Процедура проведения оценки воздействия на окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:50, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности – определение при разработке проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений. При этом планируемая хозяйственная и иная деятельность – деятельность по строительству, реконстр

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 5
2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

Работа содержит 1 файл

Тарасевич С.В._Процедура проведения ОВОС.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет горного дела и инженерной экологии

    Кафедра экологии 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа по дисциплине:

    «Оценка воздействия на окружающую среду»

    на  тему:

    «Процедура проведения оценки воздействия на окружающую среду» 
 
 
 

    Исполнитель:                                                      С.В. Тарасевич

    студентка 6 курса, гр. 302316 

    Руководитель:                                                                        Е.В. Зеленухо 
 
 
 
 
 
 

    Минск 2011 

       СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

       В Республике Беларусь в соответствии со ст. 58 Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду [1].

       В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической  экспертизе» оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности – определение при разработке проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений. При этом планируемая хозяйственная и иная деятельность – деятельность по строительству, реконструкции объектов, их эксплуатация, другая деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду [2].

       Порядок проведения ОВОС, требования к материалам и содержанию отчета о результатах  проведения такой оценки устанавливаются  законодательством Республики Беларусь о государственной экологической экспертизе. Таким образом, законодатель связывает процедуру ОВОС с проведением государственной экологической экспертизы, более того обусловливает проведение экспертизы в определенных (установленных в законодательстве случаях) процедурой ОВОС.

       Перечень  видов и объектов хозяйственной  и иной деятельности, для которых  оценка воздействия на окружающую среду  планируемой хозяйственной и  иной деятельности проводится в обязательном порядке, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

    В данной контрольной работе мы подробно рассмотрим цели, принципы и методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, а также основные этапы  проведения ОВОС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

       Целями  проведения оценки воздействия в соответствии с Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.05.2010 г. № 755 являются:

  • всестороннее рассмотрение всех экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий планируемой деятельности до принятия решения о ее реализации;
  • поиск оптимальных проектных решений, способствующих предотвращению или минимизации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
  • принятие эффективных мер по минимизации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и здоровье человека;
  • определение допустимости (недопустимости) реализации планируемой деятельности на выбранном земельном участке [3].

       Задачи  оценки воздействия на окружающую среду  в общем виде можно сформулировать следующим образом: организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов государственной экологической экспертизы с позиции эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки, вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на окружающую среду, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных социальных, экономических и экологических последствий.

       Основными принципами оценки воздействия являются:

       1. Превентивность, означающая проведение оценки воздействия до принятия решения о реализации планируемой деятельности и использование результатов этой оценки при разработке проектных решений для обеспечения экологической безопасности;

       2. Презумпция потенциальной экологической опасности планируемой деятельности. Суть этого принципа заключается в том, что любая деятельность, прежде всего, естественно, хозяйственная, связанная с использованием природных ресурсов, влечет за собой воздействие на окружающую среду. Результат такого воздействия обычно имеет негативный характер.

       3. Альтернативность, означающая анализ различных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности, включая отказ от ее реализации (нулевая альтернатива);

       4. Комплексность, означающая учет суммарного воздействия на окружающую среду осуществляемой и планируемой деятельности. Поскольку все природные объекты находятся в состоянии естественной природной взаимосвязи, то необходима максимально полная и исчерпывающая оценка потенциально вредных воздействий на все компоненты окружающей среды, всю окружающую среду, как единое целое.

       5. Гласность и учет общественного мнения по вопросам воздействия планируемой деятельности на окружающую среду. Означает, что заинтересованные стороны должны быть осведомлены о том, как проходит процесс государственной экологической экспертизы, они имеют право на информацию. При этом, экспертная комиссия обязана принимать во внимание общественное мнение о намечаемой деятельности, являющейся объектом государственной экологической экспертизы.

       6. Объективность и научная обоснованность, означающие подготовку отчета об оценке воздействия на окружающую среду беспристрастно и профессионально. Этот принцип означает, что ГЭЭ и ОВОС, во-первых, представляют собой научно-исследовательский процесс и должны производиться на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. Во-вторых, в отчете должно быть отражено реально существующее положение, лишенное какого-либо предвзятого представления. В результате должна быть осуществлена не столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации, выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.

       7. Достоверность и полнота информации, означающие наличие в процессе оценки воздействия как можно более полной информации, способствующей принятию экологически обоснованных решений [3].

       При проведении оценки воздействия на окружающую среду могут использоваться различные методы (списки, матрицы, совмещенный анализ карт, сети, потоковые диаграммы, имитационные модели и другие общепринятые методы экспертной оценки). В зависимости от особенностей планируемой деятельности, степени воздействия на окружающую среду, информационной обеспеченности может быть выбран один или несколько методов оценки [4].

       Метод выбирается в зависимости от объекта оценки воздействия, особенностей территории, структуры и т.д. Метод выбирает исполнитель, четко обосновывая, какой метод и почему используется для ОВОС.

       При выборе методов оценки воздействия  на окружающую среду следует учитывать возможные ограничения в связи со сложностью проектного решения планируемой деятельности, временем, ресурсами и наличием информации.

       Результатами  оценки воздействия являются:

  • основные выводы о характере и масштабах воздействия на окружающую среду альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности;
  • описание экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности и оценка их значимости;
  • описание мер по предотвращению, минимизации или компенсации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий;
  • обоснование выбора приоритетного места размещения объекта, наилучших доступных технических и других решений планируемой деятельности, а также отказа от ее реализации (нулевая альтернатива) [3].

       При проведении оценки воздействия проектные организации  обязаны использовать полную, достоверную  и актуальную исходную информацию, поверенные и аккредитованные средства и методы измерений, а также утвержденные в установленном порядке методики и расчеты для оценки возможных неблагоприятных последствий реализации планируемой деятельности для окружающей среды и здоровья человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

       Оценка воздействия проводится при разработке проектной документации на первой стадии проектирования для объектов, указанных в части первой статьи 13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», и включает в себя следующие этапы:

       1. Разработка и утверждение программы проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее – программа проведения ОВОС) [2].

       В программе проведения ОВОС определяются структура отчета об ОВОС, график, объем и степень детализации работ по оценке воздействия исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий. Степень детализации и объем работ по оценке воздействия должны быть достаточными для предварительного определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности.

       Программа проведения ОВОС должна содержать:

  • план-график работ по проведению оценки воздействия;
  • сведения о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее реализации;
  • картосхему альтернативных вариантов размещения планируемой деятельности;
  • сведения о предполагаемых методах и методиках прогнозирования и оценки, которые будут использованы для оценки воздействия;
  • разделы:

       «Существующее состояние окружающей среды, социально-экономические  и иные условия»;

       «Предварительная  оценка возможного воздействия альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия» (указываются виды и масштабы воздействия);

       «Предполагаемые меры по предотвращению, минимизации  или компенсации вредного воздействия  на окружающую среду и улучшению  социально-экономических условий» (в том числе указывается информация о возможности естественного восстановления компонентов окружающей среды и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов);

       «Вероятные  чрезвычайные и запроектные аварийные  ситуации. Предполагаемые меры по их предупреждению, реагированию на них, ликвидации их последствий»;

Информация о работе Процедура проведения оценки воздействия на окружающую среду