Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В недалеком прошлом считалось, что осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Рынок труда: понятие, структура и механизм функционирования…….5
1.1. Понятие рынка труда, теоретические подходы к его анализу……………….5
1.2. Структура и сущность рынка труда…………………………………………..11
1.3. Особенности современного рынка труда…………………………………….14
Глава2. Анализ рынка труда в современной России ………………………….....16
2.1. Состояние уровня занятости и безработицы в условиях кризиса…………..16
2.2. Пути преодоления кризиса на рынке труда………………………………….22
2.3. Перспективы и пути развития Российского рынка труда…………………...24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………...28
Приложения…………………………………………………………………………29
Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.
Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.
На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.
Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.
Необходимо создать
В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).
Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.
Таким образом, положение
дел на рынке труда необходимо
рассматривать как сложную
Заключение
Таким образом, в курсовой работе я рассмотрела основные особенности рынка труда в России. Его преимущества и недостатки, инфраструктуру и структуру рынка труда. На основе всего этого сделаем небольшие выводы.
Особенностью рынка труда является, то что он является связующим звеном между спросом на средства производства, рабочую силу, рабочих мест и регулятором распределения и перераспределения работников.
Модель регулирования рынка труда в
Моделью рынка труда должна исходить из многовариантности форм и методов в регулировании ситуаций в сфере занятости с учетом специфичности интересов отдельных территориальных образований и общих интересов.
Таким образом, с социально-политической ситуации сохранение достаточно высокого уровня занятости является не непременным условием устойчивости общества. Однако недопустимо трактовать его как требование неизменной сложившийся модели занятости, как отрицания необходимости ее реструктуризации и, следовательно, как отказ от высвобождения работников с предприятий. В тоже время необходимо не только освоить экономические механизмы стимулирования эффективного труда и освобождения предприятий от изменений рабочей силы, но и использовать возможности создания новых рабочих мест в процессе повышения производственной и предпринимательской активности населения и стимулирования экономического роста.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1 Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях (без субъектов малого предпринимательства)
Июль 2009г., млн. |
В % к |
Январь-июль 2009г. в % к январю-июлю 2008г. |
Справочно | ||||
июлю 2008г. |
июню 2009г. |
июль 2008г. в % к |
Январь-июль 2008г. в % к январю июлю 2007г. | ||||
июлю 2007г. |
июню 2008г. | ||||||
Всего замещенных рабочих мест в т.ч.: |
37,4 |
95,7 |
99,3 |
96,9 |
100,9 |
99,8 |
101,3 |
Работниками списочного состава (без внешних совместителей |
35,7 |
95,8 |
99,7 |
96,9 |
100,7 |
100,1 |
101,1 |
С внешними совместителями |
0,8 |
92,5 |
90,9 |
94,9 |
101,0 |
91,7 |
101,6 |
Работниками выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера |
0,9 |
95,7 |
93,9 |
95,3 |
105,4 |
96,6 |
108,3 |
Рис. 2.1 Динамика численности безработных
Приложение 2
Рис. 2.2 Динамика численности
безработных и уровень
Рис. 2.3 Уровень безработицы, по методологии МОТ, по федеральным округам РФ (в % от численности экономически активного населения)
1 Рынок труда и безработица Б. Оразова – 2006. – № 6. – С. 6.
2 Рынок труда А. Никифорова – 2008. – № 9. – С. 4.
3 Львов Ю.А. Нестандартная занятость: российские особенности // Человек и труд- 2006-№6-С. 38-41
4 Соколовский П.М. Программы содействия занятости// Экономист – 2005- №5- С.72-75
5 Демин А.В. Занятость в сельском хозяйстве: масштабы и динамика//Человек и труд- 2009- №3- С.37-43
6 Демин А.В. Занятость в сельском хозяйстве: масштабы и динамика//Человек и труд- 2009- №3- С.37-43
Информация о работе Проблемы формирования рынка труда в России