Проблемы экологии и экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:31, курс лекций

Описание работы

Воздействие современного общества на природную среду приобретает явно выраженные глобальные масштабы. Человечество переносит на природу темпы изменения, присущие ему самому, но изначально чуждые природе. Наряду с этим происходит и обратный процесс - усиление воздействия природной среды на развитие человеческого общества.
В связи с этим перед человеческим обществом возникла принципиально новая задача обеспечение рационального регулирования всей совокупности природных условий общественного развития в отличие от ранее решаемой задачи освоения локальных природных комплексов, в значительной степени воспроизводимых за счет естественных природных процессов.

Содержание

1. Принципы взаимодействия природы и общества.
2. Инструменты государственного регулирования природопользования.

Работа содержит 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКА.docx

— 30.28 Кб (Скачать)

Следует отметить существенное, хотя и косвенное воздействие  макроэкономической политики на характер природопользования. Например, сокращение бюджетного дефицита, как правило, приводит к уменьшению планируемых природоохранных мероприятий. Понижение курса национальной валюты приводит к стимулированию экспорта, но в то же время поощряет дополнительную эксплуатацию природных ресурсов. Стимулирование иностранных инвестиций приводит к расширению, как правило, природоемких, экологически опасных производств.

Своеобразную проблему представляет собой антимонопольное  регулирование в отраслях, связанных  с эксплуатацией природных ресурсов. Монополистические структуры, располагающие  большими возможностями лоббирования своих интересов, уделяют проблеме восстановления природной среды  минимальное внимание, уменьшая издержки и присваивая монопольную ренту. В то же время государство не может  осуществлять в сфере природоемких производств стандартные антимонопольные инструменты: принудительное расчленение, ограничение слияний и поглощений, ограничение капитала предприятий некоторой максимальной величиной, поскольку данные производства требуют больших капитальных затрат, высокой степени концентрации капитала.

В современной системе  государственного регулирования природопользования можно выделить:

  • введение и расширение практики платного природопользования;
  • систему экономического стимулирования природоохранной деятельности;
  • установление платы за загрязнение окружающей среды;
  • развитие рынка природных ресурсов;
  • совершенствование ценообразования с учетом экологической целесообразности продукции и ее природоемкости;
  • создание экологических фондов;
  • реализацию экологических программ;
  • продажу прав на загрязнение;
  • внедрение системы экологического страхования;
  • введение "зеленых" налогов;
  • совершенствование системы субсидий.

Введение платного природопользования направлено на обеспечение  учета экологического фактора в  экономике, рациональное использование  природных ресурсов.

Среди платежей за природные  ресурсы можно выделить плату  за право пользования природными ресурсами и за воспроизводство  и охрану природных ресурсов. Плата  за право пользования природными ресурсами направлена на реализацию прав собственника (государства или  частного лица, организации). Она представляет собой способ изъятия ренты.

Другим способом реализации платности природопользования является введение штрафов, иных санкций за нерациональной использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Штрафы и другие санкции налагаются за несанкционированное складирование отходов, почворазрушающую обработку земель, загрязнение почвы, воздушной и водной среды токсичными материалами сверх допустимых нормативов. 
К системе экономического стимулирования рационального природопользования относят: налогообложение, субсидирование, льготное кредитование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию основных фондов, используемых в целях охраны природы.

Создание рынка  природных ресурсов целесообразно  в условиях их дефицитности и возможности  получения средств от их продажи  на мировом или национальном рынках. Купляпродажа природных ресурсов может происходить в виде конкурсов, аукционов на право их разработки или аренды при соответствующем экологическом контроле со стороны государства. Рынок природных ресурсов должен предусматривать создание ипотечной системы, позволяющей владельцам ресурсов закладывать их получения инвестиций или иных целей.  
В развитии системы ценообразования в сфере природопользования следует учитывать два важных аспекта.

