Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:54, реферат
Основой для общих определений хи осуществления требований по производственному экологическому контролю (ПЭК) послужила существующая нормативно-правовая база, регламентирующая указанные вопросы в организациях. Нормативно-правовая база определена Экологической доктриной Российской Федерации, федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими природоохранными нормативными правовыми актами.
Производственно-экологический контроль
в организациях — фактор формирования ’
экологической безопасности
13.1. Определения
производственно-
Основой для общих определений хи осуществления требований
по производственному экологическому контролю (ПЭК) послужила существующая
нормативно-правовая база, регламентирующая указанные
вопросы в организациях. Нормативно-правовая база определена
Экологической доктриной Российской Федерации, федеральными
законами ≪Об охране окружающей среды≫, ≪Об отходах производства
и потребления≫, ≪О защите населения и территорий отчрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера≫, ≪О промышленной
безопасности опасных производственных объектов≫, другими природоохранными
нормативными правовыми актами.
В число документов, в соответствии с которыми организуется
ПЭК, кроме федеральных законов и постановлений Правительства
РФ, входят:
— государственные и
окружающей среды и
обеспечения экологической
(включая в условиях чрезвычайных ситуаций);
— документы метрологического обеспечения природоохранной
деятельности;
— лимиты размещения отходов;
— действующие федеральные нормативные и методические документы,
утвержденные специально уполномоченными органами
в области охраны окружающей среды;
— законодательные акты в области охраны окружающей среды
субъектов Федерации;
— отраслевые нормативные и методические документы в области
охраны окружающей среды и природных ресурсов, производственного
экологического контроля, согласованные специально
уполномоченными государственными органами.
Действие общих определений и осуществление требований, с которыми
организуется ПЭК, не распространяется на деятельность организаций
в области охраны труда и техники безопасности, а также
в области санитарно-
Очень важно понимание в каждой организации необходимости
соблюдения норм и требований действующего природоохранного законодательства.
Его нарушение связано с весьма неблагоприятными
последствиями не только для окружающей среды, но и для правовой
безопасности, экономической рентабельности самой организации.
Нормативно-правовая база непрерывно совершенствуется и расширяется.
Основные положения могут дополняться и изменяться по
мере изменения
в области охраны окружающей среды и экологического
контроля.
Информация, полученная в результате деятельности ПЭК, используется
для реализации задач экологической политики организации,
становится базой при решении вопросов достижения приоритетных
производственных целей. Такое системное представление
позволяет осознанно и
целенаправленно проводить
безопасности хозяйственной и производственной деятельности
организаций. Экологическая безопасность — предмет
хозяйственного практического управления, составляющая единой
системы безопасности организации.
Формирование экологической политики базируется на следующих
основных положениях:
— учет результатов комплексной экологической оценки при развитии
инфраструктуры территории;
— идентификация экологически опасных факторов (рисков);
— регулярный контроль параметров техногенного воздействия
на компоненты окружающей среды (анализ состояния);
— состояние здоровья населения (рис. I).
Система экологической безопасности, имеющая многоуровневый
характер, структурно рассматривается в единой системе стратегического
планирования организации, где учтены следующие допустимые
виды обращения с опасными отходами:
— сбор, первичное накопление и хранение промышленных
и эксплуатационных отходов;
— использование отходов на технологические нужды, в качестве
сырья или топлива с применением экологически обоснованных
безопасных технологий;
— передача на договорных условиях промышленных и эксплуатационных
отходов специализированным организациям,
осуществляющим прием, переработку и утилизацию таких
отходов.
Стратегия обеспечения экологической безопасности концентрируется
на эффективных краткосрочных мероприятиях, чтобы
обеспечить заметные улучшения на ранних этапах ее реализации.
Основное внимание при реализации стратегии должно быть направлено
на обеспечение успешного выполнения в течение ближайших
лет разграничения и согласования функциональных обязанностей
и ответственности за выполнение стратегии.
Разработка успешной стратегии обращения с нефтепродуктами
включает в себя:
— разграничение и согласование функциональных обязанностей
и ответственности за выполнение стратегии между органами
региональной и муниципальной власти, производственными
и хозяйственными структурами, принимающими непосредственное
участие в реализации стратегии;
— регулярный оперативный контроль хода реализации стратегии,
проведение обсуждения и согласования деталей стратегии;
— приоритетность мероприятий, выполнение которых приемлемо
для реализации стратегии.
Стратегия ставит своей задачей проведение реальных мероприятий,
способных обеспечить быстрые и заметные улучшения, адекватные
в отношении затрат, но одновременно обеспечивающие долгосрочную
основу для устойчивого функционирования системы.
ПЭК это комплекс работ, осуществляемых соответствующей
структурой организации, обеспечивающей выполнение природоохранных
требований в процессе производственной, хозяйственной
и иной деятельности.
Производственный эколого-аналитический контроль — составная
часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном
и качественном содержании веществ и показателей в установленных
объектах контроля с применением методов аналитической
химии, физических измерений,
санитарно-биологических
биотестирования, биоиндикации и др.
Цель создания системы ПЭК — управление природоохранными
и ресурсосберегающими сторонами деятельности организации.
Управляя этими сторонами своей деятельности, организация воздействует
(положительно или
Основные цели ПЭК — минимизация негативных воздействий деятельности
организации на окружающую среду, достижение высокого
уровня экологической безопасности.
