Проблемы формирования рынка труда в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В недалеком прошлом считалось, что осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Рынок труда: понятие, структура и механизм функционирования…….5
1.1. Понятие рынка труда, теоретические подходы к его анализу……………….5
1.2. Структура и сущность рынка труда…………………………………………..11
1.3. Особенности современного рынка труда…………………………………….14
Глава2. Анализ рынка труда в современной России ………………………….....16
2.1. Состояние уровня занятости и безработицы в условиях кризиса…………..16
2.2. Пути преодоления кризиса на рынке труда………………………………….22
2.3. Перспективы и пути развития Российского рынка труда…………………...24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………...28
Приложения…………………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсач по экономике2.doc

— 111.01 Кб (Скачать)

Однозначного сокращения предлагаемых заработных плат по всем специализациям не произошло. Наиболее резко сократились заработные платы – аналитиков. Сокращение составило 20%. Также незначительно сократились зарплаты тестировщиков и web- мастеров. По всем остальным позициям зарплаты по сравнению с началом года выросли.3

Индекс HeadHunter по специальностям из области  бухгалтерии и финансов в конце  года вырос в 4-6 раз, по сравнению  с началом года. Тем не менее, на конец 2008 года сохранился дефицит бухгалтеров. На одну вакансию приходилось менее 2-х резюме.

Индекс HeadHunter по всем позициям в отрасли  маркетинга и рекламы вырос примерно в 3-5 раз по сравнению с началом 2008 года. Рост индекса произошел  вследствие увеличения числа резюме и сокращения числа вакансий.

Если в начале года административный персонал был наиболее востребованным, то на конец года – наименее востребованным. Если сравнивать с августом, число  вакансий в этой профобласти на конец  года наиболее значительно сократилось  – почти на 65%. Произошел рост индекса HeadHunter по всем позициям в 4-5 раза. Наиболее высокое значение индекса  на позиции переводчик. На одну вакансию приходится более 7-ми резюме. На одну вакансию персонального ассистента и офис-менеджера – 4-4,5 резюме.

Первыми и наиболее сильно от кризиса  пострадали специалисты из профессиональной области управление персоналом. Сокращение числа вакансий в середине декабря 2008 года составило 74% от уровня августа.

По сравнению с началом 2008 года заработные платы торговых представителей и менеджеров по продажам выросли  на 6-12%. Средние зарплаты менеджеров по продажам остались на уровне начала года4.

Специалисты из области страхование  до кризиса были наиболее дефицитными. В конце 2008 года дефицит страховщиков сократился, но не намного. Если ранее  на 1 вакансию страхового агента было менее 1 резюме, то сейчас на 1 вакансий – примерно 1 резюме.

Численность экономически активного  населения в августе 2009 года составляла, по оценке, 76,5 млн. человек, или около 54% от общей численности населения  страны. Преобладающая часть занятого населения была сосредоточена в  организациях, не относящихся к субъектам  малого предпринимательства.

В июле 2009г. в них работало 35,7 млн. человек, или 51,0% общей численности  занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам  гражданско-правового характера 1,7 млн. человек (в эквиваленте полной занятости).

Общее число замещенных рабочих  мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей  и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в июле 2009г. составило 37,4 млн. и было меньше, чем в июле 2008г. на 1,7 млн. человек, или на 4,3% (Таблица 1).

В конце августа 2009г., по оценке, 6,2 млн. человек, или 8,1% экономически активного  населения, классифицировались как  безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда) (рисунок 2.1). В государственных учреждениях  службы занятости населения в  качестве безработных было зарегистрировано 2,1 млн. человек, в том числе 1,8 млн. человек получали пособие по безработице.

По данным обследования населения  по проблемам занятости в августе 2009г., в численности безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, около 734 тыс. человек (12,2%) составляли граждане, которым не может  быть присвоен статус безработного в  органах службы занятости населения. Среди них 266 тыс. человек (36%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 295 тыс.человек (40%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных  образовательных учреждений и 173 тыс.человек (24%) - пенсионеры по возрасту, выслуге  лет или на льготных условиях. Все  эти категории в обследуемый  период занимались поиском работы и  были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к  безработным по методологии МОТ.

В августе 2009г. общая численность  безработных по сопоставимому кругу  лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров  по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (как и в мае 2009г.), в 2,5 раза (рисунок 2.2) Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в августе 2009г. составила 46,4% и была на 1,2 процентного пункта выше, чем в мае 2009 года. Доля городских жителей среди безработных составила 65,9% и уменьшилась по сравнению с маем 2009г. на 1,6 процентного пункта.

Безработица городского и сельского  населения характеризуется превышением  уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем  безработицы среди городских  жителей. В августе 2009г. это превышение составляло 1,6 раза.

Средний возраст безработных в  августе 2009г. составил 34,3 года (в мае 2009г. - 35,0 года), в том числе безработных  мужчин - 34,4 года, безработных женщин - 34,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 31,3%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,1%.

