Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:54, реферат
Основой для общих определений хи осуществления требований по производственному экологическому контролю (ПЭК) послужила существующая нормативно-правовая база, регламентирующая указанные вопросы в организациях. Нормативно-правовая база определена Экологической доктриной Российской Федерации, федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими природоохранными нормативными правовыми актами.
грунтовая); почвы, отходы; иные контролируемые объекты.
Перечень измеряемых показателей, диапазоны их измерений
(концентраций), методы и методики выполнения измерений должны
соответствовать таковым указанным в разрешении на природопользование.
В случае последующей очистки сточных вод и их транспортировки
в систему канализации сторонних организаций (предприятий
водопроводно-
сброса определяется соответствующим договором, независимо от их
ведомственной принадлежности и формы собственности.
При проведении ПЭК водных ресурсов оцениваются:
— расход, состав и свойства сточных вод на отдельных стадиях
технологической очистки и их соответствие установленным
регламентам;
— расход, состав и свойства сточных вод, сбрасываемых в водные
объекты и их соответствие установленным нормативам
ПДС;
— расход, состав и свойства сточных вод, сбрасываемых на рельеф
местности и их соответствие установленным нормативам;
— расход, состав и свойства природных вод в местах собственных
водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов,
принимающих сточные воды и соблюдение норм качества
воды.
При проведении ПЭК атмосферного воздуха оцениваются:
— количественный и качественный состав выбросов от стационарных
и передвижных источников загрязнения;
— соблюдения нормативов ПДВ;
— качество атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяет
расчетными или химико-
установленных нормативов выбросов для контролируемого
источника выясняются причины и разрабатываются конкретные
меры по устранению сверхнормативного выброса.
При проведении ПЭК почв и грунтов оцениваются:
— уровень загрязнения почв и грунтов на территориях, на кото-
рыхрасположены потенциально опасные объекты (резервуар-
ные парки, погрузо-разгрузочные эстакады, технологические
емкости);
— качество подземных вод в наблюдательных скважинах.
Оценка уровня загрязнения почв и подземных вод осуществляется
на основании результатов, полученных химико-аналитическими
методами. В случае высоких уровней загрязнения почв разрабатываются
мероприятия по их рекультивации. При наличии загрязнений
подземных вод проводятся углубленные химико-аналитические
исследования по установлению причин загрязнения и принимаются
меры по предотвращению загрязнения подземных вод.
Обследования воздействия организации на окружающую среду
проводятся:
— периодически с целью контроля эффективности очистных сооружений;
— при изменении технологических процессов и модернизации
оборудования;
— при плановом изменении нормативов воздействия на окружающую
среду;
— при возникновении аварийной ситуации, влекущей за собой
увеличение сбросов в окружающую среду.
Полученная по материалам обследований информация позволяет
разработка" требования и мероприятия, направленные на уменьшение
воздействия на окружающую среду; разработать требования
к изменению показателей состояния окружающей среды при осуществлении
природоохранных мероприятий; оценить эффективность
природоохранных мероприятий.
Привлекаемые к работе системы ПЭК силы и средства в значительной
степени определяются: характером и мощностью воздействий
организации на окружающую среду; особенностями
расположения ее территории и санитарно-защитной зоны; технологическими
и техническими возможностями организации; наличием
систем технологического контроля и их совместимостью с системой
ПЭК; используемыми очистными сооружениями; угрозой аварийных
сбросов и т.д.
Создание и проведение
ПЭК предусматривает
подготовительного этапа, на котором создается собственно система
производственного экологического контроля; этапа проведения
контроля влияния организации на объекты окружающей среды.
Подготовительный этап создания ПЭК включает в себя:
— обследование и оценку экологической ситуации в зоне расположения
организации;
— создание системы ПЭК в организации: разработку требований
к ПЭК, проектирование ПЭК, создание наблюдательной
сети и других структур ПЭК, создание всех видов обеспечения
функционирования ПЭК.
Предварительный анализ и обследование \необходимы для выработки
корректных требований к ПЭК и осуществления контроля,
адекватного экологической обстановке в зоне расположения организации.
—_____ -
Предварительный анализ предусматривает изучение имеющихся
материалов об экологической обстановке. К этим материалам относятся:
результаты проводившихся ранее обследований экологической
обстановки и объектов окружающей среды (ОС), исследований
воздействий организации на экологическую обстановку; данные
о фоновом загрязнении объектов ОС; экологический паспорт организации;
тома пдс и ПДВ; разрешения на водопользование и на
размещение отходов.
Цели анализа: оценка экологической ситуации с учетом изменений
в предшествующие периоды функционирования организации;
выявление возможных и существующих источников; определение
возможных и фактических загрязнителей.
В случае недостаточности
материалов, необходимых для
анализа, либо для уточнения его результатов проводится
дополнительное обследование.
Решение о необходимости
обследования принимается по результатам предварительного
анализа. Дополнительное обследование предусматривает
получение информации о состоянии (загрязнении) компонентов
окружающей среды, о фоновом их загрязнении. Обследование может
проводиться инструментальными и расчетными методами.
По результатам
обследования разрабатываются предложения по структуре, расположению,
регламенту и составу проводимых наблюдений. Наблюдения
осуществляются при
сбросах, при авариях, приводящих к загрязнению окружающей среды.
Одновременно должны решаться вопросы документирования,
хранения и обмена информацией, полученной в процессе наблюдений.
Р
ешение всех регламентирующих и технических вопросов, после
которых возможно осуществлять контроль, — завершение подготовительного
этапа создания системы. Создание системы ПЭК требует
определенных финансовых затрат со стороны организации. Поэтому
окончательное решение о структуре системы ПЭК, этапах ее создания
и развития принимает руководство самой организации, согласуя
свои решения с
организациями.
