Пути решения экологических проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Взаимоотношения человека и природы носят сложный характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы и умелого их использования. Одна из самых крупных проблем во взаимоотношениях природы и общества — это противоречие между ограниченными ресурсами, размерами Земли и неограниченно возросшими потребностями человечества. Это противоречие привело к возникновению чрезвычайно серьезных экологических проблем глобального масштаба.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
1. Основные экологические проблемы человечества……………………….3
1.1. Хозяйственная деятельность человека.
1.2. Рост народонаселения. …………………………………………………..4
1.3. Изменение состава атмосферы и климата………………………………5
1.4. Загрязнение природных вод……………………………………………...7
1.5. Производство энергии……………………………………………………9
1.6. Сведение лесов……………………………………………………………11
1.7. Истощение и загрязнение почвы………………………………………...11
1.8. Сокращение природного разнообразия…………………………………12
2. Законы взаимоотношений человек—биосфера…………………………..12
3. Пути решения экологических проблем…………………………………...16
3.1. Сбалансированное развитие человечества……………………………...16
2. Регулирование рождаемости……………………………………………....17
3.3. Рациональное управление природными ресурсами………………........18
3.4. Стратегия развития промышленности, энергетики и борьба с загрязнениями………………………………………………………………....18
3.5. Рациональное использование минеральных ресурсов………………....19
3.6. Стратегия развития сельского хозяйства……………………………….20
3.7. Сохранение природных сообществ…………………………………......21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….24
ЛИТЕРАТУРА…………

Работа содержит 1 файл

реферат по экологии.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

      Урожайность повышается при чередовании возделываемых  культур (севооборотах) применительно  к зональным условиям, а нередко  и при переходе от монокультуры к  смешанным посевам, например, совместному  выращиванию зерновых культур с  бобовыми, особенно на кормовые цели.

      Известно, что природные многовидовые ассоциации растений значительно реже страдают от вспышек развития насекомых-вредителей, возбудителей болезней, чем популяции монокультур в агроценозах. Это объясняется высокой концентрацией сельскохозяйственных культур, что делает их удобным объектом для многочисленных хищников, паразитов, возбудителей заболеваний и других вредных организмов, освобождающихся от конкуренции, присущей им в естественной обстановке. Отсюда - важным путем повышения урожайности является снижение потерь от вредителей, болезней и сорняков путем интегрированной системы защиты сельскохозяйственных культур, где особое значение в борьбе с вредными организмами придается агротехническим, селекционным, семеноводческим приемам, севооборотам, биологическим методам. Химический метод применяется в крайних случаях, в годы, когда вредные организмы превышают порог вредоносности, создается угроза потерь урожая, и другие приемы не дают возможности предотвратить эти потери.

      Для получения максимального урожая и длительного поддержания плодородия почвы, технология внесения удобрений также сложна и требует определенной экологической культуры. Оптимальное соотношение между минеральными и органическими удобрениями, их нормы, сроки, способы и место внесения, использование полива и рыхление почвы, учет погодных условий — это неполный перечень факторов, которые влияют на эффективность применения удобрений.

        Повышенные нормы, неправильные  сроки или способы внесения, например, азотных удобрений, приводят к накоплению их в почве, а в растениях, соответственно, нитратов, вредных в избыточных количествах для человека. Поверхностное и чрезмерное внесение удобрений приводит к частичному их смыву в реки, озера, отравлению воды, гибели животных и растений. Многочисленные примеры нерационального обращения с удобрениями свидетельствуют о необходимости тщательного и серьезного выполнения всех работ в этой отрасли сельского хозяйства.

      Вероятно, в XXI в. сельское хозяйство современного типа сохранится. В его развитии нынешние тенденции позволяют надеяться, что растущее население Земли будет обеспечено продовольствием. 

      3.7. Сохранение природных  сообществ. 

      Основа  благосостояния человечества в будущем - сохранение природного разнообразия. Устойчивость в функционировании биосферы обеспечивает разнообразие природных сообществ.

      Животные  в сообществах характеризуются  определенной продуктивностью, производимой в единицу времени новой биомассой. Человек при использовании изымает часть биомассы в виде урожая, представляющего собой ту или иную долю биопродукции. Снижение продукции может происходить из-за наличия внутривидовой или межвидовой конкуренции, воздействия неблагоприятных условий внешней среды и других факторов. Разница между ней и урожаем может значительно сократиться и даже стать отрицательной. В последнем случае изъятие будет превышать естественный прирост биомассы того или иного вида животных, популяций.

      Разумное  использование биологических ресурсов состоит:

- в поддержании  продуктивности популяции на  максимально высоком уровне;

-  при сборе  урожая, величина которого максимально  близка к производимой популяцией  продукции.

      Данное  регулирование предполагает глубокое знание экологии эксплуатируемого вида, популяции, выработку и соблюдение норм и правил использования.

      Существуют  три канала, по которым может осуществляться управление продуктивностью популяции: рождаемость, смертность, скорость роста особей. Эти характеристики находятся под влиянием целого ряда факторов: пищевых ресурсов, состояния климата и почв, наличия влаги, света, тепла, плотности популяции, взаимодействия с другими видами, наличия болезней, паразитов и т. д. Поддерживая благоприятные условия и подавляя отрицательные воздействия, тем самым человек может регулировать продуцирование биомассы, добиваясь максимальной его скорости. Изменяя интенсивность изъятия биомассы или величины собираемого урожая, человек может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на ту или иную популяцию.

