Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 14:01, контрольная работа
Целью этого реферата является изучение понятия принципов экологической этики, а так же рассмотрение основных аспектов этой науки.
Задачами работы являются:
Понятие экологической этики
Идеи экологической этики
Совокупность принципов экологической этики
Принципы существования экологической этики
Принципы экологической этики как достояние общественного сознания
Учение Вернадского о биосфере
Введение____________________________________________________________ 2
Понятие экологической этики ______________________________________________3
Идеи экологической этики ________________________________________________4
Совокупность принципов экологической этики_______________________________5
Принципы существования экологической этики ______________________________7
Принципы экологической этики как достояние общественного сознания _________8
Учение Вернадского о биосфере _____________________________________________ 10
Заключение _______________________________________________________________
Список литературы ________________________________________________________
4. Развитие производственной
деятельности вызывает
5. Человек использует
природу для улучшения
6. Под воздействием
человеческой деятельности
Таким образом,
разум человека, разрешая возникающие
антиномии, вырабатывает этико-экологические
принципы, соответствующие эколого-
6. Принципы экологической
этики как достояние
Важной проблемой, встающей перед человечеством, является решение задачи о том, как сделать принципы экологической этики достоянием общественного сознания, как превратить их в те «мимы» культуры (Докинз), которые, будучи негенетической памятью человечества, сохранялись бы в мозгу человека, передаваясь из поколения в поколение. На этот вопрос давно уже дан ответ, написана масса книг, статей, защищены диссертации. Все они утверждают необходимость создания единой системы экологического образования и воспитания. На базе принципов экологической этики должна быть создана целостная философско-педагогическая концепция обязательного непрерывного экологического воспитания и образования, а также эффективные методы формирования экологической культуры личности, которая бы включала экологическую нравственность в качестве своей главной составляющей. Видимо, необходимо согласиться с социальными идеями о необходимости разработки новых структур общественных отношений в едином планетарном сообществе. Это отмечалось и на большой международной конференции по устойчивому развитию мира, состоявшейся в Рио-де-Жанейро на уровне глав правительств. В своем докладе «За пределами роста» известные ученые - глобалисты Мидоузы назвали общество, способное решить экологические проблемы «обществом устойчивого роста». «Создание такого общества, ? считают они, ? вопрос гражданской ответственности, прозорливости, этики. Все это ? свойства не высших технологий, рынков, правительств, корпораций или компьютерных моделей, а человеческой души и человеческого сердца». На эту конференцию была представлена и работа российских ученых по исследованию моделей оптимального развития мировой системы и России, получившая одобрение ведущих глобалистов мира. «Следует полагать, отмечалось в работе, ? что реальная и оптимальная для нашей эпохи социально-экономическая система, способная вывести человечество из глобальной экологической катастрофы, ... экологический социализм. В такой системе с одухотворенным разумом, свободной от дикого стимула умножения капитала за счет разрушения биосферы, системы, способной к самоограничению, экологическая проблема может стать главенствующей в экономике, политике, нравственности». Как мы видим, эта идея вновь присутствует и в достаточно серьезном документе. Более того, в этой работе воспроизводится одна из основополагающих идей русской философии об особой миссии России в развитии человеческой цивилизации. Россия, как указывается в работе, обладает всем необходимым для выполнения своего нового исторического назначения - заложить основы модели устойчивой мировой системы. Можно только сожалеть о том, что рекомендации этой конференции, состоявшейся еще в 1992 г., остались лишь на бумаге.
По мнению академика Н. Моисеева, в целях обеспечения выживания вида homo sapiens должно быть построено информационное общество, управляемое Коллективным разумом. Это не нечто сверхъестественное, не некая абсолютная идея, а естественный феномен, который рождается в процессе общего понимания целей, на основе общих знаний, заинтересованности в общем благе планеты. Коллективный разум должен аккумулировать мудрость человека и содержать потенциальные возможности для принятия правильных решений. Конечно, в таком обществе, как бы мы его ни назвали, принципы экологической этики будут доминировать в сознании людей, их реализация станет формой существования отдельной личности, человеческих коллективов, государственных систем. В таких условиях экологическая этика может спасти человечество. Но и в современной ситуации, когда большая часть человечества осознала трагизм эпохи экологической катастрофы, можно сделать многое для того, чтобы принципы экологической этики стали потребностью души и сердца. Для этого необходимо единство действий всех представителей культуры, науки, образования, их повсеместное включение в процесс экологического воспитания и образования, их мужество и целеустремленность ради будущих поколений.
Экологическая этика обращает внимание на вечную этико-мировоззренческую проблему: каков смысл существования человека во Вселенной и Вселенной в человеке. Как полагает один из основоположников экологической этики А. Леопольд, ее смысл - формирование нравственных ценностей и сострадания к природе и чувства времени, перешагивающее рубеж одного человеческого поколения и предполагающего заботу о природных условиях существования будущих поколений. Экологическая этика - широкое поле для философского анализа и одно из возможных направлений развития философского знания. Именно направленность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционной этики.
Наш долг перед
будущими поколениями можно
Экологическая
этика уже сейчас может предположить
следующие императивы диалога с
будущим: отказаться от любых действий,
которые могут подорвать
7. Учение Вернадского
о биосфере