Рекультивация рациональное использование восстановленных земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

С каждым годом во всем мире все большую опасность для природной среды приобретает промышленная деятельность человека, проявляющаяся главным образом в местах добычи полезных ископаемых, строительных материалов и торфа, а также в местах их обогащения и переработки.
Значительный экологический ущерб окружающей среде наносят так называемые несанкционированные свалки городских отходов. Неудовлетворительное положение сложилось с организацией обезвреживания и захоронения отходов и на полигонах.

Содержание

Введене…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Рекультивация нарушенных земель и требования к ней…………
1.1 Сущность процесса рекультивации земель……………………….
1.2 Требования к рекультивации земель при различных
направлениях использования………………………………………….
1.3 Породы вскрыши и их пригодность для
биологической рекультивации…………………………………………
1.4 Гидрологические условия………………………………………….
Глава 2. Технический этап рекультивации………………………………….
2.1 Генеральный план восстановления нарушенных земель……….
2.1.1 Вертикальная планировка и подсчет объемов
земельных работ……………………………………………………….
2.1.2 Выполаживание откосов отвалов……………………………….
2.1.3 Мероприятию по обеспечению гидрологического
режима рекультивированных территорий………………………….
Глава 3. Биологический этап рекультивации………………………………
3.1 Лесохозяйственная рекультивация……………………………….
3.2 Подбор культур, подготовка территорий,
схема лесопосадок……………………………………………………..
Глава 4. Методы определения экономической эффективности
рекультивации земель……………………………………………………
Глава 5. Охрана и рациональное использование земель…………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курс-ЗОС.docx

— 69.20 Кб (Скачать)

Смородина золотистая- семейство камнеломковые. Биоэкологическая характеристика: морозоустойчивость-1-2 балла, засухоустойчивость-1-2 балла, светолюбие-2 балла, требовательность к плодородию-2 балла, быстрота роста- 2балла, мелиоративные  свойства-2 балла, биологическая полезность-1 балл.

Жимолость татарская - семейство жимолостных. Биоэкологическая характеристика: морозоустойчивость-1 балл, засухоустойчивость-1-2 балла, светолюбие-2 балла, требовательность к плодородию-2 балла, быстрота роста- 2балла, мелиоративные  свойства-1-2 балла, биологическая полезность-2 балла.

Категорически запрещается употреблять  в пищевых и кормовых целях  продукцию, выращиваемую на загрязненной почве, до окончания рекультивации.

 

 

 

 

 

Глава 4. Методы определения экономической эффективности рекультивации земель

 

Экономический эффект рекультивационных работ, направленных на восстановление продуктивности и  народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий  окружающей среды, может быть рассчитан  на основании положений, изложенных в "Методике определения экономической эффективности в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений".

В целом  рекультивация нарушенных земель окупаема и экономически оправдана. При определении  экономической эффективности рекультивации  необходимо исходить из следующих условий:

а) затраты  на рекультивацию 1 га нарушенных земель больше установленного норматива освоения новых земель;

б) затраты  на рекультивацию 1 га нарушенных земель меньше установленного норматива освоения новых земель;

в) затраты  на рекультивацию 1 га нарушенных земель равны нормативу освоения новых земель

В первом случае эффективность рекультивации  определяется как разница между  вложенными затратами на рекультивацию  1 га земель и утвержденным нормативом на освоение. Показателем экономической эффективности затрат будет величина окупаемости

Итак, сумма  затраченных средств на рекультивацию  в данном случае должна окупаться  в установленные сроки.

Во втором случае эффективность рекультивации  определяется как разница между  утвержденным нормативом освоения новых  земель и вложенными затратами на рекультивацию 1 га нарушенных земель

 

ЭФ=(УНР)·SР, РУБ. 
где Sp - общая площадь рекультивируемых земель, га

Снижение  затрат на рекультивацию нарушенных земель по сравнению с утвержденными  нормативами позволяет получить экономию денежных средств.

В третьем  случае рекультивационные мероприятия  не требуют дополнительных затрат, превышающих установленные плановые нормативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Охрана и рациональное использование земель

 

Статья 9 Конституции РФ закрепила, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Требования  по охране земель выглядят следующим  образом:

1) применение способов, обеспечивающих сохранение экосистем;

2) способность земли быть средством производства в сельскохозяйственном и лесном хозяйствах, а также основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности;

3) предотвращение деградаций земель, загрязнения и захламления земель, нарушения земель;

4) обеспечение улучшения и восстановления земель, которые подверглись загрязнению и вредному воздействию;

5) рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при различных видах деятельности.

