Природоохранная деятельность в доу

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:45, реферат

Описание работы

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Содержание

Введение …............................................................................................ 2

1. Исторические предпосылки экологического воспитания …......... 4

2. Природохранная деятельность в детском саду как

эффективная форма воспитания экологического сознания
и нравственной культуры дошкольников. …....................................... 6

Заключение …........................................................................................ 14

Список литературы …........................................................................... 15

Приложение …....................................................................................... 16

Работа содержит 1 файл

реферат Природоохранная деятельность в ДОУ.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

            В формировании экологического сознания школьников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранного характера: уход за питомцами и растениями в живом уголке, совместная с воспитателем работа на детсадовском огороде, уборка территории во время субботников весной и осенью, забота о пернатых в холодное время года. С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристко-экскурсионная форма экологических занятий (выезд на природу, в заповедники, парки, экскурсии в ботанический сад и др.). Эти выезды приучает детей соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

       Таким, образом можно сделать вывод, что природоохранная деятельность играет огромную роль именно в экологическом  воспитании ребенка. Одно из важнейших человеческих качеств, котороые развивает природоохранная деятельность это формирование заботливого отношения к природе.

       Ученые  отмечают, что у ребенка уже  в трех летнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано, главным образом, на знаниях полученных от взаимодействия со взрослыми. Это отношение выражается прежде всего через проявление заботы о людях, природе. Нобходимо учитывать, что нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребенку не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением (Б.Т.Лихачев). Дошкольники способны вербально выражать свое отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние и настроение объектов природы, а также проявлять заботливое отношение в действии. Например, видя потребность живого организма в чем-либо, ребенок стремится удовлетворить ее,  т.е. Проявить заботливость в действии (поменять подстилку животному, налить воды, насыпать корма). Кроме того обращаясь к животному ребенок ласково разговаривает с ним.

       Заботливость  является интегративным качеством. Она зависит от многих составляющих: трудолюбия, альтруизма, ответственности, настойчивости, оперативности, эмпатии. Все эти качества вырабатываются у детей во время практической природоохранной деятельности деятельности. С помощью различных форм и методов природоохранной деятельности дети незаметно для себя приобщаются к этой деятельности, вырабатывают в себе необходимость в ее осуществлении. Какие формы природоохранной деятельности можно проводить в детском саду? Изучая опыт детских садов активно работающих по программам экологического воспитания автор выделил несколько эффективных, интересных и для детей, и для самих взрослых форм природоохранной деятельности.

       Немалый интерес и желание вызывает у  детей работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями, рыбками, попугаем, черепахой, что способствовует воспитанию доброты, чувства постоянной заботы о тех, кто живет рядом с ними. Начиная дежурить дошкольники осматривают уголок природы, определяют кому из его обитателей требуется помощь. С одинаковым вниманием они относятся как к животным, так и к растениям. В процессе труда они рассуждают: «Хомячку, также как и нам, нравятся когда о нем заботятся. Попугаю скучно, он хочест с нами поговорить. У канарейки закончилась вода, надо дать ей попить» (из опыта детского сада). Общение с животными, растениями (любыми живыми организмами природы) очень полезны детям и в эмоциональном плане экологического развития. Даже эпизодический, но эмоциональный контакт с животными благотворно влияет на ребенка, формируя его отношение к обитателям природы.

       Уже традиционными, но от этого не менее интересными и эффективными, являются работы проводимые на участке детского сада, где расположен огород, цветник, ягодник. На площадках можно выращивать различные породы деревьев, в том числе и плодовых. С удовольствием дети работают на огороде: вскапывают грядки, рыхлят, сажают картофель,  лук, морковь, злаковые, цветы и охотно ухаживают за ними. Осенью они могут самостоятельно собирать урожай. Овощи. зелень можно использовать на корм питомцам. Это помогает воспитывать в детях доброту, учит их заботиться о питомцах. Никто не будет отрицать, что такое вот «детское огородничество» развивает и любовь к природе, и к труду.

       Для воспитания заботливости хорошо организовывать коллективный труд. Например, изготовление кормушек для птиц, обновление скворечников к весне. Коллективный труд сплачивает ребят в их желании позаботиться о живых существах, объединяет их единой мотивацией оказать помощь, позаботиться о другом.

       Одна  из наиболее действенных форм природоохранной  работы – участие в экологических акциях, оказывающих на детей большое воспитательное воздействие. Например, «Марш парков», «День Земли», «Чистюля», «Покормите птиц», «Посади дерево», «Елочка» и другие (из опыта детских садов). Цель этих акций привлечь внимание маленьких граждан к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям (например, заповедникам, паркам), птицам, животным, растениям в на близлежащих природных территориях. Во время этих акций дети вместе со взрослыми учавствуют в весенних/осенних уборках, в облагораживании территории, в заботе о пернатых. Если нет возможности проводить такие мероприятия на городском, районном уровнях, то с неменьшей эффективностью такие природоохранные праздники можно проводить на территории детского сада, в прилегающих жилых дворах. Также можно предусмотреть различные призы, значки с тематическими эмблемами — это своеобразная благодарность за хорошо сделанную работу.это вызывает у детей радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу. Ведь они учавствуют в настоящих взрослых делах!

