Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 16:31, курс лекций
Воздействие современного общества на природную среду приобретает явно выраженные глобальные масштабы. Человечество переносит на природу темпы изменения, присущие ему самому, но изначально чуждые природе. Наряду с этим происходит и обратный процесс - усиление воздействия природной среды на развитие человеческого общества.
В связи с этим перед человеческим обществом возникла принципиально новая задача обеспечение рационального регулирования всей совокупности природных условий общественного развития в отличие от ранее решаемой задачи освоения локальных природных комплексов, в значительной степени воспроизводимых за счет естественных природных процессов.
1. Принципы взаимодействия природы и общества.
2. Инструменты государственного регулирования природопользования.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКА
План
1. Принципы
взаимодействия природы
и общества.
2. Инструменты
государственного регулирования
природопользования.
1. Воздействие современного общества на природную среду приобретает явно выраженные глобальные масштабы. Человечество переносит на природу темпы изменения, присущие ему самому, но изначально чуждые природе. Наряду с этим происходит и обратный процесс - усиление воздействия природной среды на развитие человеческого общества.
В связи с этим перед
человеческим обществом возникла принципиально
новая задача обеспечение рационального
регулирования всей совокупности природных
условий общественного развития
в отличие от ранее решаемой задачи
освоения локальных природных
В связи с возрастающими темпами изменения природной среды и общества возникает цепная реакция усиления взаимозависимости общества и природной среды. Общество и природа стали единой динамической системой, находящейся в подвижном состоянии, регулирующейся по принципу обратной связи. Чем большие изменения происходят в любой составной части системы, тем большие изменения должны происходить в другой части для поддержания целостности и сбалансированности системы в целом.
Контроль и сознательное
регулирование природных
Впервые исследовавший системно проблему роста народонаселения Т.Р. Мальтус показал, что в силу ограниченности территории всегда существует предел роста населения даже при неограниченной производительности земли.
Позднее проблема соотношения темпов экономического роста и поддержания устойчивости социально-экономических и природных систем была исследована членами Римского клуба. В работе "Пределы роста" Д. Медоуз и другие авторы показали, что человечество, осуществляя политику экономического роста, движется к катастрофе, предотвратить которую можно, только приняв меры по ограничению и регулированию роста производства и изменению критериев прогресса.
Обобщая теоретические выводы о проблеме взаимозависимости роста экономического потенциала и природных систем Б. Скинер сформулировал следующий тезис: если доступный запас ограничен в размерах, спрос, в конечном счете, превысит возможность его удовлетворения независимо от величины имеющегося запаса. Поэтому государства должны ограничивать и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.
Необходимость ограничения
производства связывается с тем,
что рост многих его составляющих
носит экспоненциальный характер. Это
относится к росту численности
населения, капитала, мировому потреблению
удобрений, мировому промышленному
производству. В то же время, производство
важнейших продуктов на душу населения
остается на одном и том же уровне
или изменяется незначительно. В
связи с этим нехватка питания
приводит к повышенной смертности,
ухудшению
Установлено, что запасов невозобновимых ресурсов на Земле недостаточно для того, чтобы обеспечить наращивание производства и потребления в масштабах планеты. Для многих ресурсов скорость их расходования растет быстрее численности населения.
Другой стороной процесса
исчерпания ресурсов является рост загрязнения
окружающей среды. При этом степень
загрязнения всеми изученными загрязнителями
нарастает, также как использование
материальных ресурсов, экспоненциально.
В итоге создается ситуация, когда
общество в процессе своего развития
сталкивается с бесконечным числом
ограничений, любое из которых может
привести к катастрофическим последствиям.
Проблема заключается в том, что в процессе
экономического роста возникают контуры
обратной связи, как положительной, так
и отрицательной. Но, по основным составляющим
воспроизводственных процессов контуры
связи положительные. Так, контуры положительной
обратной связи связывают объем производства,
капитала, его амортизацию, темпы инвестиций,
рост населения.
В настоящее время
практически общепризнанно, что
линейных процессов в природе
и обществе в рамках длительного
периода времени или
Параллельно с ростом производства возникает
проблема распределения произведенного
продукта. Факты свидетельствуют о том,
что параллельно с экономическим ростом
происходит дифференциация стран, углубляется
абсолютный разрыв между богатыми и бедными
странами.
Последнее обстоятельство
важно учитывать при
При направленности мер
государственного воздействия на замедление
экономического роста или его
стабилизацию, страна обречена на постоянное
уменьшение доли мирового производства
и потребления.
