Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа
Взаимоотношения человека и природы носят сложный характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы и умелого их использования. Одна из самых крупных проблем во взаимоотношениях природы и общества — это противоречие между ограниченными ресурсами, размерами Земли и неограниченно возросшими потребностями человечества. Это противоречие привело к возникновению чрезвычайно серьезных экологических проблем глобального масштаба.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
1. Основные экологические проблемы человечества……………………….3
1.1. Хозяйственная деятельность человека.
1.2. Рост народонаселения. …………………………………………………..4
1.3. Изменение состава атмосферы и климата………………………………5
1.4. Загрязнение природных вод……………………………………………...7
1.5. Производство энергии……………………………………………………9
1.6. Сведение лесов……………………………………………………………11
1.7. Истощение и загрязнение почвы………………………………………...11
1.8. Сокращение природного разнообразия…………………………………12
2. Законы взаимоотношений человек—биосфера…………………………..12
3. Пути решения экологических проблем…………………………………...16
3.1. Сбалансированное развитие человечества……………………………...16
2. Регулирование рождаемости……………………………………………....17
3.3. Рациональное управление природными ресурсами………………........18
3.4. Стратегия развития промышленности, энергетики и борьба с загрязнениями………………………………………………………………....18
3.5. Рациональное использование минеральных ресурсов………………....19
3.6. Стратегия развития сельского хозяйства……………………………….20
3.7. Сохранение природных сообществ…………………………………......21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….24
ЛИТЕРАТУРА…………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Основные экологические проблемы человечества……………………….3
1.1. Хозяйственная деятельность человека.
1.2. Рост народонаселения. …………………………………………………..4
1.3. Изменение
состава атмосферы и климата………
1.4. Загрязнение
природных вод……………………………………………
1.5. Производство энергии……………………………………………………9
1.6. Сведение лесов……………………………………………………………11
1.7. Истощение
и загрязнение почвы……………………………
1.8. Сокращение
природного разнообразия…………………
2. Законы взаимоотношений человек—биосфера…………………………..12
3. Пути решения
экологических проблем………………………
3.1. Сбалансированное
развитие человечества……………………………...16
2. Регулирование
рождаемости……………………………………………..
3.3. Рациональное
управление природными
3.4. Стратегия
развития промышленности, энергетики
и борьба с загрязнениями……………………………………………
3.5. Рациональное
использование минеральных
3.6. Стратегия
развития сельского хозяйства……
3.7. Сохранение
природных сообществ……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Взаимоотношения человека и природы носят сложный характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы и умелого их использования. Одна из самых крупных проблем во взаимоотношениях природы и общества — это противоречие между ограниченными ресурсами, размерами Земли и неограниченно возросшими потребностями человечества. Это противоречие привело к возникновению чрезвычайно серьезных экологических проблем глобального масштаба.
Еще в 1926 г. В.И. Вернадский писал: «Созданная в течение геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества». Вот эту-то биосферу Земли, измененную научной мыслью и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества он и называл «ноосферой». Учение В.И. Вернадского о биосфере служит научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных проблем и прежде всего проблем окружающей среды и разумного использования природных богатств биосферы.
Биосфера
- это среда нашей жизни, это
та «природа», которая нас окружает,
о которой мы говорим в разговорном
языке. Человек - прежде всего - своим дыханием,
проявлением своих функций, неразрывно
связан с этой «природой», хотя бы он жил
в городе или в уединенном домике. – В.И.Вернадский.
1.
Основные экологические
проблемы современности.
1.1.Хозяйственная
деятельность человека.
