Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:46, курсовая работа
1.1.Понятие о природопользовании.
Природопользование существовало и существует как важнейший аспект жизни человека, включающий в себя совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Всю историю человечества можно рассматривать и как историю природопользования. Развивался человек - расширялась сфера его деятельности по использованию природных ресурсов.
В законодательстве, однако, подчеркивается, что приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории (акватории) отдается российским юридическим лицам и гражданам, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории (акватории), а также собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.
Лицензии на пользование объектами животного мира выдают Департамент по рыболовству, а также Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и их территориальные подразделения.
Специфика лицензирования пользования животным миром проявляется в том, что сама лицензия не дает права пользования а служит необходимой предпосылкой для заключения договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.[11]
3.2. Лицензионно-договорные основы права пользования лесами.
Лесной кодекс РФ предусматривает ряд новых в сравнении с прежними Основами лесного законодательства РФ положений относительно регулирования прав пользования лесными ресурсами. К новациям прежде всего относится широкое применение договорных отношений в сфере лесопользования.
Права пользования лесными ресурсами возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Договор аренды участка лесного фонда может быть заключен между лесхозом Рослесхоза (арендодатель) и лесопользователем (арендатором) на срок от одного года до сорока девяти лет. Аренда участка лесного фонда является платной. Договор аренды может регулировать осуществление одного или нескольких видов лесопользования. В соответствии с договором аренды добытые лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Лесной кодекс запрещает субаренду участков лесного фонда.
Решение о предоставлении участка лесного фонда в аренду принимается органами государственной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Рослесхоза или по результатам лесных конкурсов. Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливаются территориальными органами Рослесхоза с участием органов местного самоуправления и лесопользователей.
Участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от одного года до пяти лет лесопользователям, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории. При этом Лесной кодекс содержит условия, в соответствии с которыми лесопользователи длительное время (срок не уточнен) должны осуществлять свою деятельность на данной территории и иметь производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов.
Предоставление участков лесного фонда в аренду должно проводиться гласно, с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории. К сожалению, это важное положение в Кодексе не развивается и не конкретизируется.
Согласно Лесному кодексу участок лесного фонда предоставляется только при условии, что арендатор имеет лицензию на осуществление данной деятельности.
В соответствии с гражданским законодательством договор аренды участка лесного фонда подлежит государственной регистрации. Он считается заключенным с момента регистрации (ст. 32 ЛК РФ).
В договоре аренды участка лесного фонда указываются;
границы участка;
виды лесопользования;
объемы (размеры) лесопользования;
срок аренды;
размер арендной платы и порядок ее внесения;
обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов;
порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесохозяйственных работ;
иные условия, предусмотренные лесным законодательством РФ и определенные по усмотрению сторон.
Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды, договор безвозмездного пользования, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ.
Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. [12]
3.3 Лицензионно-договорные основы права пользования недрами.
Требования к лицензированию пользования недрами определены как Федеральным законом от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах», так и специальным документом - Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г.
Вопрос о лицензионном (разрешительном) порядке пользования недрами решается в зависимости от характера полезных ископаемых, вида работ, связанных с недрами, и вида пользования недрами. Так, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы могут использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые свободно, без специального разрешения.
Некоторые виды работ, связанные с недрами, осуществляются без лицензий. К примеру, в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами получение лицензии не требуется на право ведения: региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр. Разрешение на проведение указанных работ выдает Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение, а условия их проведения согласовываются исполнителями этих работ с органами местного самоуправления. К названным видам пользования недрами применяется упрощенная процедура оформления соответствующего права.[13]
В соответствии с предусмотренными законодательством о недрах видами пользования недрами лицензии выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и других видов пользования.
Подготовленные таким образом предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования подлежат согласованию с другими органами центральной исполнительной власти России. В согласовании участвуют Министерство экономики РФ, Министерство топлива и энергетики РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ (в части минеральных подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных), Федеральный горный и промышленный надзор России и другие государственные органы, которые принимают участие в процессе лицензирования в соответствии со своей компетенцией, установленной положениями об этих органах. По результатам согласований перечень объектов недр, предлагаемых для предоставления в пользование, и условия их предоставления определяются совместно органом представительной власти субъекта РФ и федеральным органом государственного управления в области использования и охраны недр.
