Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:49, курсовая работа
Существенный спад производства за последние годы, многочисленные
организационные и технические природоохранные мероприятия проведенные в
нефтегазовом комплексе не привели к существенному улучшению экологической
обстановки, что обусловлено высокой аварийностью на нефтепромыслах округа. В
связи с физическим старением нефтепромыслового оборудования, частотой
аварийных залповых сбросов в окружающую среду нефти, подтоварных, пластовых и
буровых сточных вод ежегодно исчисляется тысячами случаев и имеет тенденцию
роста. По оценкам экспертов на территории округа в результате аварий на
объектах нефтегазодобычи и поверхностных водоемах и на почве находится до
четырех миллионов тонн нефти.
Введение
2-3
I. Воздействие отраслей экономики на окружающую природную среду
Ханты-Мансийского автономного округа. 3-5
1. Нефтегазодобывающей промышленности. 5-7
1.2. Нефте-солевое загрязнения окружающей среды автономного
округа. 7-8
1.3. Мероприятия по ликвидации аварийных нефтезагрязнений
окружающей среды. 8-9
1.4. Природоохранная деятельность нефтегазодобывающих
предприятий. 9-10
2. Электроэнергетика. 10-11
3. Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность. 11
3. Транспорт. 12-14
3.1 Водный транспорт.
3.2 Воздушный транспорт.
3.3 Железнодорожный транспорт.
3.4 Автомобильный транспорт.
3.5 Трубопроводный транспорт.
II. Промышленные аварии. 14-16
III. Отходы производства. 16-18
Заключение. 18-20
проблемой занимаются предприятия разной формой собственности и частные лица.
Комитетами по охране окружающей среды выдаются разрешения, устанавливаются
лимиты на размещение отходов, проводятся проверки, к нарушителям
природоохранного законодательства применяются меры административного
воздействия в виде штрафов на сумму 647,74 миллионов рублей (в ценах 1997
года); в окружной экологический фонд взыскано 448,07 миллионов рублей.
Заключение.
В окружающую среду
Ханты-Мансийского автономного
выбрасывается огромное количество загрязняющих веществ. Главным источником
загрязнения природной среды являются аварийные порывы трубопроводов,
обусловленные в основном физическим износом технического оборудования; за
1997 год официально зарегистрировано 2014 аварий. Остаточное содержание
загрязнителя в почвах, вследствие неудовлетворительного качества сбора нефти
в местах аварийных разливов, по результатам обследований исчисляется
десятками тонн на каждый гектар замазученных земель.
С начало 90-х
годов существенно выросли
в атмосферный воздух от автомобильного транспорта – 39% от общего объема
выбросов в 1997 году.
Наиболее негативными факторами воздействия на лес округа остаются пожары и
нефтедобыча. При обустройстве месторождений, строительстве дорог, ЛЭП,
трубопроводов, вырубаются леса, значительное количество древесины не
вывозится, нарушая санитарное состояние лесов. Изменение гидрологического
режима территории вследствие промышленного строительства, разливы нефти и
подтоварных вод приводят к гибели лесов. Общая площадь погибших за 1997 год
лесов составила 2,9 тысяч гектар; сгорело и повреждено на корню 61361
кубических метров на площади 2163 гектар.
Вследствие воздействия антропогенных факторов происходит трансформация
естественных природных комплексов, видовое обеднение флоры и фауны, снижение
био продуктивности.
Неблагоприятную экологическую обстановку в округе обостряет проблемы сбора,
размещения, обезвреживания и утилизации токсичных отходов, являющихся вторым
по значимости источником загрязнения окружающей среды.
Сложившаяся в округе экологическая ситуация требует регулирования
техногенного воздействия на окружающую среду, учитывающего не только
экономические потребности, но и состояние природных ресурсов. Решение проблем
сохранения слабоустойчивой к антропогенному воздействию окружающей среды
территории Ханты-Мансийского автономного округа возможно только на основе
внедрения в практику эффективного хозяйственного механизма рационального
природопользования.
В основу сбалансированного эколого-экономического развития округа должны быть
заложены следующие принципы:
Ø разработка научно обоснованных нормативно-правовых актов,
направленных
на перспективное эколого-
экономической структуры округа;
Ø создание эколого-экономического механизма инновационной
деятельности;
Ø формирование системы экономического стимулирования экологизации
производства;
Ø стимулирование создания рынков экологических услуг, продукции,
технологий и оборудования;
Ø привлечение российских и зарубежных инвесторов для
финансирования ресурсосберегающих, малоотходных и экологически чистых
технологий по добыче и переработке углеводородного сырья;
Ø проведение тендеров и аукционов для выбора фирм, гарантирующих
применение передовых технологий.
Ø Создание единой территориальной автоматизированной системы
экологического мониторинга.