Человечество является частью биосферы, продуктом ее эволюции. Однако взаимоотношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными. С момента изготовления первого примитивного орудия человек уже не довольствует предметами, созданными природой, а начинает изготовлять, вводить в свой обиход предметы, вещества и т. д., которые находятся за пределами естественного круговорота. Возникновение цивилизации есть следствие возникновения сферы надбиологических потребностей и материальных технологий. Охотничья деятельность древнего человека, несомненно, ускорила вымирание многих крупных травоядных животных. В охотничьих целях поджигание растительности способствовало опустыниванию территорий. Вместе с тем воздействие племен охотников и собирателей на сообщества обычно не было значительным. Человек начал менять и разрушать целые сообщества с переходом к скотоводству и земледелию. При росте человеческой популяции численность домашних копытных превышает емкость среды, потребляемая ими степная растительность, уже не успевает возобновляться. Степь или саванна сменяется полупустыней, пустыней.
За
последние сто лет произошли
два важных сдвига. Во-первых, резко
увеличилась численность
1.
Потребление ресурсов Земли
2.
Отходы, побочные продукты
Если
не будут приняты срочные меры,
в ближайшее десятилетия можно ожидать
нарушения и гибели многих сообществ,
ухудшения среды обитания в целом.
1.2.
Рост народонаселения.
Отклонением от закономерностей равновесия в живой природе стал ускоряющийся рост народонаселения Земли. Число особей какого-либо вида, по биологическим законам, зависит от потенциала размножения, продолжительности жизни, широты приспособительных возможностей и регулируется естественным отбором — совокупностью экологических факторов. Как правило, мелкие животные более многочисленны, чем крупные. Для многих видов существуют в определенной мере нормативные границы колебаний их наиболее вероятной численности в природе. Отсюда считается, число особей одного вида африканских четвертичных гоминид - предков человека - при благоприятных условиях, по всей вероятности, не превышало 500000 или было намного меньше. Сегодня трудно найти ответ, когда произошло превышение этой «нормы». Первобытный человек сам расширил свои приспособительные возможности и тем самым ослабил пресс естественного отбора. Приблизительно до начала XVIII века человечество увеличивалось медленно, со средней скоростью около одного процента за столетие, что соответствует удвоению численности за тысячу лет. В дальнейшем скорость прироста начинает увеличиваться и к середине XX столетия приобретает гиперэкспоненциальный характер. В1969 году население мира увеличивалось на 2% в год прирост составил около 70 млн. человек, или 150 человек в минуту. В 1989 году прирост в 1,8 % от численности возросшего населения дал уже 90 млн. человек (179 человек в минуту) или больше, чем когда-либо за всю предыдущую историю человечества. В конце XX века каждое десятилетие добавляет к общей численности еще 1 млрд. человек. В конце 1992г. Население Земли составляло 5,6 млрд. человек, а к 2000 году достигла 6,1 млрд. человек. Этот стремительный рост называют демографический взрыв.
Тенденция увеличения населения Земли, по всей видимости, будет сохраняться и в первой половине XXI столетия. Т.А. Акимова, В.В.Хаскин (1994) приводят данные о том, что по разным оценкам, к 2025 году на земле будет от 7,6 до 9,4 млрд. человек. Основная доля прироста населения приходится и будет приходиться в будущем на развивающиеся страны.
Рост народонаселения требует
увеличения производства продуктов
питания, создания новых рабочих мест
и расширения промышленного производства.
Так, в конце XX в. ежедневно требуется всем
людям Земли около 2 млн. т пищи, 10 млн. м3
питьевой воды, 2 млрд. м3 кислорода для
дыхания. Всеми отраслями человеческого
хозяйства ежедневно добывается почти
300 млн. тонн веществ и материалов, сжигается
30 млн. т топлива, используется 2 млрд.
м3 воды и 65 млрд. м3 т кислорода.
Так как все это сопровождается расходованием
природных ресурсов и массированным загрязнением
среды, то главной причиной противоречий
оказывается именно количественная экспансия
человеческого общества - высший уровень
и быстрое нарастание совокупной антропогенной
нагрузки на природу, усиление его разрушающего
воздействия. Все это имеет очень серьезные
не только экологические, но и социально-биологические
и экономические последствия.
1.3.
