Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:06, контрольная работа
Целью настоящего исследования является определение политических и экономических интересов РФ в регионе, а также интересов обеспечения безопасности в условиях формирования международно-правового статуса Каспийского моря.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
- выявить позиции прикаспийских государств и заинтересованных третьих стран, обозначенные после 1991 года в отношении статуса Каспия и раздела его ресурсов;
- оценить влияние геополитических процессов на развитие ситуации вокруг Каспия;
- проанализировать современный правовой режим Каспийского моря;
Введение_____________________________________________
3
1
Определение статуса каспийского моря государствами участниками конфликта________________________________
4
2
Действия. предпринятые для разрешения проблемы________
8
3
Экологическая проблема_______________________________
13
4
Пути решения конфликта ______________________________
15
Заключение__________________________________________
17
Список использованных источников_____________________
19
Приложение_________________________________________
К большому сожалению, все эти предложения,
лишенные, как отмечалось, доказательной
аналитической базы, носят декларативный
и противоречивый характер. Казалось
бы, сводные комплексные оценки различных
вариантов использования и
3. Экологическая проблема.
Провоцируемое самовольное растаскивание Каспия по национальным квартирам чревато не только региональным и, возможно, мировым конфликтом, победят в котором Соединенные Штаты. Грозит такой раздел и масштабной экологической катастрофой. Дело в том, что, согласно мировой статистике, 7—9% добываемой с морского дна нефти из-за всяких аварий и некачественности трубопроводов и хранилищ разливается по морским акваториям. А условия разведки и освоения нефтегазовых и иных месторождений минеральных ресурсов каждое прикаспийское государство в своем секторе намерено устанавливать самостоятельно. Поэтому, если одновременно будут вскрыты все разведанные каспийские месторождения, угроза загрязнения моря и гибели его экосистемы значительно возрастет.
Достаточно вспомнить о пожаре на Тенгизском месторождении, который привел к загрязнению пеплом северо-восточной, заповедной части Каспия. А ведь это места нерестилища осетровых, их роддом. Длительное время скрывался факт аварийного разлива нефти на разведочной скважине нефтегазоконденсатного месторождения Кашаган, расположенной в 40 км от казахских берегов в той же северо-восточной части Каспия.
Разработку месторождения по соглашению с Казахстаном ведет консорциум западных компаний, хотя в советские времена подобные работы там были запрещены. Кашаганское месторождение, как утверждают представители упомянутого консорциума, может оказаться одним из богатейших в мире. Однако в его нефти содержится до 35% серы и поэтому возникнут серьезные проблемы с ее утилизацией, что опять же чревато серьезными экологическими проблемами.
С утратой из-за развала СССР какого-либо действенного контроля над Каспием биомасса осетровых в нем сократилась почти вчетверо, и они могут исчезнуть навсегда с началом добычи на Кашагане нефти и газа. Ведь только один недавний аварийный разлив нефти на этом месторождении угробил в северной части моря, по оценкам ученых, половину количества кильки — основной пищи осетров.
Между тем прибыль от продажи каспийской осетровой икры при согласованном рыболовстве и воспроизводстве рыбных стад может, по оценкам, превышать доходы от продажи каспийской нефти, себестоимость морской добычи которой весьма велика. Исчезновение рыбы приведет к развалу всех этажей не только морской, но и прибрежной экосистемы, ее флоры и фауны. А исчезновение прикаспийских заповедных мест, служащих зимним прибежищем для огромной массы разнообразных птиц, грозит экологической катастрофой многим другим регионам мира, откуда пернатые слетаются зимовать на Каспий.
Чтобы уберечь уникальную природу Каспия, согласованным должно быть и мореплавание по нему. Вообще всякая хозяйственная деятельность на нем и вблизи него должна подчиняться в первую очередь критериям его экологической безопасности. Между тем все участники нефтяных соглашений по Каспию руководствуются пока в основном сиюминутными соображениями. Ведь в ближайшие десятилетия значимость Каспийского региона в мировых поставках нефти возрастет.
К сожалению, российская политика в том же Закавказье длительное время игнорировала эту тенденцию и в силу несбалансированности интересов привела к значительному дистанцированию Азербайджана от России (между прочим, там проживает несколько сотен тысяч русских). Неудивительно, что Азербайджан, на территории которого бедствует около миллиона беженцев, а экономика разорена, и поэтому остро нуждающийся в деньгах, противится статусу Каспия как общего моря и хочет огородить свой участок, надеясь на нем заполучить нефть согласно дутым американским данным.
Решение каспийской проблемы во многом сдерживается притязаниями Туркменистана, Ирана и Азербайджана на одни и те же месторождения нефти. Чьим стратегическим союзником станет Азербайджан, а следовательно, в какую сторону потечет больше каспийской и прикаспийской нефти (газа), очевидно, во многом будет зависеть от того, кто — прикаспийские государства, и в первую очередь Россия, или Соединенные Штаты — поможет восстановить в этой разоренной войной республике ее территориальную целостность и экономику. От этого во многом будут зависеть и достижение согласия на Каспии, и эффективность транспортировки из региона нефти и газа в Европу[4].
