Принципы устойчивого развития города

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

Основные принципы устойчивого развития человеческих поселений благодаря деятельности Организации Объединенных наций получили широкое распространение. Созданная ООН Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х. Брунтланд) в 1983 году впервые ввела в оборот понятие устойчивого развития, определив его следующим образом:«Человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».

Работа содержит 1 файл

устойчивое развитие.docx

— 57.19 Кб (Скачать)

ПРИНЦИПЫ  УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Основные принципы устойчивого развития человеческих поселений благодаря деятельности Организации Объединенных наций получили широкое распространение. Созданная ООН Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х. Брунтланд) в 1983 году впервые ввела в оборот понятие устойчивого развития, определив его следующим образом:«Человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».

Свой морально-политический и правовой статус фундаментальной  концепции современного мира принципы устойчивого развития получили в 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, где присутствовали делегации правительств 179 государств мира, а также многочисленные международные и неправительственные организации.  Там были определены глобальные проблемы устойчивого развития, принят и одобрен всеми участниками программный документ «Повестка дня – XXI», содержащий рекомендации руководителям всех стран мира разработать для своих территорий стратегические программы устойчивого развития. Целями таких программ по замыслу организаторов конференции в Рио должны стать социально направленное экономическое развитие, охрана ресурсной базы и окружающей среды для будущего соответствующих стран и планеты в целом.

На Европейской  конференции по устойчивому развитию больших и малых городов в  Аалборге (Ольберге), Дания, 27 мая 1994 года была принята «Хартия городов Европы за устойчивое развитие (Ольборгская хартия)». В том же году в Манчестере (Великобритания) состоялся второй Всемирный саммит по проблематике «Города и устойчивое развитие». На саммите обсуждались направления устойчивого развития городов в связи с проблемами транспорта, преодоления бедности, задачами здравоохранения, занятостью, потреблением, финансами и распределением ресурсов. Ряд крупных городов и регионов представили разработанные ими собственные «Программы устойчивого развития». Следствием внимания мирового сообщества к данной проблематике явилось появление специальной программы «Устойчивое развитие городов», поддерживаемой центром ООН по населенным пунктам ХАБИТАТ. В этой программе участвуют многие города мира.

По определению  ООН, «устойчивый город является городом, в котором достижения в  общественном, экономическом, и физическом развитии постоянны. Устойчивый город  постоянно обеспечен природными ископаемыми, от которых зависит  устойчивое развитие. Устойчивый город  поддерживает длительную безопасность жителей, в том числе и от природных  катастроф». Говоря иначе, по мнению мирового сообщества, устойчивое развитие города обеспечивает его населению безопасность и высокое качество жизни при сохранении природной среды, ресурсов и экологического равновесия всей экономической и общественной деятельности горожан.

3.1. Принципы  сбалансированности экономической,  экологической и социальной сфер

Для перехода к  устойчивому развитию города требуется  выработка стратегических установок, учитывающих, во-первых, характер мировых  и российских тенденций и ожидаемых  изменений в общественной жизни, технологических укладах, экономике  и политике, во-вторых, природно-климатические  условия на территории, в-третьих, жизненные  стандарты, технологический, интеллектуальный и общественный потенциал городского населения, ресурсные возможности  поселения, в-четвертых, состояние городской  среды. Это достигается в процессе стратегического планирования устойчивого  развития города и организации выполнения стратегического плана. В базисе стратегического плана, в соответствии с концепцией устойчивого развития, должен быть гуманитарно-экологический  императив, т.е. принцип сохранения и восстановления природной среды для нормальной жизнедеятельности людей

Средний человек  в крупном городе подвергается многочисленным воздействиям, большая часть которых  вызывает у него состояние хронического стресса. Поэтому целевая направленность состоянию го стратегического плана  устойчивого развития, прежде всего, должна быть ориентирована на изменение  городской среды с целью улучшения  качества жизни населения. И в  первую очередь при этом должна быть дана оценка общему экологическому рода.