Контроль может проводиться на договорной основе силами и
техническими средствами привлекаемых специализированных орга низаций. Окончательное решение о номенклатуре и объемах наблюдений
остается за самой организацией. Для завершения подготовительного
этапа следует создать наблюдательную сеть; подготовить
к работе инструментальные средства; организовать метрологическое
обеспечение планируемых измерении; определить организации, выполняющие
отбор проб, количественный, химический анализ, работу
со средствами автоматизированного контроля; обработать данные
исследований, проб и контроля. \
Критерий завершенности подготовительного этапа—способность
организации своими силами или с привлечением специализирован-- '
ных организаций проводить постоянный ЙЗК своей организации,
осуществлять обработку получаемой информации и разрабатывать
прогнозы развития ситуации.
1.3.4. Этап проведения
контроля
Учитывая большой перечень задач, который следует решать при
обеспечении контроля, и необходимость систематизации данных
при проведении ПЭК во времени, наибольшее распространение
получил ≪средовой подход≫, при котором проводятся наблюдения,
оценка и прогноз состояния (загрязнения) отдельных объектов окружающей
среды и исследование источников воздействия на нее. Характерная
особенность ПЭК — необходимость совместного анализа
данных об источниках воздействия на окружающую среду и данных
о состоянии (загрязнении) ее объектов. Поэтому контроль рекомендуется
осуществлять в привязке к объектам окружающей среды (ОС),
на которые воздействует организация.
Задачи системы и состав работ, выполняемых в процессе производственного
экологического контроля, определяются проблемами,
решение которых должна обеспечивать система ПЭК. Контроль загрязнения
объектов окружающей среды, а также источников их загрязнения
включает в себя типовые операции для получения исходных
данных (отбор, подготовка и исследование проб), выполнение которых регламентировано нормативными и методическими документами
либо описано в методической литературе. Конечные цели
производственного экологического контроля, решение экологических
проблем определяют требования к регламенту отбора проб,
к выбору точек отбора, методам и процедурам обработки исходных
данных, оперативности получения информации, ее предоставления
в заинтересованные организации.
Ареал загрязнения почв в значительной степени определяется
смывом загрязняющих веществ с мест проливов и утечек. Поэтому
выбор точек отбора проб
при осуществлении
контроля почв должен проводиться с учетом особенностей поверхностного
стока дождевых и талых вод.
Контроль загрязнения почв направлен на выявление источников
загрязнения и изучение динамики поведения загрязняющих веществ
во времени и в пространстве. Контролируются промышленные загрязняющие
вещества, их валовое содержание и подвижные формы.
В соответствии с классами
опасности составлен
для оценки загрязнения почвенного покрова, в котором тяжелые
металлы’ располагаются в следующем порядке; Pb, Zn, Cd, Cr,
Cu, Ni Mn, Y, Fe, Co, Sr. В этот перечень также включены нефтепродукты,
полициклические ароматические углеводороды, 3, 4-бенза-
пирен.
Анализ и оценку влияния предприятия на водную среду следует
выполнять на основе данных контроля сточных (как источника загрязнения
окружающей среды), поверхностных и подземных вод.
Значительные проблемы связаны с тем, что в процессе производственной
эксплуатационной деятельности за счет проливов и утечек
опасных отходов, в основном нефтепродуктов, отходов плановых
и предремонтных зачисток резервуаров и систем трубопроводов,
их несанкционированного накопления, а также нефтесодержащих
осадков ливневых стоков, происходит загрязнение грунтов, почв,
поверхностных, подземных вод.
Нефтепродукты в водоемы и водотоки с территорий организаций
поступают с поверхностным стоком либо через канализационные
системы. Там эти вещества распространяются в водной среде и оседают
в донные отложения, давая вторичный источник загрязнения.
В подземные воды загрязняющие вещества поступают, просачиваясь
через грунты. Контроль перечисленных объектов водной среды —
составная часть ПЭК. При исследовании загрязнения поверхностных
вод следует одновременно анализировать донные отложения
с целью их оценки как вторичного источника загрязнения. ПЭК поверхностных
вод предусматривает наблюдения за их состоянием по физическим, химическим и биологическим показателям на специально
оборудованных пунктах наблюдения.
Пункты наблюдений размещаются с учетом перспективных планов
социального экономического развития территорий. При этом
следует учитывать сведения о водопользователях, данные об источниках
загрязнения вод, имевших ранее аварийных сбросах, а также
о температурном, водном, ледовом режимах. Для каждого пункта наблюдения
выбирается фоновый створ на расстоянии I км выше источника
загрязнения и на расстоянии 500 м от места сброса сточных
вод ниже источника загрязнения, желательно в месте достаточно
полного перемешивания сточных вод в объекте. Пункт наблюдений
обязательно совмещают с гидрологическим постом, где проводят измерения
расходов воды или с участками, обеспеченными расчетными
гидрологическими данными. Пункты ранжируются по четырем
категориям:
Категория / присваивается пунктам на водных объектах, имеющих
особо важное хозяйственное значение и подвергающихся
в наибольшей степени техногенному загрязнению.
Категория I I — пункты в пределах промышленных зон городов
и рабочих поселков с централизованным использованием поверхностных
вод для хозяйственно-питьевых нужд.
Категория I I I— пункты в местах с умеренным и слабым техногенным
воздействием на водные объекты.
Категория IV— пункты на незагрязненных водных объектах.
Программа наблюдений предусматривает контроль обязательных
показателей и специфических загрязняющих веществ, характерных
для конкретных сточных вод, поступающих в водный объект.
Наблюдения по биологическим показателям проводят на водоемах
и водотоках, имеющих важное народно-хозяйственное значение,