Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:49, курсовая работа
Существенный спад производства за последние годы, многочисленные
организационные и технические природоохранные мероприятия проведенные в
нефтегазовом комплексе не привели к существенному улучшению экологической
обстановки, что обусловлено высокой аварийностью на нефтепромыслах округа. В
связи с физическим старением нефтепромыслового оборудования, частотой
аварийных залповых сбросов в окружающую среду нефти, подтоварных, пластовых и
буровых сточных вод ежегодно исчисляется тысячами случаев и имеет тенденцию
роста. По оценкам экспертов на территории округа в результате аварий на
объектах нефтегазодобычи и поверхностных водоемах и на почве находится до
четырех миллионов тонн нефти.
Введение
2-3
I. Воздействие отраслей экономики на окружающую природную среду
Ханты-Мансийского автономного округа. 3-5
1. Нефтегазодобывающей промышленности. 5-7
1.2. Нефте-солевое загрязнения окружающей среды автономного
округа. 7-8
1.3. Мероприятия по ликвидации аварийных нефтезагрязнений
окружающей среды. 8-9
1.4. Природоохранная деятельность нефтегазодобывающих
предприятий. 9-10
2. Электроэнергетика. 10-11
3. Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность. 11
3. Транспорт. 12-14
3.1 Водный транспорт.
3.2 Воздушный транспорт.
3.3 Железнодорожный транспорт.
3.4 Автомобильный транспорт.
3.5 Трубопроводный транспорт.
II. Промышленные аварии. 14-16
III. Отходы производства. 16-18
Заключение. 18-20
Воздушный транспорт.
Для Ханты-Мансийского автономного округа имеет огромное значение воздушный
транспорт. Округ связан авиационным сообщением со 132 аэропортами России,
ближнего и дальнего зарубежья. В округе развито вертолетное сообщение.
В районе аэропортов значительно повышен уровень шумового загрязнения. При
расширении и
реконструкции взлетно-
естественных экосистем, изменяется рельеф и гидрологический режим территории.
Железнодорожный транспорт.
Общая протяженность железных дорог на территории Ханты-Мансийского
автономного округа – 1286 километров, из них эксплутационная длина
железнодорожных путей общего пользования 1073 километра.
Строительство, эксплуатация железных дорог и подвижного состава оказывает
отрицательное воздействие на окружающую среду. Экономические проблемы
сказались на темпах реализации природоохранных мероприятий. Во многих случаях
остаются не решенными проблемы обезвреживания и захоронения отходов, особенно
отходов 2-го класса опасности, содержащего нефтепродукты, кубовые остатки,
отработанные масла. Актуальной остается проблема сбора мусора, хранения,
переработки и
транспортировки бытовых
Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывают железнодорожные
магистрали: вследствие изменений естественного гидрологического режима
значительные территории подверглись заболачиванию или же наоборот осушению,
нарушается почвенный и растительный покров.
Автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт – важнейший элемент хозяйственной инфраструктуры
округа. 29 % грузов
перевозится автомобильным
автомобильных дорог с твердым покрытием в Ханты-Мансийском автономном округе
составляет – 7924 километров.
Эксплуатация автомобильного транспорта сопровождается загрязнением окружающей
среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в
1997 году составили 693,883 тысяч тонн. Нефтепродукты, продукты износа шин и
тормозных накладок,
сыпучие и пылящие грузы
Негативное влияние на состояние окружающей природной среды оказывают
автомобильные дороги: изменяется гидрологический режим территорий, нарушается
почвенный и растительный покров, целостность экосистемы.
Трубопроводный транспорт.
Практически все добываемое в Ханты-Мансийском округе углеводородное сырье
транспортируется по трубопроводам. По территории округа проходит целая сеть
нефте и газопроводов.
Общая протяженность
составляет 9 тысяч километров. Помимо магистральных трубопроводов на
территории округа действуют внутри и межпромысловые трубопроводы. Общая
протяженность магистральных и внутри промысловых трубопроводов составляет
более 60 тысяч километров.
Негативное влияние трубопроводного транспорта на окружающую природную среду
достаточно велико и многообразно. Наиболее существенный ущерб окружающей
среде причиняется авариями на продуктопроводах. Особую опасность загрязнения
окружающей природной среды представляют места пересечения трубопроводов с
водными объектами.
При прокладке и реконструкции трубопроводов изменяются инженерно-
геологические условия, усиливаются термокарстовые процессы, образуются
просадки и провалы, активизируются процессы заболачивания. В результате
уничтожения естественных мест обитания и нарушения путей миграций уменьшается
численность и видовой состав животного мира.
Промышленные аварии.
Одной из главных
экологических проблем Ханты-
является высокая аварийность на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса,
сопровождающаяся
залповыми выбросами в
нефтепродуктов. Наиболее крупные выбросы нефти происходят в результате
порывов трубопроводов.
В 80-е годы, в округе ежегодно фиксировалось 150-260 аварий; в середине 90-х
годов 1703-3137 случаев; в 1997 году произошло 2014 аварий.