Вся градообразующая политика в процессе стремительного роста  Новосибирска в первой половине и  середине XX века при создании и размещении производственных мощностей, освоении инновационных технологий, определении условий работы предприятий, развитии транспортной и инженерной инфраструктуры организация жизнедеятельности населения осуществлялась без достаточного учета экологических факторов. В результате расположенными в центральной части города оказались экологически вредные и нерентабельные промышленные предприятия, занимающие, кстати, ценнейшие земли. Недостаточные контроль ирегулирование состояния природно-техногенной среды города предопределили высокий уровень загрязненности её химическими и радиоактивными веществами, неконтролируемыми электромагнитными полями, шумами. Лишь позже, при формировании Академгородка, а затем и других научных поселков, были предприняты попытки вписаться в природную среду территории. К началу нового столетия Новосибирск, как и другие крупнейшие города, стал перед необходимостью решения многих сложнейших экологических проблем и начал эту работу. Наиболее острые проблемы связаны с улучшением качества атмосферного воздуха, питьевой воды, ликвидации отходов, озеленения города.

Переход городского сообщества к осуществлению принципов  устойчивого развития создает идейную  базу для решения многих экологических  проблем.

Концепция устойчивого развития зиждется на трех основных принципах:

1)   Обеспечение сбалансированности экономики и экологии, т.е. достижение такой степени развития, когда люди в производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания.

2)   Обеспечение сбалансированности экономической и социальной сфер, взятых в её человеческом измерении, что означает максимальное использование в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие.

3)   Решение задач, связанных с развитием, не только в интересах ныне живущих, но и всех будущих поколений, имеющих равные права на ресурсы.

Подходы к сбалансированию  экономических, социальных и природных  факторов при переходе к устойчивому  развитию лежат на пути к социальной справедливости, устойчивой экономике и экологической устойчивости. Социальная справедливость неизбежно должна основываться на экономической устойчивости и социальном равенстве, а для этого необходима и экологическая устойчивость, что означает сохранение природного капитала. Экологическая устойчивость включает в себя сохранение биоразнообразия, здоровья человека, а также качества воздуха, воды и почвы на уровне, достаточном для поддержания жизни и благосостояния человека, а также жизни животных и растений на все времена.

Разработка стратегии города на принципах устойчивого развития, интегрируя экономические, социальные и экологические цели и задачи городского сообщества, предлагает комплексные и компромиссные решения городских проблем.  

 

 

 Воздействие на человека в крупном городе: 

 

Концепция устойчивого  развития Казахстана

В  Казахстане Концепция  перехода к устойчивому развитию была принята в 2006 году. Предшествовавшие этому исследования показали всю  остроту накопившихся экологических, социальных и природохозяйственных проблем, которые не позволяли развитию иметь характер устойчивости. Это проявлялось в том, что экономический рост до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. В основе многих социально-экономических проблем Республики Казахстан лежит исторически сложившийся дисбаланс, когда страна потребляет ресурсы непропорционально по сравнению с их производством. Это говорит о том, что в Республике Казахстан относительно низок показатель эффективности использования ресурсов (ЭИР), который в настоящее время равен 31 проценту. Это больше среднемирового уровня, равного 24 процентам, но меньше, чем в наиболее технологически развитых странах мира: Япония - 36 %, США - 34 %, Германия - 33 %. Именно таким параметрам, согласно прогнозу, будут соответствовать пятьдесят наиболее конкурентоспособных стран мира в этот период.

При ЭИР, равном 53 %, обеспечивается выход на траекторию «устойчивого развития» и рост экономики происходит за счет более эффективных, «прорывных» технологий »[4].

Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями  в окружающую среду. По имеющимся  оценкам, около 75 процентов территории страны подвержены повышенному риску  экологической дестабилизации. Остро  стоит проблема ее опустынивания. «Исторические  загрязнения», накопители отходов, нарастающие  выбросы токсичных веществ от стационарных и передвижных источников угрожают состоянию природной среды  и здоровью населения. Потенциальными угрозами стабильности экономики страны являются существенная зависимость  от сырьевого сектора, слабый уровень подготовленности отдельных отраслей к вступлению во ВТО, рост внешнего долга, проблемы «теневой» экономики.

Имеет место существенный разрыв в экономическом и социальном положении регионов Казахстана. Сохраняются  проблемы в демографической ситуации и состоянии здоровья населения  страны, недостаточного уровня его  правовой, экономической, экологической  грамотности. Преодоление этих барьеров должно стать главной этапной  задачей на пути перехода Рес¬публики Казахстан к устойчивому развитию.

Какие же пути преодоления  существующих острых проблем роста  предлагаются  с  широким использованием принципов устойчивого развития?

Во-первых, это повышение  экономической устойчивости. Согласно концепции, экономическая устойчивость должна достигаться за счет более  эффективного использования ресурсов — природных, человеческих, финансовых.