Во-первых, цена продукции  должна возможно более полно учитывать степень ее экологической безопасности. Экологически чистая продукция должна быть привлекательна для потребителя в ценовом отношении по сравнению с продукцией, производство которой связано с загрязнением окружающей среды. Но производство такой продукции не всегда обходится дешевле, поэтому целесообразно, при наличии заменителей, применять механизм косвенных налогов на экологически опасную продукцию.

Во-вторых, развитие прогрессивных  в перспективе, безотходных технологий оказывается первоначально более  дорогостоящим, чем традиционное природоемкое производство. Особенно, если цены на природные ресурсы низкие. Поэтому определенное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет в цене экологической составляющей стимулирует ресурсосберегающие технологии.

Экологические фонды  играют значительную роль в финансировании природоохранных мероприятий. Основной целью экологических фондов является формирование источников финансирования, альтернативных государственному бюджету. Обычно они создаются в дополнению к бюджетным государственным источникам финансирования природоохранных программ. Источниками формирования экологических фондов являются платежи и штрафы за загрязнение окружающей среды.

Экологические программы  представляют собой систему мероприятий, связанных общей целью, источниками  финансирования, материальными ресурсами. В реализации программ основную роль играет государство, так как сложность  проблем, неопределенность экономической  эффективности в обозримый промежуток времени, высокая капиталоемкость  делают их непривлекательными для частного капитала. В то же время можно  эффективно использовать в реализации программ частные предприятия в  качестве конкурсантов для реализации тех или иных мероприятий.

Государственные программы  направлены на выполнение международных  обязательств; охрану и рациональное использование конкретных видов  природных ресурсов; охрану особо  ценных природных объектов (например, Великие Озера); реабилитацию зон  экологических бедствий; реализацию экологических научнотехнических мероприятий.

Продажа прав на загрязнение  направлена на оптимизацию затрат предприятий  с учетом наносимого им экологического ущерба. На определенной территории вводится лимит выбросов загрязняющих веществ. Если предприятие расширяет производство, то ему приходится делать выбор между  повышением надежности своей системы  очистки и покупкой права на дополнительное загрязнение у другого предприятия. При данной системе можно оптимизировать затраты на экологические мероприятия  сразу в двух плоскостях региональной и производственной. В частности, можно уменьшить совокупные затраты производителей, осуществляя модернизацию технологии на тех предприятиях, где это обходится дешевле.

Экологическое страхование  представляет собой страхование  ответственности предприятий источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическими нарушениями, стихийными бедствиями, приведшими к загрязнению  окружающей среды. Страхование позволяет  распределить риски во времени и  пространстве, компенсировать убытки застрахованного предприятия и  третьих лиц, стимулировать четкое соблюдение технологии, повысить эффективность  использования денежных фондов.

Экологические ("зеленые") налоги призваны способствовать решению  следующих задач: сделать стоимость  продукции более соответствующей  затратам природных ресурсов: минимизировать для общества ущерб, наносимый производством  природной среде; способствовать компенсации экологического ущерба предприятием, эксплуатирующим природную среду, т.е. перенести экономическую ответственность со всего общества на конкретное лицо.

Экологические налоги могут выполнять стимулирующую  роль для развития природоохранных  технологий и производств, а также  подавлять природоемкие виды деятельности. Государство в данном случае воздействует на поведение производителей и потребителей посредством влияния налогов на цену продукции, формируя желательные для общества спрос и предложение.

Государство может  устанавливать систему налогового льготирования с учетом уровня экологичности производства или выпускаемой продукции. Могут освобождаться от прибыли инвестиции на цели охраны природы.

Пониженные налоги часто применяются для развития ресурсосберегающих и малоотходных технологий. 
В региональном плане могут осуществляться налоговые мероприятия, направленные на решение экологических проблем конкретных регионов. В частности, налоговые льготы могут предоставляться предприятиям, производящим природоохранное оборудование, экологически чистые материалы. Напротив, повышенные налоговые ставки должны применяться при производстве экологически опасной продукции: энергоемкой техники, химических веществ, минеральных удобрений, пестицидов и др. В США еще в 1989 г. введен налог на продажу фреонов. 

Информация о работе Проблемы экологии и экономики