" Европе, где осуществление этих двух директив было осложнено многими обстоятельствами и откладывалось на годы.
Основной проблемой остается интеграция политик охраны окружающей среды в различных секторах - от сельского хозяйства до транспорта, а также координация действий различных министерств и общественных объединений. Например, чтобы как-то удовлетворить растущие потребности общества в транспортных коммуникациях, власти предлагают планы развития крупных автотрасс (как, например, Via Baltica в северной Польше), которые часто идут вразрез с законодательством ЕС. Власти природоохранной сферы недостаточно вовлечены в процесс планирования регионального развития сельского хозяйства. Но здесь есть и позитивные моменты: в Чешской Республике, например, был создан особый отдел внутри Министерства по охране окружающей среды, отвечающий за финансирование природоохранных мероприятий и работающий совместно с Министерством сельского хозяйства по планированию распределения сельскохозяйственных фондов. Однако таких прецедентов очень мало.
Существенная финансовая поддержка ЕС вступившим странам в последующие годы (около 22 млрд. евро в ближайшие два года только на региональное развитие) - это хорошая возможность вложения в долгосрочное развитие и улучшение экологической ситуации. Хотя без надлежащего планирования и координации эти инвестиции могут создавать угрозу единству окружающей среды и социума.
Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ) - особый регион. Для "Старой" Европы до недавнего времени он ассоциировался с экологическими проблемами. Падение коммунизма в Центральной Европе в конце 1980-х годов и распад Советского Союза в начале 1990-х привели к тому, что серьезнейшие экологические проблемы региона оказались в центре внимания международного сообщества. Многие из проблем, которые уже давно были очевидны для самих жителей региона, способствовали ускорению реформ. Начавшиеся преобразования предоставили странам уникальную возможность включить природоохранные аспекты в процессы построения демократического общества и рыночной экономики. Состоянию окружающей среды в странах ЦВЕ начало уделяться внимание также в свете присоединения этого региона к ЕС. Выполнение экологических условий считается самым трудным и дорогим.
В XX веке тяжелая индустрия - добыча угля, сталелитейная и химическая промышленность - оказала разрушающее воздействие на состояние воды, воздуха и почвы в этих странах. За последние десять лет ситуация значительно улучшилась, благодаря скоординированным усилиям самих государств и значительной финансовой поддержке Евросоюза. Однако, несмотря на это, в ряде регионов потребуется еще несколько лет реабилитации, чтобы показатели пришли в соответствие с современными стандартами ЕС, и не только потому, что требуются большие инвестиции. Например, Польше, Венгрии, Чехии и Словакии необходимо сократить количество городских свалок и разработать механизмы переработки вторсырья. Им предстоит также разработать систему классификации районов по степени загрязнения с целью осуществления более эффективных мер по их реабилитации.
Польша самая большая страна из новых членов ЕС с площадью более 300 000 кв. км. и населением более 38 млн. чел. Несмотря на то, что большую ее часть покрывают леса и фермы - около 90 % общей площади - в стране существует ряд проблем, связанных с качеством воды и воздуха. Загрязнение воздуха остается проблемой в индустриализованных районах и урбанизированных центрах - особенно в Силезии, Лодзи, Малополске и Вармиа-Мазурии - даже если брать только показатели за последние десять лет. Уровень радиоактивных излучений был снижен на 57%, выброс серных соединений -на 48%, а азотных - на 28%. Качество воды также улучшилось, т.к. число загрязненных стоков снизилось на 70%. Несмотря на это, некоторые проблемы продолжают существовать примерно в 80 урбанизированных районах. Более 1/3 промышленности все еще сбрасывает промышленные отходы непосредственно в почву или реки без предварительной очистки. Некоторые малые города и городские поселки вплоть до 2015 не будут соответствовать стандартам ЕС по очистке воды.
Общие затраты, которые необходимо произвести Польше для повышения качества окружающей среды, оцениваются в 34,2 - 35,3 млрд. евро, в то время как преимущества, связанные с улучшением качества жизни и сохранением здоровья, после выполнения всех требований, оцениваются в 41-208 млрд. евро (в период с 2005 г. до 2020 г.).
Одним из эффективных механизмов финансирования экологических мер во всем мире является "природоохранный обмен долгов" (ПОД) - списание части внешнего долга государства в обмен на природоохранные затраты в национальной валюте страны. Польша за одиннадцать последних лет в рамках соглашений ПОД с членами Парижского клуба кредиторов "переадресовала" около 300 млн. долларов своих долгов на экологические затраты внутри страны, осуществив 250 инвестиционных природоохранных проектов.
Венгрии также предстоит сделать многое для улучшения качества воды. Загрязнения наблюдаются в двух основных реках - Дунае и Тисе - в то время как их притоки высоко загрязнены, особенно вблизи больших городских центров. Сохраняются проблемы, вызванные нитратами (основными источниками которых являются фермерские угодья). Более мелкие агломераты придут в соответствие с евростандартами по очистке воды к 2015 г., в то время как качество питьевой воды не сравняется с существующим ЕС уровнем до 2009 г. В Венгрии лучше ситуация с переработкой упаковочного мусора, чем во многих других новых членах Евросоюза. Например, в 2002 г. было утилизировано 34% мусора. Ожидается, что эта страна достигнет уровней утилизации ЕС-15 уже к 2005 г.
Чешская Республика традиционно является высокоиндустриализированной страной с упором (во времена коммунистического режима) на угледобычу, сталелитейную индустрию, тяжелое машиностроение и химическое производство. В то же время, она имеет довольно продолжительный опыт сохранения природных ресурсов. Национальные парки страны покрывают 15% ее территории. Однако леса, которые занимают 1/3 общей площади, подверглись в прошлом серьезному воздействию атмосферного загрязнения и кислотных дождей. Вплоть до 80-х годов ХХ в. в так называемом "черном треугольнике" сотни фабрик сбрасывали промышленные загрязнения в реки и хронические респираторные заболевания были обычным явлением. Сейчас ситуация в этой зоне изменилась. В 1991 г. министры трех стран (Польши, Германии и Чехии), занимающиеся проблемами окружающей среды, согласились организовать совместную компанию по улучшению положения в регионе при финансовой поддержке программы PHARE Евросоюза. Хотя на реабилитацию региона уйдут годы, он постепенно теряет свою зловещую репутацию. Огромные усилия были предприняты для обновления лесов. Благодаря значительному инвестированию в очистные технологии в регионе не наблюдается кислотных дождей, в реках снова появилась семга, а показатели качества воздуха, которые постоянно замеряются, не расходятся с показателями многих районов Западной Европы.