Аварийность
Территории
Района Количество аварий Масса ЗВ после ликвидации аварий, тонн Площадь загрязнения, га Наложено штрафов, млн. руб.
Нефтеюганский 506 574,8 40,56
Нижневартовский 915 281,3 34,
Октябрьский 347 21,5/361,9 4,
Сургутский 29 95,6 5,586 487,
Советский 7 91,1 2,792 172,72
Когалымский 10 1 2,692 129,235
Ханты-Мансийский 117 20,5 2,
Кондинский 81 183,1 2,56 50,
Березовский 2 209,3
ИТОГО 2014 1478,2/361,9 95,
Высокая аварийность обусловлена в основном состоянием технических средств и
оборудования, которое физически изношено и морально устарело, имеет низкую
степень надежности. Многие объекты требуют модернизации или коренной
реконструкции, отдельные подлежат выводу из эксплуатации. Значительная часть
оборудования, отработавщего амортизационный срок, продолжается находиться в
работе, в результате чего происходят аварии. Особенно велико количество
старых систем нефтесбора на предприятиях «Юганскнефтегаз», «ЛУКойл-
Урайнефтегаз», «Сургутнефтегаз», «Нижневартовснефтегаз».
Аварии являются также вследствие ошибочно принятых в проектах технологических
схем добычи, сбора, транспортировки продукции скважин, поддержания пластового
давления, отступлений от проектов при их реализации, низкой производственной
дисциплины и недостаточной квалификации обслуживающего персонала, отсутствие
должного опыта работы в нештатных экстремальных ситуациях.
Основной причиной аварий на трубопроводах является коррозия металла. Коррозия
металла нефтесборных коллекторов и водоводов, как правило, ручейковый или
питтинговый характер и обусловлена агрессивными физико-химическими свойствами
водной фазы добываемой из недр продукции.
Объективной оценке воздействия нефтедобывающего комплекса на окружающую
среду препятствует искажение информации о действительных размерах аварийных
разливах загрязняющих веществ, а также сокрытие самих аварий. Предприятия,
стремясь, уклонится от уплаты экологических платежей, всемерно пытаются
занизить площади загрязненных земель и объемы разлитой нефти.
Начисляемые предприятиями суммы ущерба далеко не полностью отражают величину
реального урона, наносимого окружающей природной среде в виде накопления в
почве и донных отложениях токсичных веществ, ухудшения качества воды,
снижения био продуктивности и деградации экосистем.
Отходы производства.
Отходы производства и потребления в загрязнении окружающей среды фактически
занимают второе место, после аварий на нефтепроводах. Сбор, обезвреживание,
размещение и утилизация отходов – актуальная проблема для округа. Большая
часть производственных отходов образуется на предприятиях нефтегазового
комплекса при бурении скважин, транспортировке и хранении нефти. В 1997 году
масса таких отходов измерялась 687 тысяч тонн; из них доля отходов бурения
89%, доля нефтешламов 6,5%. За предыдущие годы накоплено и не утилизировано
около 4,5 миллионов тонн производственных отходов этого состава.
Отходы бурения располагаются на каждой кустовой площадке во временных
накопителях – шламовых амбарах. После завершения технологического процесса
отходы обезвреживаются, амбар подлежит рекультивации. По данным комитета по
охране окружающей среды на конец 1997 года на территории округа насчитывалось
около 2000 шламовых амбаров. Ссылаясь на отсутствие средств, многие
нефтегазодобывающие предприятия не выполняют план рекультивации.
Так, например, по Нижневартовскому району в результате инвентаризации было
выявлено 1359 старых нерекультивированных амбаров. За предыдущие годы на
предприятиях накоплено около 150 тысяч тонн нефтешламов, ежегодно образуются
50 тысяч тонн, из них перерабатывается 6,5% , остальные аккумулируются на
промплощадках. На территории округа организован 31 временный
шламонакопитель, построено 2 специально обустроенных полигона промотходов:
на Западно-Сургутском месторождении и у поселка Междуреченский.
На территории округа пока отсутствуют полигоны по утилизации высокотоксичных
промышленных отходов, не организован их централизованный сбор и
транспортировка на специализированные полигоны в другие регионы России.
Часть ртутьсодержащих
отходов вывозится в
специальных установках по демеркуризации Екатеринбургским муниципальным
предприятием по решению проблем утилизации отходов; часть высокотоксичных
отходов хранится на промплощадках; встречаются случаи размещения их на
свалках твердых бытовых отходах и на несанкционированных свалках.
Продолжается оставаться сложной ситуация с вывозом металлолома. На территории
округа отсутствуют предприятия по переработке, централизованному приему и
транспортировке металлолома; отходы металлического лома занимают большие
площади, захламляют производственные площадки предприятий, берега рек,
зеленые зоны городов. Большое скопление металлолома наблюдается на
месторождениях, на несанкционированных свалках, на свалках ТБО.
В округе отсутствует единая система управления по обращению с отходами, этой