Для смены сложившегося в предыдущие десятилетия экстенсивного типа развития
экономики и перехода к экологически безопасному устойчивому хозяйствованию
необходима экологизация нефтегазодобывающей и других отраслей промышленности
путем последовательной реализации технологических, управленческих и других
решений, позволяющих научно обосновано регулировать техногенное воздействие
на природную среду.
Одним из приоритетных направлений оптимизации природоохранной деятельности
является ускоренное внедрение экологического мониторинга в технологические
схемы производственно-хозяйственных комплексов, деятельность природоохранных
подразделений и ведомств.
Осмысление происходящего
и необходимость выработки
основанных на концепции экологически устойчивого развития, диктует
необходимость постепенного внедрения в жизнь полномасштабной экологизации
промышленного производства базирующейся на рациональном использовании
природных ресурсов изначально предотвращающей процесс загрязнения окружающей
природной среды.
Л И Т Е Р А Т У Р
А:
1.
Закон ХМАО «Об охране
защите населения автономного округа» от 23.01.98 г.
2. Обзор «О состоянии окружающей среды ХМАО в 1997 году», Х-М: 1998 г.
«Государственный комитет по охране окружающей среды ХМАО»
3. «Экологическое право», Ерофеев Б.В., М:1999 г, «Юриспруденция»
4.
«Экология ХМАО», Добринский Л.
«Экологический фонд»
/ Образование
Нефтяная экология
Ханты-Мансийский
автономный округ является важнейшим
нефтедобывающим регионом, экономической
опорой России. По общему уровню экономического
развития ХМАО занимает четвертое место
среди субъектов РФ. Удельный вес его в
производстве ВВП страны составляет свыше
6%.
На долю нефтедобывающей
промышленности приходится 86,3% объема
промышленного производства округа.
Прогнозные запасы нефти оцениваются
в округе 35 млрд. тонн. Наиболее крупные
месторождения нефти и газа ? Самотлорское,
Федоровское, Мамонтовское и Приобское.
В конце 80-х годов на территории ХМАО ежедневно
добывалось около миллиона тонн нефти.
Максимальное количество нефти было добыто
в 1988 году ? 355 млн. тонн.
Экологическую
ситуацию в ХМАО, как и во многих регионах
России, на сегодняшний день можно определить
как нестабильную. Естественно, что главным
загрязнителем воды, атмосферы и почвенного
покрова являются предприятия нефтегазового
комплекса.
Масштабы и
темпы воздействия хозяйственной деятельности
на окружающую среду округа с целью извлечения
природных ресурсов беспрецедентны. За
последние три десятилетия построены
более 10 современных городов, десятки
поселков городского типа, проложено более
1000 км железных дорог, более 5 тыс. км автодорог
с твердым покрытием, протянуты тысячи
километров нефте- и газопроводов.
Нефтедобыча, продолжающаяся
в округе десятки лет, оказывает
комплексное разрушительное воздействие
на окружающую среду, вызывая:
? загрязнение
нефтепродуктами, буррастворами, минерализованными
водами;
? механическое
повреждение древостоев, живого
надпочвенного покрова и
? затопление, подтопление
грунтовыми водами;
? повреждение
растительного покрова и
Нефть при авариях,
попадая в окружающую среду, покрывает
участки экосистем, непосредственно
повреждая лесную биоту и прерывая
воздухообмен почвы. Легкие фракции
нефти, обладая высокой миграционной
способностью, легко проникают в
почву и грунтовые воды.
Негативное действие
нефти выражается:
? в сокращении
лесопродуцирующих площадей;
? ухудшении санитарного
состояния окружающей среды;
? упрощении структуры,
обеднении видового состава,
? ухудшении лесорастительных
условий;
? смене лесных
экосистем болотными;
? сокращении
численности ценных растений;
? неблагоприятных
перестройках генофонда
,Власти ХМАО
ведут активную
Фонд занимается
финансированием и
При содействии
Экологического фонда создана единая
система комплексного экологического
мониторинга и кадастра природных
ресурсов. На основе данных космической
и аэрофотосъемки, выявляются места
нефтезагрязнений, что способствует оперативному
их устранению. Обновляются картографические
материалы, ведутся наблюдения за динамикой
русловых процессов, выявляется степень
воздействия антропогенных процессов.
,Экологические
проблемы в ХМАО решаются на только на
уровне правительство региона, но и на
уровне предприятий.
Так, например, нефтяная
компания Славнефть ставит следующие
задачи в области промышленной безопасности,
охраны окружающей среды и труда:
? обеспечение
уровня промышленной безопасности
опасных производственных объектов Компании,
при котором риск возникновения промышленных
аварий и случаев травматизма на этих
объектах минимален и соответствует сложившемуся
уровню развития техники и технологии,
квалификации персонала на данном этапе
научно-технического прогресса и развития
общества;
? повышение уровня
промышленной и экологической
безопасности производственных
объектов Компании, снижение негативного
воздействия на окружающую
? определение
основных задач при разработке
и реализации в каждом
? стабилизация
и последующее сокращение