Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:41, реферат
Газообразный озон, открытый в середине прошлого века, долгое время привлекал внимание ученых лишь своими уникальными химическими и физическими свойствами. Интерес к озону существенно возрос, после того, как выяснилась его распространенность в земной атмосфере и та особая роль, которую он играет в защите всего живого от воздействий опасного ультрафиолетового излучения. Особенно активно атмосферный озон стал изучаться в последние десятилетия. С ним, как ни с одним другим газом, в последние два десятилетия было связано несколько крупных сенсаций. Начиная от появившегося в самом начале 70-х годов прогноза о том, что полеты стратосферной авиации “съедят” слой озона уже к 80-м годам, и, кончая пресловутой “озоновой дырой”, которая будоражит умы людей.
Введение
Фотохимическое образование озона в атмосфере и образование озонового слоя
Волшебный щит
Озон и климат
Антропогенные разрушения озонового слоя
Соединения серы из антропогенных и природных источников
Соединения азота из антропогенных и природных источников
Соединения углерода из антропогенных и природных источников
Летучие органические соединения из антропогенных и природных источников
Изменения содержания малых газов, имеющих природные источники
Разрушение озонового слоя в присутствии соединений азота (азотный цикл). Источники поступления азота в атмосферу.
Ядерные взрывы и озон .
Разрушение озонового слоя в присутствии соединений водорода (водородный цикл). Источники поступления водорода в атмосферу.
Разрушение озонового слоя в присутствии соединений хлора (хлорный цикл). Источники поступления в атмосферу
Откуда взялась “дыра”?
Механизмы образования “озоновой дыры”
Чем нам грозит “озоновая дыра”?
Вывод (проблемы и пути их решения)
Заключение
Список используемой литературы
Из антропогенных
источников выделяется около 93% оксидов
азота, главным образом в виде
монооксида азота, который в результате
атмосферных свободно-
СОЕДИНЕНИЯ УГЛЕРОДА ИЗ АНТРОПОГЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Монооксид углерода образуется при неполном сгорании углеродсодержащих веществ. Наибольшие количества углерода природного происхождения образуются в результате вулканической деятельности и окислении метана в атмосфере.
К естественным источникам образования CO добавляются антропогенные выбросы. Это связано в первую очередь с автотранспортом, так как у двигателей внутреннего сгорания оптимальные условия окисления топлива создаются только при выходе на определённый рабочий режим.
В отличие от
монооксида углерода диоксид углерода
образуется при полном окислении
углеродсодержащего топлива. Атмосферный
диоксид углерода находится в
состоянии постоянного обмена с
почвой, водами и живыми организмами,
в результате чего постоянный кругооборот
его в природе. В этом кругообороте
источниками CO2 служат вулканические
извержения, выветривание содержащих
углерод горных пород, микробиологический
распад органических соединений над почвой
и в почве, дыхание животных и растений,
лесные пожары и сжигание природного топлива.
В результате интенсивной обработки земли
и создании новых пашен идёт разрушение
слоя гумуса в почве и ускоренный переход
углерода в атмосферу. К этому добавляется
вырубка лесов, особенно ликвидация тропической
растительности, в которой издавна накопились
огромные запасы углерода. Эти вырубки
в значительной мере способствуют нарушению
равновесия между связыванием и выбросом
углерода.
ЛЕТУЧИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ ИЗ АНТРОПОГЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Источники образования соединений весьма многочисленны, широк и набор индивидуальных органических соединений, поступающих в атмосферу, что затрудняет определение их состава. В состав летучих органических соединений входят реакционно-способные алканы 50% (пропан, н-бутан и более высокомолекулярные), олефины 23% (этилен, пропилен и др.), ароматические углеводороды 18% (бензол, ксилолы и др.), альдегиды и кетоны 8% (формальдегид, ацетон и др.), органические кислоты 1% (муравьиная, уксусная и др.). Как правило, наиболее высокое содержание летучих органических соединений в атмосфере наблюдается в районах с высокой концентрацией населения. Важную роль в их образовании играют и другие факторы, прежде всего наличие предприятий химической и нефтехимической промышленности.
Летучие органические
соединения, в отличии оксидов
азота и серы, поступают в атмосферу
главным образом из природных
источников. Основной природный источник
этих веществ - растения, в результате
жизнедеятельности которых
Изменения содержания малых газов, имеющих природные источники.