      В материальном производстве человек  использует в настоящее время незначительный процент видов. Несомненно, в будущем могут быть использованы полезные свойства большего числа видов при условии, если они к тому времени сохранятся. Сохранение природных сообществ важно не только для материального благополучия, но и для полноценного существования человека.

      В настоящее время ясно, что для  сохранения видового разнообразия, необходимо сохранить ненарушенные участки, которые должны быть значительными по площади, так как иначе на небольших заповедных «островках» многим видам грозит вымирание. На этом пути достигнуты определенные успехи: создана сеть биосферных заповедников в России и других странах, где представлены основные сообщества. На территории заповедников запрещена всякая хозяйственная деятельность, а вокруг созданы специальные охранные зоны. Заповедники при сравнении с другими сообществами служат как бы эталонами, позволяющими выявить «отклонения от нормы».

      В целом же при решении экологических  проблем должны предусматриваться следующие виды деятельности:

      - местный (локальный) и глобальный  экологический мониторинг, т. е. измерение и контроль состояния важнейших характеристик окружающей среды, концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве;

      -  восстановление и охрана лесов  от пожаров, вредителей и болезней;

      - дальнейшее расширение и увеличение  заповедных зон, эталонных экосистем, уникальных природных комплексов;

      - охрана и разведение редких  видов растений и животных;

      -  международное сотрудничество в  деле охраны среды;

      -  широкое просвещение и экологическое образование населения.

      Решение экологических проблем зависит  не только от ученых, но и политиков, производителей, от разумного поведения всего общества. Роль экологии — помочь осознать, чем грозит незнание или пренебрежение этими проблемами; изучая природные сообщества, найти пути их сохранения для настоящего и будущего нашей планеты. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Экологические проблемы современности рассматривались на конференции  ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1992) на XXVII Международном географическом конгрессе (Вашингтон, США, 1992) и на VI Международном экологическом конгрессе (Манчестер, Великобритания, 1994). Общими научными темами этих форумов были глобальные экологические проблемы биосферы:

      1. изменение химического состава  атмосферы, ведущее к глобальному  потеплению климата, разрушению  озонового слоя, кислотным дождям, фотохимическим смогам и т д.,

      2. рост дефицита водных ресурсов  и ухудшение их качества;

      3. возрастающее загрязнение различными  токсикантами морей и океанов;

      4 обезлесивание и опустынивание;

      5. снижение биологического разнообразия  планеты;

      6 проблема опасных отходов (включая  и радиоактивные),

      7. резкое ухудшение состояния среды  обитания человека и т. д.

      На  конференции ООН по окружающей среде и развитию отмечался огромный рост загрязнения окружающей среды: ежедневно в океан выливается 12 тыс. баррелей сырой нефти, ежедневно оказывается под угрозой исчезновения 140 видов живых организмов, ежедневно появляется 140 тыс. новых автомобилей на нашей планете и все это сопровождается ежедневным ростом населения на 250 тыс. человек

(Колбасов, 1992). На  конференции подписана Конвенция  о биоразнообразии, которая обязывает  промышленно развитые страны  передавать на льготных условиях  развивающимся экологически безопасные технологии с целью уменьшения загрязнения окружающей природной среды.

      Хотя  вклад России в глобальные выбросы  ряда загрязняющих веществ (диоксида серы, оксидов азота и углерода, твердых частиц) намного меньше, чем промышленно развитых стран (США, Великобритания, Германия), все равно во многих ее регионах сложилась весьма острая экологическая обстановка. Однако в России (кроме Канады) сохранился самый крупный массив не нарушенный хозяйственной деятельностью территории (площадью 700-800 млн. га, или 41-47% ее территории), что обусловлено рядом причин (обширность территории, суровые климатические условия, труднодоступность и пр.). Это и вселяет надежду в возможность решения некоторых экологических проблем в нашей стране. Писатель С. Залыгин предупреждает: «Потенциал российской природы огромен, он-то и обязывает нас не опускать рук. Вопрос в том, чтобы не упустить время, чтобы это не было слишком поздно...» Между тем ценность нетронутой природы, способной поддерживать приемлемое для жизни состояние среды, в условиях экологического кризиса экспоненциально возрастает. И если России удастся сохранить свою пока еще не разрушенную часть природы, она в будущем будет неизмеримо богаче многих стран мира.

      Все накопленное человечеством богатство не исчерпывается чисто материальными ценностями, оно еще включает и духовные, в частности экологию культуры, воспитание подрастающего поколения в духе любви к Природе и культурно-историческим ценностям и т. д. Нам нужно помнить слова русского живописца и писателя Н. К. Рериха (1874—1947): «К сожалению, соображения бережного отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным, но непременным стимулом созидателя».

      Итак, воздействие человека на биосферу достигло глобальных масштабов, поставив под угрозу существование самой человеческой цивилизации. Поэтому для выживания человечества необходимо мудро использовать знания, учитывать все взаимосвязи, разумно и не теряя чувства меры пользоваться природными ресурсами и т.д. И всегда помнить слова нашего великого композитора П. И. Чайковского: «Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в духе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А. что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа Ее надо беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Вернадский  В.И. Биосфера (Избранные труды по биогеохимии).             М.: Мысль, 1967г.
  2. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 2001г. 480с.
  3. Гарин В.М.,  Клёнова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. Ростов- на- Дону, Издательство « Феникс» 2001г. – 384с.     
  4. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 510 с.

Информация о работе Пути решения экологических проблем