Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:35, реферат
Основные принципы устойчивого развития человеческих поселений благодаря деятельности Организации Объединенных наций получили широкое распространение. Созданная ООН Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х. Брунтланд) в 1983 году впервые ввела в оборот понятие устойчивого развития, определив его следующим образом:«Человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».
ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
Основные принципы устойчивого развития человеческих поселений благодаря деятельности Организации Объединенных наций получили широкое распространение. Созданная ООН Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х. Брунтланд) в 1983 году впервые ввела в оборот понятие устойчивого развития, определив его следующим образом:«Человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».
Свой морально-политический и правовой статус фундаментальной концепции современного мира принципы устойчивого развития получили в 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, где присутствовали делегации правительств 179 государств мира, а также многочисленные международные и неправительственные организации. Там были определены глобальные проблемы устойчивого развития, принят и одобрен всеми участниками программный документ «Повестка дня – XXI», содержащий рекомендации руководителям всех стран мира разработать для своих территорий стратегические программы устойчивого развития. Целями таких программ по замыслу организаторов конференции в Рио должны стать социально направленное экономическое развитие, охрана ресурсной базы и окружающей среды для будущего соответствующих стран и планеты в целом.
На Европейской конференции по устойчивому развитию больших и малых городов в Аалборге (Ольберге), Дания, 27 мая 1994 года была принята «Хартия городов Европы за устойчивое развитие (Ольборгская хартия)». В том же году в Манчестере (Великобритания) состоялся второй Всемирный саммит по проблематике «Города и устойчивое развитие». На саммите обсуждались направления устойчивого развития городов в связи с проблемами транспорта, преодоления бедности, задачами здравоохранения, занятостью, потреблением, финансами и распределением ресурсов. Ряд крупных городов и регионов представили разработанные ими собственные «Программы устойчивого развития». Следствием внимания мирового сообщества к данной проблематике явилось появление специальной программы «Устойчивое развитие городов», поддерживаемой центром ООН по населенным пунктам ХАБИТАТ. В этой программе участвуют многие города мира.
По определению ООН, «устойчивый город является городом, в котором достижения в общественном, экономическом, и физическом развитии постоянны. Устойчивый город постоянно обеспечен природными ископаемыми, от которых зависит устойчивое развитие. Устойчивый город поддерживает длительную безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф». Говоря иначе, по мнению мирового сообщества, устойчивое развитие города обеспечивает его населению безопасность и высокое качество жизни при сохранении природной среды, ресурсов и экологического равновесия всей экономической и общественной деятельности горожан.
3.1. Принципы
сбалансированности
Для перехода к устойчивому развитию города требуется выработка стратегических установок, учитывающих, во-первых, характер мировых и российских тенденций и ожидаемых изменений в общественной жизни, технологических укладах, экономике и политике, во-вторых, природно-климатические условия на территории, в-третьих, жизненные стандарты, технологический, интеллектуальный и общественный потенциал городского населения, ресурсные возможности поселения, в-четвертых, состояние городской среды. Это достигается в процессе стратегического планирования устойчивого развития города и организации выполнения стратегического плана. В базисе стратегического плана, в соответствии с концепцией устойчивого развития, должен быть гуманитарно-экологический императив, т.е. принцип сохранения и восстановления природной среды для нормальной жизнедеятельности людей
Средний человек
в крупном городе подвергается многочисленным
воздействиям, большая часть которых
вызывает у него состояние хронического
стресса. Поэтому целевая направленность
состоянию го стратегического плана
устойчивого развития, прежде всего,
должна быть ориентирована на изменение
городской среды с целью
Вся градообразующая политика в процессе стремительного роста Новосибирска в первой половине и середине XX века при создании и размещении производственных мощностей, освоении инновационных технологий, определении условий работы предприятий, развитии транспортной и инженерной инфраструктуры организация жизнедеятельности населения осуществлялась без достаточного учета экологических факторов. В результате расположенными в центральной части города оказались экологически вредные и нерентабельные промышленные предприятия, занимающие, кстати, ценнейшие земли. Недостаточные контроль ирегулирование состояния природно-техногенной среды города предопределили высокий уровень загрязненности её химическими и радиоактивными веществами, неконтролируемыми электромагнитными полями, шумами. Лишь позже, при формировании Академгородка, а затем и других научных поселков, были предприняты попытки вписаться в природную среду территории. К началу нового столетия Новосибирск, как и другие крупнейшие города, стал перед необходимостью решения многих сложнейших экологических проблем и начал эту работу. Наиболее острые проблемы связаны с улучшением качества атмосферного воздуха, питьевой воды, ликвидации отходов, озеленения города.
Переход городского сообщества к осуществлению принципов устойчивого развития создает идейную базу для решения многих экологических проблем.
Концепция устойчивого развития зиждется на трех основных принципах:
1) Обеспечение сбалансированности экономики и экологии, т.е. достижение такой степени развития, когда люди в производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания.
2) Обеспечение сбалансированности экономической и социальной сфер, взятых в её человеческом измерении, что означает максимальное использование в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие.
3) Решение задач, связанных с развитием, не только в интересах ныне живущих, но и всех будущих поколений, имеющих равные права на ресурсы.
Подходы к сбалансированию экономических, социальных и природных факторов при переходе к устойчивому развитию лежат на пути к социальной справедливости, устойчивой экономике и экологической устойчивости. Социальная справедливость неизбежно должна основываться на экономической устойчивости и социальном равенстве, а для этого необходима и экологическая устойчивость, что означает сохранение природного капитала. Экологическая устойчивость включает в себя сохранение биоразнообразия, здоровья человека, а также качества воздуха, воды и почвы на уровне, достаточном для поддержания жизни и благосостояния человека, а также жизни животных и растений на все времена.