Изменение состава атмосферы
и климата.
Наиболее разрушительно из воздействий деятельности человека на сообщества - выделение загрязнителей. Напомним, что загрязнители является любое вещество, попадающее в атмосферу, почву или природные воды и нарушающее идущие там биологические иногда и физические или химические процессы. К загрязнителям нередко относят радиоактивное излучение и тепло. Загрязнение среды - одна из самых острых проблем. Вследствие деятельности человека, в атмосферу поступают углекислый газ СО2 и угарный газ СО, диоксид серы SO2, метан СН4, оксиды азотa NO2, NO, N2O. Основные источники их поступления — это сжигание ископаемого топлива, выжигание лесов и выбросы промышленных предприятий. При использовании аэрозолей в атмосферу поступают хлорфторуглероды, в результате работы транспорта — углеводороды (бензапирен и др.).
За счет газов антропогенного
происхождения образуются
В результате сложных химических реакций смеси газов (главным образом окислов азота и углеводородов, содержащихся в выхлопных газах автомобилей), протекающих в нижних слоях атмосферы под действием солнечного света, образуются различные вещества, снижающие видимость, которые получили название смога. Смог крайне вреден для живых организмов. Одним из вредных компонентов смога является и озон (О3). В крупных городах при образовании смога его естественная концентрация (1*10'8) повышается в 10 и более раз. Озон здесь начинает оказывать вредное воздействие на легкие и слизистые оболочки человека и на растительность.
С антропогенными изменениями атмосферы связано и разрушение озонового слоя, который является защитным экраном от ультрафиолетового излучения. Особенно быстро процесс разрушения озонового слоя происходит над полюсами планеты, где появились так называемые озоновые дыры. В 1987 году зарегистрирована расширяющаяся год от года (темпы расширения — 4% в год — озоновая дыра над Антарктикой (выходящая за контуры материка) и менее значительное аналогичное образование в Арктике.
Опасность истощения озонового слоя заключается в том, что может снизиться поглощение губительного для живых организмов ультрафиолетового излучения. Ученые считают, что основной причиной истощения озонового слоя (экрана) является применение людьми хлорфторуглеродов (фреонов), которые широко используются в быту и производстве в виде аэрозолей, дореагентов, пенообразователей, растворителей и т. д. В 1990 году мировое производство озоноразрушающих веществ составляло более 13000 тыс. тонн. Хлорфторуглероды (CFC13 и CF2C12), попадая в атмосферу, разлагаются в стратосфере с выделением атомов хлора, которые катализируют превращение озона в кислород. В нижних слоях атмосферы фреоны могут сохраняться в течение десятилетий. Отсюда они поступают в стратосферу, где в настоящее время их содержание ежегодно увеличивается на 5 процентов. Предполагается, что одной из причин истощения озонового слоя может быть и сведение лесов как продуцентов кислорода на Земле.
Быстрыми темпами растет в атмосфере содержание углекислого газа и метана. Эти газы обусловливают «парниковый эффект».
Они пропускают солнечный свет, но частично задерживают тепловое излучение, испускаемое поверхностью Земли. За последние 100 лет концентрация в атмосфере углекислого газа выросла на 25%, а метана — на 100%. Это сопровождалось глобальным повышением температуры. Так, за 80-е гг. средняя температура воздуха в северном полушарии повысилась по сравнению с концом XIX столетия на 0,5-0,6°С. По прогнозам, средняя температура на земле в ближайшие 50 лет повысится на 1,2°С, а— на 2-5°С по сравнению с доиндустриальной эпохой. Потепление может привести к интенсивному таянию ледников и повышению на 0,5-1,5 м уровня Мирового океана, при этом окажутся затопленными многие густонаселенные прибрежные районы. Однако при общем увеличении количества осадков в центральных районах материков климат может стать более засушливым. Например, в 80-90-х годах XX столетия в Африке и Северной Америке участились катастрофические засухи, которые связывают с глобальным потеплением.