Если при разработке месторождений  полезных ископаемых, торфа, проведении всех видов строительных работ, геолого-разведочных  работ и иных работ, связанных  с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении  промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности  земли по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, то рекультивация осуществляется за счет собственных средств юридических  лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации  земель.

На основании  постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" был принят совместный приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ N 525 и приказ Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22 декабря 1995 г. "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв".

Вышеуказанным постановлением Правительства РФ установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

После осуществления  мероприятий по рекультивации должна состояться приемка, передача рекультивируемых земель. Для этого создается специальная  комиссия по приемке рекультивируемых земель.

Все нарушенные земли состоят на государственном  статистическом учете.

В статье 13 ЗК РФ указано, что для осуществления охраны земель необходимо внедрить новые технологии и приемы мелиорации этих земель с целью повышения плодородия почв. При проведении работ, связанных с нарушением почвенного слоя, снимается и используется этот слой для улучшения малопродуктивных земель.

Для того чтобы оценить состояние почвы  в целях охраны здоровья человека, устанавливаются на уровне Правительства РФ нормативы: предельно допустимых концентраций вредных веществ; вредных микроорганизмов, их концентраций; иных биологических веществ.

Существует  также принудительное прекращение  прав на землю с целью восстановления плодородия почв и загрязненных территорий. Такие участки могут быть также  выведены на консервацию.

В статье 27 ЗК РФ среди земель, ограниченных в обороте, указаны:

загрязненные  земли опасными отходами, радиоактивными веществами;

земли, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Статья 14 ЗК РФ определяет особый порядок использования земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению, в частности:

1) они ограничиваются в использовании;

2) они должны быть переведены в земли запаса;

3) на них запрещается производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Земельный кодекс РФ 2001 г. является специальным кодифицированным документом, комплексным нормативно-правовым актом, регулирующим в том числе вопросы в области охраны и рационального использования земель. Земельный кодекс РФ выделяет следующие категории земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

По каждой категории земель использование  должно осуществляться строго по целевому назначению.

Категория земель должна указываться в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на землю, а также в других документах, при прямом на то указании в федеральном  законе.

Если  нарушается порядок предоставления земель их перевода нормативными и  ненормативными актами, таковые акты признаются недействительными.

Существует  порядок перевода земель из одной  категории в другую, который зависит  от права государственной собственности  на землю, а именно:

земли, находящиеся  в федеральной собственности, могут  быть переведены из одной категории  в другую только по решению Правительства РФ. Существует Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", в соответствии с которым устанавливается порядок утверждения перечней земельных участков, на которые могут возникать права федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности. До утверждения данного перечня в федеральной собственности могут находиться только земельные участки, прямо указанные в Законе;

перевод земель из одной категории в другую, находящихся в собственности  субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ;

перевод земель, находящихся в муниципальной  собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами местного самоуправления.

Если  земли уже находятся в частной  собственности, то это не означает, что при необходимости их нельзя будет перевести из одной категории  в другую. Порядок перевода таких  земель следующий:

  • если это земли с/х назначения, то перевод осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ;
  • если это земли иного целевого назначения, то перевод осуществляется органами местного самоуправления.

С 5 января 2005 г. вступил в силу специальный Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.

Для каждой категории земель Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлены свои особенности перевода в другую категорию.

В соответствии с Федеральным законом N 28-ФЗ от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре" в состав документов государственного земельного кадастра входят основные документы - Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, кадастровые планы.

Единый  государственный реестр земель представляет собой документ, который соединяет  сведения о земельных участках, в  том числе о категории земельного участка и его разрешенном  использовании.

Видами прав на земельные участки  являются:

  • право собственности;
  • право постоянного (бессрочного) пользования (у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления);
  • право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования граждан, приобретенное ими до вступления в силу Земельного кодекса РФ 2001 г.;
  • аренда (субаренда);
  • право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут);
  • безвозмездное срочное пользование (у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Права на земельные участки возникают  с момента их государственной  регистрации. В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Информация о работе Рекультивация рациональное использование восстановленных земель