Характеристики содержания и атмосферных циклов, рассматриваемых ниже малых газов (МГ) приведены в таблице 1.
а) Углекислый газ.
Углекислый газ (диоксид углерода CO2) наибольший вклад в повышение температуры воздуха и подстилающей поверхности вследствие “парникового” эффекта.
В последние
годы наиболее изучены сезонные пространственные
изменения интенсивности
Углекислый газ
практически не участвует в фотохимических
преобразованиях газов в
б) Оксид углеродач ч.
Оксид углеродач ч (CO), в отличие от диоксида углерода, не оказывает заметного влияния на потоки солнечной и тепловой радиации, но быстрый, в основном антропогенный, рост его содержания и значительная роль в фотохимии озона и других МГ в тропосфере приводят к необходимости мониторинга CO в глобальной атмосфере и дальнейшего количественного исследования его атмосферного цикла. Значительные амплитуды сезонного изменения концентрации CO в тропосфере и различия в его содержании по полушариям связаны с малым временем жизни. Фазы сезонного изменения CO в тропосфере северного полушария почти одинаковы с таковыми для CO2, однако, максимум концентрации CO в конце зимы по сравнению с максимумом концентрации CO2 в большей степени обусловлен сжиганием разных видов топлива, а минимум CO в конце лета считается связанным с деятельностью почвенных бактерий. Меньшая интенсивность этих источников и стоков в южном полушарий приводит к меньшему содержанию CO в тропосфере.
в) Метан.
Примерно две трети метана (CH4), поступающего в атмосферу, имеют биологическое происхождение, и интенсивность этого источника подвержена значительному антропогенному влиянию. Поэтому скорость роста его содержания в атмосфере возрастала в C IC и C C вв. и, наверно, будет возрастать в будущем. Среднеглобальное отношение смеси метана за последние десять лет росло на 16 млрд. в –1степени, т.е. около 1% в год.
По косвенным
оценкам, в связи с быстрым
ростом содержания метана в атмосфере
возрос “расход” OH на его окисление, процесс,
являющийся основным фотохимическим стоком
CH4 в атмосфере, и содержание OH уменьшилось
примерно на 20% по сравнению с его содержанием
в доиндустриальный период. С другой стороны,
тот же рост CH4 в стратосфере приводит
к увеличению влажности в его верхней
части, а окисление водяного пара возбужденным
атомарным кислородом O(№D) –основной
источник OH во всей атмосфере.
Разрушение озонового слоя в присутствии соединений азота (азотный цикл).
Источники поступления азота в атмосферу.
В 1971 г. почти одновременно в научных журналах появились две статьи посвященные проблеме разрушения озонового слоя в результате человеческой деятельности. Одну написал американский ученый Гарольд Джонстон, другую – Пауль Крутцен из ФРГ. Рассматривая фотохимические процессы, эти ученые обратили внимание на цикл двух реакций:
O3 + NO ® NO2 +O2 (8)
NO2 + O ® NO + O2.
В левой части этих уравнений погибает одна молекула окиси азота и одна молекула двуокиси азота, а в правой появилось по одной молекуле NO и NO2. Отсюда следует, что расхода окиси и двуокиси азота в этих реакциях не происходит, эти вещества являются катализаторами. Но в этой реакции исчезли атом O и молекула O3 и образовались две молекулы O2. Если записать то, что произошло, в виде результирующей реакции можно получить:
O + O3 ® O2 + O2. (9)
В процессе этой реакции уничтожаются и сами молекулы O3 и атомы O, необходимые для создания озона. Отличие системы реакций (8) от реакции (9) в том, что эффективность системы зависит от концентрации окислов азота NO и NO2, выступивших в роли катализатора. Очевидно, что при достаточно высоких концентрациях NO и NO2 скорость гибели O и O3 в результате действия системы может стать во много раз выше, чем при реакции (9). Если эффект системы (8) сильнее эффекта системы (9), то концентрация O3 будет определяться уже скоростью гибели O и O3 в этой системе и будет меньше, чем в случае действия только реакции (9) Насколько меньше это будет зависеть только от того, сколь велики концентрации NO и NO2. Очевидного предела здесь нет.
