Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 07:50, реферат
Ученые подсчитали, что 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Иными словами, пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов.
Если учесть, что 75% пресной воды "заморожено" в горных ледниках и полярных шапках, еще 24% находится под землей в виде грунтовых вод, а еще 0.5% "рассредоточено" в почве в виде влаги, то получается, что на наиболее доступный и дешевый источники воды — реки, озера и прочие наземные водоемы приходится чуть больше 0.01% мировых запасов воды.
Деятельность
по защите и сохранению
водных ресурсов
Все
государства, в зависимости от своих
возможностей и имеющихся ресурсов
и через двустороннее и многостороннее
сотрудничество, в том числе с
Организацией Объединенных Наций и,
при необходимости, с другими
соответствующими организациями, могли
бы осуществить следующие
1. защита и сохранение водных ресурсов:
1.1. создание и укрепление технических и институциональных возможностей в целях выявления и охраны потенциальных источников водоснабжения в рамках всех слоев общества;
1.2. определение потенциальных источников водоснабжения и подготовка национальных водных кадастров;
1.3. разработка национальных планов защиты и сохранения водных ресурсов;
1.4. восстановление важных, но подвергшихся деградации районов водосбора, особенно на небольших островах;
1.5. укрепление административных и законодательных мер в целях предотвращения посягательств на существующие и потенциально пригодные к использованию водосборные площади;
2. предупреждение загрязнения воды и меры по борьбе с загрязнением:
2.1. применение там, где это необходимо, принципа "загрязнитель платит" ко всем видам источников загрязнения, включая санитарно-профилактические меры на промышленных объектах и за их пределами;
2.2. поощрение строительства очистных сооружений для бытовых и промышленных сточных вод, а также разработка соответствующих технологий с учетом традиционной местной практики;
2.3. установление норм в отношении сброса сточных вод и тех вод, в которые они сбрасываются;
2.4. применение мер предосторожности при регулировании качества воды там, где это необходимо, с упором на минимизацию и предотвращение загрязнения посредством использования новых технологий, изменения продукции и производственных процессов, сокращения загрязнения у источника и повторного использования сточных вод, рециркуляции и регенерации, очистки и экологически безопасного удаления сточных вод;
2.5. обязательная экологическая экспертиза всех крупных водохозяйственных проектов, способных нанести ущерб качеству воды и водным экосистемам, при одновременной разработке надлежащих мер по ликвидации такого ущерба и усилении контроля за новыми промышленными установками, местами сброса твердых отходов и проектами развития инфраструктуры;
2.6. принятие решений в данной области на основе оценки риска и регулирования степени риска и обеспечение выполнения принятых решений;
2.7. определение и применение наиболее рациональных с экологической точки зрения и относительно недорогостоящих методов с целью предупредить распространение загрязнения, а именно путем ограниченного, рационального и планомерного использования азотных удобрений и других агрохимикатов (пестицидов, гербицидов) в сельскохозяйственной практике; поощрение и стимулирование использования должным образом обработанных и очищенных сточных вод в сельском хозяйстве, аквакультуре, промышленности и других секторах;
3. разработка и применение экологически чистой технологии:
3.1. контроль за сбросом промышленных отходов, включая использование малоотходных производственных технологий и рециркуляцию воды, на комплексной основе и путем принятия мер предосторожности с учетом всестороннего анализа жизненного цикла;
3.2. очистка и безопасное повторное использование коммунально-бытовых сточных вод в сельском хозяйстве и аквакультуре;
3.3. разработка биотехнологии, в частности для обработки отходов, производства биоудобрений и т.д.;
3.4. разработка соответствующих методов борьбы с загрязнением вод с учетом обоснованной традиционной и местной практики;
4. защита подземных вод:
4.1. разработка сельскохозяйственных методов, которые не приводят к деградации подземных вод;
4.2. применение необходимых мер в целях уменьшения последствий вторжения соленых вод в водоносные слои малых островов и прибрежных равнин в результате повышения уровня моря или чрезмерной эксплуатации прибрежных водоносных слоев;
4.3. предотвращение загрязнения водоносных слоев путем регулирования проникающих в почву токсичных веществ и создания водоохранных зон в районах подпитывания и забора подземных вод;
4.4. проектирование и эксплуатация мусорных свалок на основе надежной гидрогеологической информации и экологической экспертизы с использованием наиболее целесообразной и наилучшей имеющейся технологии;
4.5. содействие принятию мер по повышению безопасности и сохранности районов расположения скважин и их устьев в целях сокращения количества биологических патогенов и вредных химикатов, проникающих в водоносные горизонты в этих районах;
4.6. проведение, по мере необходимости, мониторинга качества поверхностных и подземных вод, на которые могут отрицательно влиять места захоронения токсичных и опасных материалов;
