Проблема качества питьевой воды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 07:50, реферат

Описание работы

Ученые подсчитали, что 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Иными словами, пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов.

Если учесть, что 75% пресной воды "заморожено" в горных ледниках и полярных шапках, еще 24% находится под землей в виде грунтовых вод, а еще 0.5% "рассредоточено" в почве в виде влаги, то получается, что на наиболее доступный и дешевый источники воды — реки, озера и прочие наземные водоемы приходится чуть больше 0.01% мировых запасов воды.

Работа содержит 1 файл

проблема качества питьевой воды.....docx

— 44.49 Кб (Скачать)

Деятельность по защите и сохранению 
водных ресурсов

  Все государства, в зависимости от своих  возможностей и имеющихся ресурсов и через двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе с  Организацией Объединенных Наций и, при необходимости, с другими  соответствующими организациями, могли  бы осуществить следующие мероприятия:

  1.    защита и сохранение водных ресурсов:

  1.1.  создание и укрепление технических и институциональных возможностей в целях выявления и охраны потенциальных источников водоснабжения в рамках всех слоев общества;

  1.2.  определение потенциальных источников водоснабжения и подготовка национальных водных кадастров;

  1.3.  разработка национальных планов защиты и сохранения водных ресурсов;

  1.4.  восстановление важных, но подвергшихся деградации районов водосбора, особенно на небольших островах;

  1.5.  укрепление административных и законодательных мер в целях предотвращения посягательств на существующие и потенциально пригодные к использованию водосборные площади;

  2.    предупреждение загрязнения воды и меры по борьбе с загрязнением:

  2.1.  применение там, где это необходимо, принципа "загрязнитель платит" ко всем видам источников загрязнения, включая санитарно-профилактические меры на промышленных объектах и за их пределами;

  2.2.  поощрение строительства очистных сооружений для бытовых и промышленных сточных вод, а также разработка соответствующих технологий с учетом традиционной местной практики;

  2.3.  установление норм в отношении сброса сточных вод и тех вод, в которые они сбрасываются;

  2.4.  применение мер предосторожности при регулировании качества воды там, где это необходимо, с упором на минимизацию и предотвращение загрязнения посредством использования новых технологий, изменения продукции и производственных процессов, сокращения загрязнения у источника и повторного использования сточных вод, рециркуляции и регенерации, очистки и экологически безопасного удаления сточных вод;

  2.5.  обязательная экологическая экспертиза всех крупных водохозяйственных проектов, способных нанести ущерб качеству воды и водным экосистемам, при одновременной разработке надлежащих мер по ликвидации такого ущерба и усилении контроля за новыми промышленными установками, местами сброса твердых отходов и проектами развития инфраструктуры;

  2.6.  принятие решений в данной области на основе оценки риска и регулирования степени риска и обеспечение выполнения принятых решений;

  2.7.  определение и применение наиболее рациональных с экологической точки зрения и относительно недорогостоящих методов с целью предупредить распространение загрязнения, а именно путем ограниченного, рационального и планомерного использования азотных удобрений и других агрохимикатов (пестицидов, гербицидов) в сельскохозяйственной практике; поощрение и стимулирование использования должным образом обработанных и очищенных сточных вод в сельском хозяйстве, аквакультуре, промышленности и других секторах;

  3.    разработка и применение экологически чистой технологии:

  3.1.  контроль за сбросом промышленных отходов, включая использование малоотходных производственных технологий и рециркуляцию воды, на комплексной основе и путем принятия мер предосторожности с учетом всестороннего анализа жизненного цикла;

  3.2.  очистка и безопасное повторное использование коммунально-бытовых сточных вод в сельском хозяйстве и аквакультуре;

  3.3.  разработка биотехнологии, в частности для обработки отходов, производства биоудобрений и т.д.;

  3.4.  разработка соответствующих методов борьбы с загрязнением вод с учетом обоснованной традиционной и местной практики;

  4.    защита подземных вод:

  4.1.  разработка сельскохозяйственных методов, которые не приводят к деградации подземных вод;

  4.2.  применение необходимых мер в целях уменьшения последствий вторжения соленых вод в водоносные слои малых островов и прибрежных равнин в результате повышения уровня моря или чрезмерной эксплуатации прибрежных водоносных слоев;

  4.3.  предотвращение загрязнения водоносных слоев путем регулирования проникающих в почву токсичных веществ и создания водоохранных зон в районах подпитывания и забора подземных вод;

  4.4.  проектирование и эксплуатация мусорных свалок на основе надежной гидрогеологической информации и экологической экспертизы с использованием наиболее целесообразной и наилучшей имеющейся технологии;

  4.5.  содействие принятию мер по повышению безопасности и сохранности районов расположения скважин и их устьев в целях сокращения количества биологических патогенов и вредных химикатов, проникающих в водоносные горизонты в этих районах;

  4.6.  проведение, по мере необходимости, мониторинга качества поверхностных и подземных вод, на которые могут отрицательно влиять места захоронения токсичных и опасных материалов;

  5.    защита водных экосистем:

  5.1.  оздоровление загрязненных и деградировавших водоемов с целью восстановления водной среды и экосистем;

  5.2.  программы восстановления для сельскохозяйственных земель и для других пользователей с учетом эквивалентных мер по защите и использованию ресурсов подземных вод, имеющих важное значение для продуктивности сельского хозяйства и биоразнообразия тропических районов;

  5.3.  сохранение и защита с учетом социально-экономических факторов водно-болотных угодий (по причине их экологической значимости для многих видов в качестве их местообитания);