Самый высокий уровень безработицы  отмечался в возрастной группе 15-19 лет (29,3%), а также 20-24 года (16,6%). В среднем  среди молодежи в возрасте 15-24 лет  уровень безработицы в августе 2009г. составил 18,5%, в том числе  среди городского населения - 17,4%, среди  сельского населения - 21,4%. Коэффициент  превышения уровня безработицы среди  молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем  безработицы взрослого населения  в возрасте 30-49 лет составлял 3,0 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Среди безработных 35,2% составляли лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышал 3-х месяцев. Один год и более  искали работу 28,3% безработных. По сравнению  с маем 2009г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) сократилась на 3,1 процентного  пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) увеличилась  на 1,9 процентного пункта.5

Среди сельских жителей доля застойной  безработицы была существенно выше, чем среди городских, и в августе 2009г. составила, соответственно, 37,4% и 23,5%. По сравнению с маем 2009г. доля застойной  безработицы среди сельских жителей  увеличилась на 0,7 процентного пункта, среди безработных городских  жителей - на 2,0 процентного пункта. В численности безработных 29,2% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2009г. их численность составила 1,8 млн.человек. Данная группа безработных формировалась преимущественно из числа молодежи (20,0% - за счет молодежи до 20 лет, 52% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет). По сравнению с маем 2009г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, увеличилась на 3,7 процентного пункта. В августе 2009г. среди безработных на 5,4 процентного пункта по сравнению с маем 2009г. сократилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, на 0,2 процентного пункта увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию(рисунок 2.3).

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в  Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном  округе.

Обследования за 2011г. по показателям  занятости и безработицы имеют  высокую степень надежности. Стандартная  относительная ошибка выборки по показателям "численность безработных" и "уровень безработицы" по субъектам  Российской Федерации находится  в пределах от 2% до 9% (в целом по России - 0,5%). Стандартная относительная  ошибка выборки по показателям "численность  занятого населения" и "уровень  занятости населения" по субъектам  Российской Федерации находится  в пределах от 0,2% до 1,9% (в целом  по России - 0,07%). обследования населения  по проблемам занятости, в I квартале 2012г. численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 74,8 млн.человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение  численности экономически активного  населения к общей численности  населения данной возрастной группы) составил 67,4%.

Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря  реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось  сдержать нарастание кризисных явлений  на рынке труда и улучшить в 2011г. и  2012г. ряд показателей, характеризующих состояние рынка труда, которые были зафиксированы в докризисном 2008 году.  2012г. численность безработных была ниже докризисного уровня февраля 2008г. на 0,4 млн.человек (на 8,3%), численность занятого населения превысила уровень февраля 2008г. на 0,6%.

В среднем за 2011г. уровень безработицы  составил 6,6% и был ниже, чем в  среднем за 2010г. и 2009г. (соответственно на 0,9 и 1,8 процентного пункта), но выше, чем в среднем за 2008г.

2.2. Пути преодоления кризиса на рынке труда

Следует в корне изменить философию отношения к Государственной  службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости – это в первую очередь  орган по оказанию услуг на рынке  труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения  рабочей силы на имеющиеся вакантные  рабочие места. Требовать, чтобы  служба занятости создавала новые  рабочие места (или даже ставить  задачу), неразумно.                 В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир – заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.

Необходимо создать максимально  благоприятные условия со стороны  государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской  деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих  мест и снизить напряженность  на рынке труда.

Следует упростить процедуру  выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность  безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих  безработных и членов их семей, так  и увеличить возможные поступления  в республику валютных средств.

Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном  плане решить вопрос об экономическом  стимулировании (обязательном с одновременной  выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления  пенсионного возраста (при наличии  трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало  бы существенные предпосылки для  приведения численности работающих в соответствие с фактической  потребностью и одновременно для  трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли  бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в  силу их непрестижности идти не хочет.

Нужно последовательно проводить  курс на разукрупнение предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой  продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой  специализации отдельных рабочих  мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным  стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.

Необходим поиск решений  процесса «выхода» молодежи на рынок  труда, развитие у нее «предпринимательского  чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального  ориентирования молодежи на выбор будущей  профессии, осознание ею того, что  на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.

Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских  объединений нанимателей, которые  должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности  в кадрах специалистов и рабочих  по отдельным профессиям и организации  их последующего трудоустройства.

Поскольку структурная перестройка  в республике практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости  по конверсионным предприятиям.

Следовательно, необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

На уровне регионов необходимо как можно скорее осуществить  расчеты численности работников, подлежащих высвобождению при различных  экономических ситуациях.

 

2.3. Перспективы и пути развития Российского рынка труда

Учитывая  сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Информация о работе Проблемы формирования рынка труда в России