5. защита водных экосистем:
5.1. оздоровление загрязненных и деградировавших водоемов с целью восстановления водной среды и экосистем;
5.2. программы восстановления для сельскохозяйственных земель и для других пользователей с учетом эквивалентных мер по защите и использованию ресурсов подземных вод, имеющих важное значение для продуктивности сельского хозяйства и биоразнообразия тропических районов;
5.3. сохранение и защита с учетом социально-экономических факторов водно-болотных угодий (по причине их экологической значимости для многих видов в качестве их местообитания);
5.4. борьба с вредными акватическими видами, которые могут уничтожать некоторые другие обитающие в водной среде виды;
6. защита живых ресурсов пресных вод:
6.1. контроль и мониторинг качества воды с целью обеспечения устойчивого развития рыболовства во внутренних водах;
6.2. защита экосистем от загрязнения и деградации с целью обеспечения развития проектов аквакультуры в пресных водах;
7. контроль и наблюдение за водными ресурсами и водами, в которые сбрасываются отходы:
7.1. создание сетей мониторинга и постоянного контроля за водами, в которые поступают отходы, а также за точечными и рассеивающими источниками загрязнения;
7.2. поощрение и более широкое проведение экологических экспертиз географических информационных систем;
7.3. наблюдение за источниками загрязнения с целью обеспечения их большего соответствия нормам и положениям в этой области, а также для регулирования выдачи разрешений на сброс отходов;
7.4. контроль за использованием в сельском хозяйстве химических веществ, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду;
7.5. рациональное землепользование с целью предупреждения деградации земель, эрозии и заиливания озер и других водоемов;
8. разработка национальных и международных правовых документов, которые могут потребоваться для сохранения качества водных ресурсов в первую очередь для следующих целей:
8.1. мониторинга и контроля за загрязнением национальных и трансграничных вод и его последствиями;
8.2. контроля за переносом загрязнителей на большие расстояния через атмосферу;
8.3. контроль за случайными и/или произвольными сбросами в национальные и/или трансграничные водоемы;
8.4. проведения экологических экспертиз.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993–2001 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 1 млрд. долл. США, включая примерно 340 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
б) Научно-технические средства
Государства
должны проводить совместные научно-исследовательские
проекты в целях разработки решений
технических проблем, присущих каждому
водосборному бассейну или стране.
Государства должны рассмотреть
возможность укрепления и развития
национальных и научно-исследовательских
центров, объединенных в сети и поддерживаемых
региональными научно-
Мониторинг
и оценка комплексных водных систем
зачастую требуют проведения многодисциплинарных
исследований, при осуществлении
которых в рамках совместной программы
задействуется ряд институтов и
ученых. Такие международные программы
в области контроля качества воды,
как "ГСМОС-ВОДА", должны быть ориентированы
на качество водных ресурсов развивающихся
стран. Для обработки, анализа и
интерпретации данных мониторинга,
а также для подготовки стратегий
управления должны разрабатываться
дружественные программные
в) Развитие людских ресурсов
Подготовка управленческих кадров и специалистов требует использования новых методов, чтобы отвечать меняющимся требованиям и решать возникающие проблемы. Следует развивать гибкость и способность адаптироваться к возникающим проблемам загрязнения водных ресурсов. Периодически должны проводиться мероприятия по подготовке кадров на всех уровнях в тех организациях, которые несут ответственность за управление качеством воды, и следует применять передовые методы при обучении конкретным аспектам мониторинга и контроля качества воды, включая развитие специальных навыков, повышение квалификации непосредственно по месту работы, проведение проблемных семинаров и курсов повышения квалификации.
Соответствующими
подходами являются укрепление и
улучшение потенциала людских ресурсов
местных органов управления в
рамках управления процессом охраны,
очистки и использования водных
ресурсов, особенно в городских районах,
и организация в рамках имеющихся
учебных заведений, региональных технических
и инженерных курсов по вопросам охраны
качества воды и контроля за ним, а
также учебных и
г) Создание потенциала
Эффективная
защита водных ресурсов и экосистем
от загрязнения требует
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миру нужна устойчивая практика управления водными ресурсами, однако мы еще недостаточно быстрыми темпами движемся в правильном направлении. Китайская пословица гласит: "Если мы не изменим курс, то можем прийти туда, куда направляемся". Если не изменить направление движения, многие районы будут по-прежнему испытывать нехватку воды, многие люди будут по-прежнему страдать, будут продолжаться конфликты из-за воды и новые площади ценных сильно увлажненных земель будут уничтожены.