Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:50, контрольная работа
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности – определение при разработке проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений. При этом планируемая хозяйственная и иная деятельность – деятельность по строительству, реконстр
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 5
2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет горного дела и инженерной экологии
Кафедра
экологии
Контрольная работа по дисциплине:
«Оценка воздействия на окружающую среду»
на тему:
«Процедура
проведения оценки воздействия на окружающую
среду»
студентка
6 курса, гр. 302316
Руководитель:
Минск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
В Республике Беларусь в соответствии со ст. 58 Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду [1].
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности – определение при разработке проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений. При этом планируемая хозяйственная и иная деятельность – деятельность по строительству, реконструкции объектов, их эксплуатация, другая деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду [2].
Порядок проведения ОВОС, требования к материалам и содержанию отчета о результатах проведения такой оценки устанавливаются законодательством Республики Беларусь о государственной экологической экспертизе. Таким образом, законодатель связывает процедуру ОВОС с проведением государственной экологической экспертизы, более того обусловливает проведение экспертизы в определенных (установленных в законодательстве случаях) процедурой ОВОС.
Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
В
данной контрольной работе мы подробно
рассмотрим цели, принципы и методы
проведения оценки воздействия на окружающую
среду, а также основные этапы
проведения ОВОС.
Целями проведения оценки воздействия в соответствии с Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.05.2010 г. № 755 являются:
Задачи оценки воздействия на окружающую среду в общем виде можно сформулировать следующим образом: организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов государственной экологической экспертизы с позиции эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки, вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на окружающую среду, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных социальных, экономических и экологических последствий.
Основными принципами оценки воздействия являются:
1. Превентивность, означающая проведение оценки воздействия до принятия решения о реализации планируемой деятельности и использование результатов этой оценки при разработке проектных решений для обеспечения экологической безопасности;
2. Презумпция потенциальной экологической опасности планируемой деятельности. Суть этого принципа заключается в том, что любая деятельность, прежде всего, естественно, хозяйственная, связанная с использованием природных ресурсов, влечет за собой воздействие на окружающую среду. Результат такого воздействия обычно имеет негативный характер.
3. Альтернативность, означающая анализ различных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности, включая отказ от ее реализации (нулевая альтернатива);
4. Комплексность, означающая учет суммарного воздействия на окружающую среду осуществляемой и планируемой деятельности. Поскольку все природные объекты находятся в состоянии естественной природной взаимосвязи, то необходима максимально полная и исчерпывающая оценка потенциально вредных воздействий на все компоненты окружающей среды, всю окружающую среду, как единое целое.
5. Гласность и учет общественного мнения по вопросам воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. Означает, что заинтересованные стороны должны быть осведомлены о том, как проходит процесс государственной экологической экспертизы, они имеют право на информацию. При этом, экспертная комиссия обязана принимать во внимание общественное мнение о намечаемой деятельности, являющейся объектом государственной экологической экспертизы.
6. Объективность и научная обоснованность, означающие подготовку отчета об оценке воздействия на окружающую среду беспристрастно и профессионально. Этот принцип означает, что ГЭЭ и ОВОС, во-первых, представляют собой научно-исследовательский процесс и должны производиться на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. Во-вторых, в отчете должно быть отражено реально существующее положение, лишенное какого-либо предвзятого представления. В результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации, выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.
7. Достоверность и полнота информации, означающие наличие в процессе оценки воздействия как можно более полной информации, способствующей принятию экологически обоснованных решений [3].
При проведении оценки воздействия на окружающую среду могут использоваться различные методы (списки, матрицы, совмещенный анализ карт, сети, потоковые диаграммы, имитационные модели и другие общепринятые методы экспертной оценки). В зависимости от особенностей планируемой деятельности, степени воздействия на окружающую среду, информационной обеспеченности может быть выбран один или несколько методов оценки [4].
Метод выбирается в зависимости от объекта оценки воздействия, особенностей территории, структуры и т.д. Метод выбирает исполнитель, четко обосновывая, какой метод и почему используется для ОВОС.
При выборе методов оценки воздействия на окружающую среду следует учитывать возможные ограничения в связи со сложностью проектного решения планируемой деятельности, временем, ресурсами и наличием информации.
Результатами оценки воздействия являются:
При проведении оценки
воздействия проектные
Оценка воздействия проводится при разработке проектной документации на первой стадии проектирования для объектов, указанных в части первой статьи 13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», и включает в себя следующие этапы:
1. Разработка и утверждение программы проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее – программа проведения ОВОС) [2].
В программе проведения ОВОС определяются структура отчета об ОВОС, график, объем и степень детализации работ по оценке воздействия исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий. Степень детализации и объем работ по оценке воздействия должны быть достаточными для предварительного определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности.
Программа проведения ОВОС должна содержать:
«Существующее состояние окружающей среды, социально-экономические и иные условия»;
«Предварительная оценка возможного воздействия альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия» (указываются виды и масштабы воздействия);
«Предполагаемые
меры по предотвращению, минимизации
или компенсации вредного воздействия
на окружающую среду и улучшению
социально-экономических
«Вероятные чрезвычайные и запроектные аварийные ситуации. Предполагаемые меры по их предупреждению, реагированию на них, ликвидации их последствий»;
Информация о работе Процедура проведения оценки воздействия на окружающую среду