Разработка стратегии города на принципах устойчивого развития, интегрируя экономические, социальные и экологические цели и задачи городского сообщества, предлагает комплексные и компромиссные решения городских проблем.
Воздействие на человека
в крупном городе:
Концепция устойчивого развития Казахстана
В Казахстане Концепция перехода к устойчивому развитию была принята в 2006 году. Предшествовавшие этому исследования показали всю остроту накопившихся экологических, социальных и природохозяйственных проблем, которые не позволяли развитию иметь характер устойчивости. Это проявлялось в том, что экономический рост до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. В основе многих социально-экономических проблем Республики Казахстан лежит исторически сложившийся дисбаланс, когда страна потребляет ресурсы непропорционально по сравнению с их производством. Это говорит о том, что в Республике Казахстан относительно низок показатель эффективности использования ресурсов (ЭИР), который в настоящее время равен 31 проценту. Это больше среднемирового уровня, равного 24 процентам, но меньше, чем в наиболее технологически развитых странах мира: Япония - 36 %, США - 34 %, Германия - 33 %. Именно таким параметрам, согласно прогнозу, будут соответствовать пятьдесят наиболее конкурентоспособных стран мира в этот период.
При ЭИР, равном 53 %, обеспечивается выход на траекторию «устойчивого развития» и рост экономики происходит за счет более эффективных, «прорывных» технологий »[4].
Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. По имеющимся оценкам, около 75 процентов территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. Остро стоит проблема ее опустынивания. «Исторические загрязнения», накопители отходов, нарастающие выбросы токсичных веществ от стационарных и передвижных источников угрожают состоянию природной среды и здоровью населения. Потенциальными угрозами стабильности экономики страны являются существенная зависимость от сырьевого сектора, слабый уровень подготовленности отдельных отраслей к вступлению во ВТО, рост внешнего долга, проблемы «теневой» экономики.
Имеет место существенный разрыв в экономическом и социальном положении регионов Казахстана. Сохраняются проблемы в демографической ситуации и состоянии здоровья населения страны, недостаточного уровня его правовой, экономической, экологической грамотности. Преодоление этих барьеров должно стать главной этапной задачей на пути перехода Рес¬публики Казахстан к устойчивому развитию.
Какие же пути преодоления
существующих острых проблем роста
предлагаются с широким использованием
принципов устойчивого
Во-первых, это повышение экономической устойчивости. Согласно концепции, экономическая устойчивость должна достигаться за счет более эффективного использования ресурсов — природных, человеческих, финансовых.
Во-вторых, это демографическая
стабилизация. По многим объективным
и субъективным причинам наша страна
на протяжении долгих лет отставала
от западных стран по показателям
продолжительности жизни
В-третьих, это улучшение
экологической ситуации. Нам следует
вернуть природе ее главенствующее
место в общественном сознании, в
приоритетах экономической
Глава Государства подчеркивал: «Сегодня наиболее развитые страны поставили задачу перехода к безопасному, чистому и неистощающему развитию. Мир ждет более активное внедрение инновационных технологий добычи, сокращения экологических последствий производства и использования нефти и газа»[5]. До последнего времени минеральные ресурсы в казахстанской экономике определяло: около 30 % доходной части бюджета, более 70 % экспорта и валютной выручки, 100 % национального фонда, около 60 % объемов производства промышленной продукции. Мировой кризис еще раз подтвердил уязвимость нашей экономики в силу, прежде всего, её исторически сложившейся моносырьевой зависимости.
Рост экономики Казахстана за годы независимости «привязан» к объемам добычи и экспорту минеральных ресурсов и их международной цене. Так, ВВП казахстанской экономики в с 2000 г. по 2007 г. (докризисный период) возрос в 4,4 раза. Однако начиная с 2003 года можно наблюдать быстрое повышение удельного веса ценового фактора на минеральные ресурсы, который составил в 2001г. – 48,8%, а в 2007 г. – 82,3%. При этом, удельный вес обрабатывающего сектора в ВВП не только не вырос, а даже снизился с до 13,0% в 2007 г. Таким образом, императивом последних лет стала тенденция – «рост без развития» (таблица 1).
Таблица 1. Социальные, экономические и экологические показатели развития РК
2000 г. 2010 г. 2000 г. к 2010 г.,
Численность населения, млн. чел 14, 883 16, 455 110%
ВВП, млрд.тенге 2600 21 513 8,3 раза
Доля добыв сектора, % ВВП 13,0 18,7 144,0 %
Добыча нефти и газового конденсата, млн.тонн 40.1 81 2 раза
Экспорт нефти, млн. т 27,7 73 2,6 раза
Номинальная оплата труда, тенге 14 374 77 374 5,4 раза
Минимальная заработная плата, тенге 2 680 15 000 5,6 раза
Расходы населения в среднем на душу, тенге 3954 21112 5,3 раза
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 31,8 8,2 - 26%
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. тонн 2429 2320 95%
Выбросы твердых загрязняющих веществ, тыс. тонн 668 639 97%
Выбросы жидких и газообразных загрязняющих веществ, тыс. тонн 1761 1681 95%
Источник: Агентство РК по статистике
Наблюдавшийся в Казахстане
до последнего времени экономический
бум сопровождался столь же стремительным
ростом потребления электрической
и тепловой энергии. По Программе
форсированного развития за последующие
5 лет предусматривается