Таково упрощенное изложение идеи Крутцена и Джонстона. Если количество окислов азота, в результате деятельности человека, возрастет выше определенного уровня, равновесная концентрация озона начнет падать. И здесь неважно, какие именно окислы азота (NO, NO2, N2O), будут попадать в атмосферу. В ходе быстрых реакций с кислородными соединениями, Например типа тех же реакций (8), между окислами азота установится внутреннее соотношение, поэтому для проблемы разрушения озона существенно лишь суммарное количество всех попадающих в атмосферу азотных соединений. Обозначим их условно NOx.
Естественно встает вопрос о том, какого рода деятельность может привести к заметному росту количества NOx в стратосфере. Источников атмосферного загрязнения довольно много, но Крутцен и Джонстон сделали акцент на одном из них – на полетах стратосферной авиации. Дело в том, что при полете реактивного самолета в стратосферный воздух выбрасывается большое количество отработанных газов из двигателей, существенную часть которых составляют окислы азота и пары воды. С точки зрения загрязнения стратосферы важно не только общее количество производимых самолетами окислов азота, но и высота их введения в атмосферу, поскольку окись и двуокись азота в тропосфере быстро удаляются вымыванием.
Крутцен и Джонстон, прикинув тенденцию будущего развития стратосферной авиации, оценили ожидаемое количество полетов на рубеже веков в несколько сот в сутки. Задавшись далее некоторыми исходными данными о количестве выбрасываемых в окружающую атмосферу окислов азота за один, они получили общее число молекул NOx , которое в результате окажется в стратосфере. Итог получился сенсационным. Оказалось, что попавшего таким образом в стратосферу количества окислов азота будет достаточно, чтобы к началу 80-х годов равновесная концентрация озона уменьшилась в результате действия системы реакций (8) на несколько десятков процентов! Заявления этих ученых вызвали настоящую сенсацию, а их прогнозы оказались на страницах общедоступной прессы. Но их прогнозы не сбылись, хотя они были правы. Это произошло по нескольким причинам:
Во-первых, не произошло ожидаемого бума с развитием стратосферных полетов.
Во-вторых, оказались неверными некоторые из использовавшихся исходных данных о количестве выбрасываемых молекул NOx и о скоростях ряда фотохимических реакций.
Работы Крутцена и Джонстона фактически положили начало детальному изучению химии стратосферы.
По мере изучения проблемы антропогенных загрязнений озона выяснилось, что выбросы стратосферных самолетов не являются единственным (и даже главным) искусственным источником поступления азотных окислов в атмосферу. Очень мощным источником
NOx являются азотные удобрения Попадая в почву, такие удобрения (прежде всего это закись азота N2O) распыляются, при этом некоторое количество молекул попадает в приземный воздух.
От попадания молекул N2O в приземную атмосферу до повышения концентрации NOx в стратосфере путь длинный. Целая цепочка процессов – турбулентность в приземном слое воздуха, восходящие движения в тропосфере, перенос обогащающего азотными окислами газа в низкие широты, восходящие потоки из тропосферы через тропопаузу в стратосферу, обратный горизонтальный перенос газа в более высокие широты в стратосфере – должна произойти, чтобы в результате над всем земным шаром увеличилось количество молекул NOx, представляющих угрозу для стратосферного озона.
Увеличение количества
используемых азотистых удобрений
идет быстрыми темпами. За 20 лет с1955
по 1975 г. производство таких удобрений
возросло более чем в 10 раз (примерно
с 3 до 40 миллионов тонн (мегатонн) в
год) (см. рис 3). Оценки 80-х годов показывают,
что за счет использования азотистых
удобрений в атмосферу
Наконец, окислы азота поступают в атмосферный газ (главным образом в виде N2O) при сжигании промышленного топлива. По имеющимся оценкам, количество закиси азота, попадающее в воздух с дымом работающих на обычном (не ядерном) горючем электростанций, само по себе достаточно велико и составляет 3 – 4 мегатонны в год.
Результаты активного
использования окислов азота
не заставили себя ждать. Измерения
показывают, что количество N2O в атмосфере
(и, в частности, в стратосфере) растет
со скоростью примерно 0,2% в год. Это значит,
что если такой темп сохранится, количество
закиси азота в атмосфере удвоится через
300 лет.
Информация о работе Пути разрушения озонового слоя. Влияние антропогенных факторов на озоновый слой