В систему ПЭК организации входит соблюдение нормативов:
сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в поверхност ные водоемы, водотоки, канализационные сети и на рельеф местности;
промышленных выбросов в атмосферу; загрязнения почв
и грунтовых вод в зоне ответственности организации.
Обеспечение полноты наблюдения за состоянием почв и грунтов,
поверхностных и грунтовых вод для своевременного выявления
их загрязнения и деградации, дальнейшей передачей информации
компетентным службам необходимо для принятия решений по проведению
природоохранных мероприятий. По материалам указанных
выше наблюдений оцениваются возможности:
— предотвращения и устранения последствий негативных процессов;
— обеспечения экологической и промышленной безопасности
хозяйственно-производственной деятельности;
— осуществления своевременных и эффективных мероприятий
по контролю состояния производственных и прилегающих
к ним территорий.
Обеспечение полноты и объективности данных, полученных при
проведении ПЭК, необходимо для принятия компетентных управленческих
решений по проведению природоохранных мероприятий,
включая мероприятия по ликвидации последствий загрязнений
окружающей среды в результате аварийных ситуаций.
Основные задачи ПЭК:
— квалифицированное исследование состава загрязнителей в
почвах и грунтах, поверхностных и грунтовых водах и их воздействия
на объекты;
— отбор почвенных образцов на производственных и прилегающих
к ним территориях;
— отбор проб поверхностных и грунтовых вод на водосборных
площадях и в подземных горизонтах;
— определение в почвенных и водных пробах содержания нефтепродуктов,
канцерогенов, а также продуктов распада их элементов;
— определение свойств почвы, механического и агрегатного ее
состава для прогнозирования возможной динамики развития
процессов;
— экспертная оценка состояния
природоохранных зон
выявление очагов загрязнения и возможного поступления
загрязнителей в водные объекты;
— создание и эксплуатация системы постоянного экологического
контро Объекты ПЭК:
— источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух, в том числе стационарные (резервуарные парки, котельные,
насосные) и передвижные (автотранспорт);
— системы очистки отходящих газов;
— источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую
среду (в водные объекты, в подземные горизонты, на рельеф
местности), в системы канализации и сети водоотведения;
— системы очистки отработанных вод;
— системы оборотного водоснабжения (при выходе загрязняющих
веществ в окружающую среду);
— источники образования отходов производства и потребления
(площадки временного хранения);
— склады и хранилища материалов, реагентов;
— природные ресурсы (артезианские скважины, водозаборные
водоемы);
— зона ответственности организации, где осуществляется природопользование,
санитарно-защитные зоны;
— почвы и природные воды, загрязненные по вине природо-
пользователя.
При подготовке информации и проведении наблюдений следует
учитывать:
— своевременность и
состоянии земель и водных объектов в природоохранной зоне
организаций;
— обеспечение пользователей всех уровней управления своевременной,
полной, текущей и прогнозной информацией, характеризующей
состояние почв, грунтов и водных объектов;
— разработку мероприятий по рекультивации почв, очистке
грунтов и предотвращению их деградации в местах повышенной
техногенной нагрузки;
— оценку эффективности осуществляемых мероприятий по охране
земельных и водных ресурсов.
Система ПЭК должна на научной основе содействовать надежной
охране почв и водных ресурсов. Это позволит в сжатые сроки
получить определенный экономический и экологический эффекты.
Система должна обеспечить:
— подготовку достоверных текущих и долгосрочных прогнозов
на проведение мероприятий по улучшению состояния окружающей
среды;
— принятие экстренных мер по регулированию неблагоприятных
процессов; ля компонентов окружающей среды (мониторинга).
— заблаговременную постановку вопросов относительно внесения
необходимых изменений в технологические процессы.
ПЭК — база для функционирования менеджмента окружающей
среды в организациях. Решая основные задачи управления экологическими,
природоохранными, ресурсосберегающими сторонамидея-
тельности, организации воздействует на окружающую среду. Основные
цели ПЭК в организациях:
минимизация негативного
производственной и
уровня экологической безопасности при осуществлении ими
эксплуатационой деятельности. Реализация этих задач должна быть
согласована с осуществлением организацией ее основных производственных
целей. Система управления охраной окружающей среды
в качестве неотъемлемой части общей системы управления организации
носит постоянный характер.
1.3.2. Порядок организации и проведения
производственного экологического контроля
Порядок организации и проведения ПЭК определяется планами-
графиками, входящими в состав нормативных документов (ПДВ, пдс, лимиты размещения отходов, лимиты на водопользование)
и разрешительной документации, оговоренной в условиях лицензионной
деятельности (приложение клицензии).
Предполагается осуществление ПЭК как самих источников,
воздействия, так и состояния окружающей среды в зонах прямого
воздействия этих источников, а также контроль либо силами самой
организации, либо силами привлекаемых на договорной основе специализированных
организаций.
План-график обычно включает:
— ситуационную схему организации с указанием точек отбора
проб либо проведения измерений;
— сведения (по каждой точке) о методах отбора проб, периодичности
отбора проб или регламенте измерений, выполняемых
наточке контроля;
— перечень контролируемых химических веществ, при необходимости
физических и биологических показателей;
— перечень применяемых
методик измерений и
а также используемых средств измерений;
— в случае привлечения на договорной основе специализированной
организации для выполнения отбора проб их исследования
и тестирования должны прикладываться.
План-график может быть единым, разбитым по видам контролируемых
сред либо составляться отдельно для каждого вида объектов контроля: выбросы в атмосферу; вода (поступающая, природная,