       Очень интересным, впечатляющим и действенным  способом природоохранной деятельности является посещения заповедников, парков, ботанического сада. Проводя экскурсии, всегда нужно уделять особое внимание природоохранному аспекту, отмечать положительное и отрицательное влияние человека на природу, вместе с ребятами стараться найти пути решения проблемы. Во время этих экскурсий дети учатся видеть, понимать природу, начинают осозновать какая опасность может грозить животным и растениям в современном мире, почему необходимо их беречь и охранять. Дети узнают как человек может влиять на состояние природы, как и чем он может ей помагать, оберегать. Кроме традиционных экскурсий по территории детского сада, в лес, в парк, можно, конечно же с родительской или спонсорской помощью, побывать на заводе утилизации бытовых отходов (если такой имеется в городе), где дети получат возможность увидеть, что можно сделать из обычных пластиковых бутылок, других бытовых отходов. Во время посещения ботанического сада можно (по договоренности с руководителем) проводить там тематические занятия: например “Северная природа”, “Растения жарких стран”, “Кактусы”, “Растения – хищники”. Дети получат возможность участвовать в занятиях по экологии непосредственно в оранжерее, осваивать теоретические знания и практические навыки общения с природой непосредственно в одном из главных объектов природоохранной деятельности человека.

       Для привлечения внимания населения  к экологическим проблемам можно устроить агитационную акцию: вместе с родителями и детьми разработать и распространять в микрорайоне памятки и агитационные листовки. Разрабатывать тексты листовок могут взрослые. а ребята сделают к ним рисунки.

       Можно устроить экологический конкурс-выставку “Чистый город глазами детей”. На конкурс могут изготавливаться плакаты, рисунки, поделки из бросового материала, сочиняться стихи, сказки, листовки на природоохранную тематику. Это может быть организовано как домашняя семейная работа с последующим праздником в детском саду. Интересны будут конкурсы на темы “Вторая жизнь пластиковой бутылки”, “Конкурс экологических частушек”, “Осенний букет” и других. Ценность таких конкурсов заключается в том, что родители и дети объединяются одной идеей, становятся единомышленниками в деле защиты и охраны природы.

       Еще одна форма экологического воспитания и пропаганды экологических знаний – экологический театр. Организовывается агитбригада, шьются костюмы, составляются тематические этюды, сценарии. Такая  агитбригада может выступать и на родительских собраниях, и в других детсадах, школах, интернатах, в детских центрах. Данная работа оказывает большое влияние и на самих участников, и на их зрителей. Они получают мотивацию для активного участия в процессе защиты природы и улучшения экологической обстановки, появляется чувство озабоченности состоянием окружающей среды.

       Подводя итог можно сказать что природоохранная  деятельность может быть очень разнообразной, занимательной, увлекательной. Все  во многом зависит от готовности и экологической образованности самого педагога (педагогического состава детского сада). Для детей длшкольного возраста очень важен образец подражения, достойноый пример. Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, которые, не утомляя чрезмерной информацией детей могут эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности. Огромную роль в процессе экологического восприятия играет и семья, как первоочередной источник формирования и закрепления всех навыков культурно-нравственного воспитания. Только доброжелательное, внимательное отношение родителей и близких к приобретаемым ребенком понятиям, чувствам, их положительный пример и активное участие в его природоохранной деятельности придадут ребенку уверенности, чувство значимости и правильности совершаемых им действий. А значит и закрепят и усилят его воспитывающуюся любовь к окружающему миру, его зараждающееся стремление оберегать природу, родной край, человество, планету Земля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

        

       Воспитать доброго, отзывчивого человека можно  только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.

            Многие вопросы охраны природы, глобальные экологические проблемы обращают на себя внимание все большего количества людей. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с дошкольного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты. При целенаправленном психолого-педагогическом процессе именно в этом возрасте закладываются основы экологической воспитанности.

       Очень яркой, впечатляющей и насыщенной самостоятельностью формой воспитания экологической культуры дошкольника является природоохранная  деятельность. Она позволяет детям обогатить свои знания практическим опытом, расширить кругозор, развить и углубить  положительные чувства и эмоции по отношению ко всему живому, что их окружает в действительности, приобрести уверенность в своих действиях, чувство собственной значимости и причастности ко всем людям, заботящимся о благосостоянии нашего общего дома — нашей Земли.

             
 
 
 
 
 
 

Список  литературы  

       1. Аксенова П. В заповедном лесу. Экологическое воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание. №7, 2009, стр.62-65

       2. Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного  отношения к природе у шестилетних  дошкольников. М., 1993

       3. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический  практикум: проекты, поиски, находки. -  М.: Педагогическое общество  России, 2001.

       4. Лихачев Б.Г. Педагогика: Курс лекций. – М.: Юрайт – М, 2001.

       5. Маркова Т.А. Педогогические условия  формирования экологической воспитанности  у детей старшего дошкольного  возраста: Автореф. ..канд.пед.наук. Спб, 1999

       6. Николаева С.Н. Создание условий  для экологического воспитания детей. М., 1993

       7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2002

       8. Павлова Л. Игры как средство  эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. N 10, 2002 стр. 40-49.

       9. Прокопова А. Формирование заботливого  отношения к природе у детей  старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. №8, 2009, стр.86-91

       10. Сергеева Т. Г. Организация  природоохранной работы в старшей  группе ДОУ // статья из раздела   «Работа с дошкольниками» (из опыта работы ДОУ) 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

       НАШ ДОМ - ЗЕМЛЯ 

       (Сценарий  экологического праздника-КВН) 

       Дети  под музыку входят в зал, встают полукругом.

       Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Пятое июня - Всемирный день охраны окружающей среды. В преддверии этого дня мы проводим КВН "Наш дом - Земля". Вопрос первый: что же такое окружающая среда?

       Ребенок.

       Все - от тополя у забора

       До  большого темного бора

Информация о работе Природоохранная деятельность в доу