4. Пути решения конфликта.
Установление современного статуса
Каспийского моря и пользование
им должно определяться решением взаимосвязанных,
общих для всего региона
Для разрешения существующих противоречий
между прикаспийскими государствами
и выхода из тупика предлагается режим
пользования Каспием
Очевидно, уже сейчас можно достичь
согласия о свободном судоходстве
и рыболовстве (с воспроизводством
рыбных стад) в режиме общего моря, исключая
10-мильную прибрежную зону, находящуюся
под соответствующей
Что же касается дна Каспия, то для
аргументированного установления его
статуса необходимо, как отмечалось
выше, провести серьезные комплексные
аналитические исследования, которые
позволят объективно оценить экономические
перспективы с учетом экологических
последствий разработки каспийских
нефтегазовых месторождений для
различных вариантов
Сводная экономическая оценка перспектив освоения этих месторождений должна включать потребность в производственных мощностях и данные о возможностях их создания, оценки затрат на разведку и добычу нефти (газа), а также их транспортировку на различные рынки сбыта, перспективы спроса нефти и газа, оценку потребных инвестиций для различных вариантов освоения месторождений и возможности их обеспечения, и др.
На основании полученных данных
и с учетом экономических и
экологических критериев и
На упомянутые аналитические исследования
понадобится не один день. Поэтому,
чтобы не усугублять внутри каспийской
«пятерки» разногласия и
Основным препятствием для раздела дна являются, как отмечалось, спорные месторождения. Если взглянуть на приведенную выше таблицу прогнозных российских оценок каспийских ресурсов нефти и газа, то разница в их распределении по странам при посекторном делении дна и общем пользовании за пределами 10-мильных национальных прибрежных зон, за исключением Казахстана и Ирана, сравнительно небольшая. Причем, у всех стран, за исключением Казахстана, при общем пользовании дном в международных водах ресурсов прибавляется. Но и в этом случае также неизбежно размещение отдельных месторождений по обе стороны границ национальных прибрежных зон, что также создаст конфликтные ситуации [4].
Заключение.
Разрешить многолетние споры можно только в том случае, если прикаспийским государствам удастся договориться о совместном, на паритетных началах, использовании всего дна Каспия. Кроме того, как и прежде, необходимо запретить какую-либо хозяйственную деятельность в его заповедных местах: в северной части моря, а также на юге. Это несколько уменьшит ресурсы, приписываемые России, Казахстану, Ирану и Азербайджану по обоим вариантам пользования дном на основании российских данных (см. табл.), что еще больше приблизит «пятерку» к соглашению о паритетной разработке всех месторождений Каспия.
Если такое соглашение будет подписано, то для согласованных, чтобы снизить издержки, действий хозяев моря по разведке, добыче и транспортировке углеводородного сырья им целесообразно будет объединить свои ресурсы и создать кооператив — международную акционерную компанию, разделив ее акции внутри «пятерки» поровну. Акции эти каждая страна сможет продать или передать в управление одной или нескольким национальным компаниям либо кому-нибудь из членов «пятерки». И лишь при отказе всех компаньонов приобрести предлагаемую часть акций, их можно будет продать на сторону при условии, что ни у кого из акционеров не окажется контрольного пакета. Такие условия представляются необходимыми также для согласованности действий всех сторон и соблюдения паритета их интересов.
Международная компания со специальным финансовым фондом, очевидно, должна быть создана и для экологической защиты Каспия, включая обслуживание заповедных мест и искусственное воспроизводство рыбных стад. Взносы в фонд могут начисляться из бюджетов прикаспийских государств, например, пропорционально прибрежной площади каждого из них в пределах 10-мильной зоны. Кроме того, в фонд должны выплачивать специальный налог субъекты, хозяйствующие как на море, так и в его прибрежной зоне на определенном расстоянии от береговой линии.
Чтобы такому непростому шагу способствовала атмосфера большего взаимного доверия, можно предложить превратить Каспийское море в демилитаризованную зону, где смогут плавать только корабли береговой охраны. Россия при этом, к тому же, избавилась бы от своей дорогостоящей, устаревшей и ввиду высокой уязвимости бесполезной Каспийской военной флотилии.
У лидеров каспийской «пятерки» имеется исторический шанс создать альянс, с которым придется считаться в мире и который явится истинным воплощением идеи о Евразийском сообществе, давно пропагандируемой Нурсултаном Назарбаевым. Если, конечно, это не обычная популистская риторика. Тогда прикаспийским государствам, благодаря единству хозяйствования на общем для них природном объекте, удастся уйти с колониальной периферии мировой экономики и стать полноправными участниками процесса глобализации [4].
Список используемых источников
4. Промышленные ведомости - http://www.promved.ru/
Приложение №1: Государства, имеющие выход к Каспийскому морю.