Законодательство о недрах устанавливает различные основания предоставления недр в пользование. Законом «О недрах» предусмотрено, что недра могут быть предоставлены в пользование:
1) на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона;
2) на основании решения Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;
3) на основании решения Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа РФ;
4) в порядке переоформления действующих лицензий на основаниях, предусмотренных Законом;
5) в порядке, установленном органами представительной власти субъектов РФ для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) на основании решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласованного с органами исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения недр.
Для получения лицензии на пользование недрами предприятие или физическое лицо обращается с заявкой в специально уполномоченный федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения. С такой заявкой могут обратиться также юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами в России.
Лицензии на пользование недрами бывают срочными и без ограничения срока. Так, лицензии на пользование недрами для геологического изучения выдаются на срок до 5 лет; для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, - на срок до 20 лет; при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.
Лицензия на пользование недрами и другие документы, которые являются ее неотъемлемыми составными частями, должны содержать:
данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье, а также соглашение о его долевом распределении;
соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Некоторые особенности лицензирования регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа установлены Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации». Лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции, выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр. Предварительно они должны быть согласованы со специально уполномоченными на то федеральными органами по обороне, по рыболовству, по охране окружающей среды и природных ресурсов, по оборонным отраслям промышленности с уведомлением специально уполномоченных на то федеральных органов - по пограничной службе, по науке и технической политике, по таможенному делу, федерального органа по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Наряду с другими данными в лицензию дополнительно должны включаться сведения:
об экологическом обеспечении пользования участками, включая организацию экологического мониторинга, взаимосогласованные методики возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам;
о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;
о страховании, консервации и ликвидации (уборке) установок и сооружений по завершении работ.
Закон запрещает включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов.[14]
Заключение.
В настоящее время большое значение придается рациональному использованию природных ресурсов как условию становления новой модели хозяйствования. Переход к рыночной экономике обострил и без того сложную экологическую ситуацию. В связи с настоящей ситуацией требуется изменение экологического законодательства, преобразования в системе управления и контроля, особенно такого направления как разрешительная деятельность Кроме того это вызвало резкий рост экологических правонарушений. Это обуславливает необходимость совершенствования правового механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования, поиск новых эффективных средств обеспечения оптимального сочетания сохранения природных ресурсов и потребностей человека.
Конкретной формой разрешительной системы, через которую органы государственного управления осуществляют контроль за охраной окружающей среды и природопользованием и является лицензирование. При этом указанные разрешения (лицензии) нередко тесно связаны с договорами, заключаемыми природопользователями с соответствующими органами исполнительной власти. Только с помощью этих форм разрешительной системы можно добиться рационального природопользования, а при контроле за ними и избежать экологических правонарушений.
Список используемой литературы.
1. Бринчук М.М. О комплексном природопользовании [9] / М.М. Бринчук - M.: Экологическое право, 2002 - 167c.
2. Бобин П.Н. Участие государства в отношениях природопользования [2;8] / П.Н. Бобин – M.: Юрист, 2006 -350c.
3. Гранов Л.С., Арсенов В.В. Экономика природопользования [1;5] / Л.С. Гранов, В.В. Арсенов - М.: Наука, 1995 - 269c.
4. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды [3;7;10] / Т.А. Демина - М.: Аспект Пресс, 1998 – 254c.
5. Ерофеев Б.В. Экологическое право [4;6] / Б.В. Ерофеев - М.: Инфра-М, 2005 - 318с.
6. Зиновьева О.А. Приостановление, ограничение, прекращение природопользования и деятельности, осуществляемой с нарушениями законодательства об охране окружающей среды [11;12] / О.А. Зиновьева - Л.: Экологическое право, - 92c.
Информация о работе Природопользование. Механизм управления природопользованием