  5.4.  борьба с вредными акватическими видами, которые могут уничтожать некоторые другие обитающие в водной среде виды;

  6.    защита живых ресурсов пресных вод:

  6.1.  контроль и мониторинг качества воды с целью обеспечения устойчивого развития рыболовства во внутренних водах;

  6.2.  защита экосистем от загрязнения и деградации с целью обеспечения развития проектов аквакультуры в пресных водах;

  7.    контроль и наблюдение за водными ресурсами и водами, в которые сбрасываются отходы:

  7.1.  создание сетей мониторинга и постоянного контроля за водами, в которые поступают отходы, а также за точечными и рассеивающими источниками загрязнения;

  7.2.  поощрение и более широкое проведение экологических экспертиз географических информационных систем;

  7.3.  наблюдение за источниками загрязнения с целью обеспечения их большего соответствия нормам и положениям в этой области, а также для регулирования выдачи разрешений на сброс отходов;

  7.4.  контроль за использованием в сельском хозяйстве химических веществ, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду;

  7.5.  рациональное землепользование с целью предупреждения деградации земель, эрозии и заиливания озер и других водоемов;

  8.    разработка национальных и международных правовых документов, которые могут потребоваться для сохранения качества водных ресурсов в первую очередь для следующих целей:

  8.1.  мониторинга и контроля за загрязнением национальных и трансграничных вод и его последствиями;

  8.2.  контроля за переносом загрязнителей на большие расстояния через атмосферу;

  8.3.  контроль за случайными и/или произвольными сбросами в национальные и/или трансграничные водоемы;

  8.4.  проведения экологических экспертиз.

Средства  осуществления

а) Финансирование и  оценка расходов

  По  оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных  расходов (1993–2001 годы) на осуществление  мероприятий в рамках этой программы  составит около 1 млрд. долл. США, включая  примерно 340 млн. долл. США, предоставляемых  международным сообществом в  виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась  правительствами. Фактические расходы  и условия финансирования, в том  числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых  будет принято правительствами.

б) Научно-технические  средства

  Государства должны проводить совместные научно-исследовательские  проекты в целях разработки решений  технических проблем, присущих каждому  водосборному бассейну или стране. Государства должны рассмотреть  возможность укрепления и развития национальных и научно-исследовательских  центров, объединенных в сети и поддерживаемых региональными научно-исследовательскими институтами по вопросам водных ресурсов. Следует активно поощрять совместную работу научно-исследовательских центров  Севера и Юга, а также полевые  исследования международных научно-исследовательских  институтов по вопросам водных ресурсов. Крайне важно, чтобы на научно-исследовательские  работы выделялась минимальная часть  средств, предназначенных для разработки водохозяйственных проектов, особенно финансируемых извне проектов.

  Мониторинг  и оценка комплексных водных систем зачастую требуют проведения многодисциплинарных  исследований, при осуществлении  которых в рамках совместной программы  задействуется ряд институтов и  ученых. Такие международные программы  в области контроля качества воды, как "ГСМОС-ВОДА", должны быть ориентированы  на качество водных ресурсов развивающихся  стран. Для обработки, анализа и  интерпретации данных мониторинга, а также для подготовки стратегий  управления должны разрабатываться  дружественные программные продукты и методы эксплуатации Системы географической информации (СГИ) и Базы данных о  мировых ресурсах (ГРИД).

в) Развитие людских  ресурсов

  Подготовка  управленческих кадров и специалистов требует использования новых  методов, чтобы отвечать меняющимся требованиям и решать возникающие проблемы. Следует развивать гибкость и способность адаптироваться к возникающим проблемам загрязнения водных ресурсов. Периодически должны проводиться мероприятия по подготовке кадров на всех уровнях в тех организациях, которые несут ответственность за управление качеством воды, и следует применять передовые методы при обучении конкретным аспектам мониторинга и контроля качества воды, включая развитие специальных навыков, повышение квалификации непосредственно по месту работы, проведение проблемных семинаров и курсов повышения квалификации.

  Соответствующими  подходами являются укрепление и  улучшение потенциала людских ресурсов местных органов управления в  рамках управления процессом охраны, очистки и использования водных ресурсов, особенно в городских районах, и организация в рамках имеющихся  учебных заведений, региональных технических  и инженерных курсов по вопросам охраны качества воды и контроля за ним, а  также учебных и подготовительных курсов по вопросам защиты и сохранения водных ресурсов для лаборантов, специалистов-практиков, женщин и других групп водопользователей.

г) Создание потенциала

  Эффективная защита водных ресурсов и экосистем  от загрязнения требует значительного  увеличения имеющихся в настоящее  время у значительного числа  стран возможностей. Программы управления качеством воды требуют определенного  минимального объема инфраструктуры и  персонала для поиска и реализации технических решений и осуществления  регламентирующих действий. Одна из ключевых проблем нашего времени и будущего — непрерывное функционирование и содержание этих средств. В ряде областей необходимо безотлагательно  принять меры, чтобы предотвратить  дальнейшее нанесение ущерба ресурсам, образовавшимся в результате предыдущих капиталовложений.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Миру  нужна устойчивая практика управления водными ресурсами, однако мы еще  недостаточно быстрыми темпами движемся в правильном направлении. Китайская  пословица гласит: "Если мы не изменим  курс, то можем прийти туда, куда направляемся". Если не изменить направление движения, многие районы будут по-прежнему испытывать нехватку воды, многие люди будут по-прежнему страдать, будут продолжаться конфликты  из-за воды и новые площади ценных сильно увлажненных земель будут уничтожены.

Информация о работе Проблема качества питьевой воды