Во-вторых, это демографическая  стабилизация. По многим объективным  и субъективным причинам наша страна на протяжении долгих лет отставала  от западных стран по показателям  продолжительности жизни населения. И в концепции была поставлена четкая задача – преодолеть это  отставание. Причем были намечены конкретные меры в здравоохранении, в обеспечении  безопасности, во внедрении новых  стандартов образа жизни.

В-третьих, это улучшение  экологической ситуации. Нам следует  вернуть природе ее главенствующее место в общественном сознании, в  приоритетах экономической политики. Ведь чистая вода — это настоящая  драгоценность, и стоит она дороже многих и многих ресурсов, на которых  базировалась экономика прошлого века. Вот три основных «рецепта», которые  предлагала концепция перехода к  устойчивому развитию для нового «прорыва» нашей страны.

Глава Государства подчеркивал: «Сегодня наиболее развитые страны поставили  задачу перехода к безопасному, чистому  и неистощающему развитию. Мир ждет более активное внедрение инновационных технологий добычи, сокращения экологических последствий производства и использования нефти и газа»[5]. До последнего времени минеральные ресурсы в казахстанской экономике определяло: около 30 % доходной части бюджета, более 70 % экспорта и валютной выручки, 100 %  национального фонда, около 60 % объемов производства промышленной продукции. Мировой кризис еще раз подтвердил уязвимость нашей экономики в силу, прежде всего, её исторически сложившейся моносырьевой зависимости.

Рост экономики Казахстана за годы независимости «привязан» к  объемам добычи и экспорту минеральных  ресурсов и их международной цене. Так, ВВП казахстанской экономики  в с 2000 г. по 2007 г. (докризисный период) возрос в 4,4 раза. Однако начиная с 2003 года можно наблюдать быстрое повышение удельного веса ценового фактора на минеральные ресурсы, который составил в 2001г. – 48,8%, а в 2007 г. – 82,3%. При этом,  удельный вес обрабатывающего сектора в ВВП не только не вырос, а даже снизился с до 13,0% в 2007 г. Таким образом, императивом последних лет стала тенденция – «рост без развития» (таблица 1). 

Таблица 1. Социальные,  экономические  и экологические показатели развития РК

2000 г. 2010 г. 2000 г. к 2010 г.,

Численность населения, млн. чел 14, 883 16, 455 110%

ВВП, млрд.тенге 2600 21 513 8,3 раза

Доля добыв сектора, % ВВП 13,0 18,7 144,0 %

Добыча нефти и газового конденсата, млн.тонн 40.1 81 2 раза

Экспорт нефти, млн. т 27,7 73 2,6 раза

Номинальная оплата труда, тенге 14 374 77 374 5,4 раза

Минимальная заработная плата, тенге 2 680 15 000 5,6 раза

Расходы населения в среднем  на душу, тенге 3954 21112 5,3 раза

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 31,8 8,2 - 26%

Выбросы загрязняющих веществ  в атмосферу, тыс. тонн 2429 2320 95%

Выбросы твердых загрязняющих веществ, тыс. тонн 668 639 97%

Выбросы жидких и газообразных загрязняющих веществ, тыс. тонн 1761 1681 95%

Источник: Агентство РК по статистике

Наблюдавшийся в Казахстане до последнего времени экономический  бум сопровождался столь же стремительным  ростом потребления электрической  и тепловой энергии. По Программе  форсированного развития за последующие 5 лет предусматривается реализация более 320 инвестиционных проектов, которые  также требуется  обеспечить необходимыми энергоресурсами. Электропотребление к 2015 году,  составит 103,46 млрд. кВт/ч, а к 2020 году вырастет до 116 млрд. кВт/ч., с приростом на  40%. Поскольку более половины электроэнергии и весь объем тепловой энергетики вырабатывается за счет сжигания угля, нефти и газа, то такими же темпами необходимо увеличивать их добычу. Ученые из разных стран мира предлагают новую экономическую модель «Солнечной» или «Водородной экономики». Казахстан богат возобновляемыми энергоресурсами, однако, в настоящее время используется лишь незначительная часть гидропотенциала. Остальные виды возобновляемых энергоресурсов еще предстоит освоить. Если говорить в целом, то потенциал ветровой и солнечной энергии у нас практически не востребован. В нынешнем топливно-энергетическом балансе страны на долю ВИЭ приходится не более 2%. В специальной государственной программе до  2030г. предусмотрены возможности создания 564 новых ГЭС и восстановления 14 ГЭС с общей установленной мощностью 5700 МВт.

Информация о работе Принципы устойчивого развития города