Период эффективного функционирования
социальноэкономической системы стран
увеличивается, если достигается их большая
конкурентоспособность на мировом рынке.
Внутренние противоречия социально экономических
систем разрешаются за счет их экспорта
во внешнюю среду. Прежде всего речь идет
о переносе в менее развитые страны вредных
производств, усиленной эксплуатации
их природных ресурсов, включая невоспроизводимые
полезные ископаемые. Однако, в целом противоречия
сохраняются. Центральным из них является
противоречие между экономическим ростом
как одной из целей государственного регулирования
и поддержанием стабильности природных
систем, обеспечивающих данный рост.
Следует учитывать, что
система рыночного
Применительно к социальноэкономическим системам отдельной страны следует считать, что пока не существует действенных механизмов регулирования на планетарном уровне, нет возможности контролировать глобальное равновесие. На уровне отдельной страны можно ставить только локальные задачи, решение которых обеспечивает относительное равновесие социальноэкономической системы при повышении конкурентоспособности страны в рамках мирового хозяйства.
Поскольку такое стремление
объективно присуще всем странам
с той или иной степенью отклонения
от общего направления развития, то
следует признать, что задача поддержания
глобального равновесия не имеет
решения в условиях товарного
хозяйства. Государственное регулирование
взаимодействия природы и общества
может быть только паллиативным, обеспечивающим
относительное преимущество страны
в рамках мирового хозяйства.
Пока в обществе в целом преобладают стихийные
механизмы саморегулирования, реализация
принципа комплексности и экологической
обоснованности хозяйственных решений
принципиально невозможно.
Но и в рамках
отдельных
Поскольку производственная деятельность
человека связана с непрерывным изъятием
у природы ее компонентов, следует обеспечивать
их соответствующую компенсацию. При этом
реализуется принцип обеспечения приоритетности
долгосрочных интересов социальноэкономических
систем перед краткосрочными.
2. В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы государственного регулирования природопользования связано с возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования. Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности природных ресурсов.
Деградация окружающей
среды, истощение ресурсов, повышение
уровня загрязнения дают сигнал хозяйствующим
субъектам посредством
В соответствии с воззрениями ряда экономистов, рыночные регуляторы в принципе достаточны для обеспечения эффективного природопользования. Для их эффективного функционирования важно четкое определение прав собственности.
В соответствии с теоремой Р. Коуза рыночная экономика добивается эффективного использования природных ресурсов благодаря четкой системе прав собственности, закрепленной законодательно. В процессе переговоров между собственником и лицом, осуществляющим природопользование, определяется объем выплаты компенсаций собственнику за нанесение ущерба его собственности. Этот приведет к уменьшению производства и загрязнения до уровня, при котором чистая прибыль производителя не превышает компенсируемых им предельных экстернальных издержек. В противном случае соответствующие расходы вынужден нести собственник, компенсируя производителю сокращение объемов его производства до уровня социального оптимума.
Положения теоремы Коуза построены в рамках общих представлений классической школы. Поэтому они в значительной степени абстрактны. В частности, теорема не учитывает особенностей институциональной структуры общества; различий в уровнях жизни и затрат в различных странах, регионах, социальных группах (это особенно важно в связи с невозможностью транспортировать многие природные ресурсы); сложности идентификации природопользователя; высокий уровень трансакционных издержек при реализации прав собственности как собственником, так и пользователем ресурсов; различный уровень монополизации производства и реализации продукции.
В результате рынок не регулирует эффективно процессы природопользования. В то же время надо отметить, что теорема Коуза показывает одну из важнейших причин неэффективности современной системы регулирования природопользования.
К основным причинам
провалов рынка в сфере
Провалы рынка в
рационализации природопользования требуют
активной государственной политики,
направленной на их корректировку. Государственное
регулирование природной среды
имеет относительно короткую историю.
Поиск эффективных
В 80-х годах инструментарий
государственного регулирования
В этом механизме можно выделить две группы инструментов: макроэкономические регуляторы и мероприятия, прямо направленные на регулирование природопользования. Макроэкономические регуляторы могут не иметь в явном виде природоохранных целей. Они направлены на структурную перестройку, изменение курса национальной валюты, сокращение бюджетного дефицита, регулирование внешнеэкономических отношений и др.
К мероприятиям с четко выраженной экологической ориентацией относятся: