Принципы экологической этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Целью этого реферата является изучение понятия принципов экологической этики, а так же рассмотрение основных аспектов этой науки.




Задачами работы являются:


Понятие экологической этики

Идеи экологической этики

Совокупность принципов экологической этики

Принципы существования экологической этики

Принципы экологической этики как достояние общественного сознания

Учение Вернадского о биосфере

Содержание

Введение____________________________________________________________ 2

Понятие экологической этики ______________________________________________3

Идеи экологической этики ________________________________________________4

Совокупность принципов экологической этики_______________________________5

Принципы существования экологической этики ______________________________7

Принципы экологической этики как достояние общественного сознания _________8

Учение Вернадского о биосфере _____________________________________________ 10

Заключение _______________________________________________________________

Список литературы ________________________________________________________

Работа содержит 1 файл

готовый вариант.docx

— 34.07 Кб (Скачать)

4. Развитие производственной  деятельности вызывает деформацию  природной среды. Необходимо противостоять  загрязнению природной среды,  создать безотходное производство. Но существует закон неустранимости  отходов, или побочных воздействий  производства (закон Реймерса). Создание глобального безотходного производства в принципе невозможно вследствие существования закона о развитии системы за счет ее окружающей среды. Такое производство потребует еще большего увеличения нагрузок на среду, хотя локальное безотходное производство существует и может развиваться. Разрешение: экологизация экономики, создание независимой социально-экологической экспертизы, задачей которой будет ограничение степени экологического и социального риска при проектировании, использовании и управлении технологическими процессами. Принцип экологической этики: действенное влияние на государственные, политические, властные институты, ответственные за принятие и претворение в жизнь конкретных экологических решений.

5. Человек использует  природу для улучшения качества  жизни. Существует предел использования  природных ресурсов. Человек вышел  за границы этого предела. Эта  ситуация названа сегодня «перебором»  (Мидоузы) Разрешение: ограничение материальных потребностей наиболее обеспеченной части населения планеты, ориентация на возрастание духовных потребностей, использование наукоемкого производства по экономии природных ресурсов (Доклад Римскому клубу «Фактор-4»). Принцип экологической этики: разумный аскетизм, духовная потребность следовать научно обоснованным правилам охраны природы.

6. Под воздействием  человеческой деятельности происходит  разрушение экосистем. Экосистема, потерявшая часть своих элементов,  превосходящую меру, не может  вернуться в первоначальное состояние  (закон эволюционно-экологической  необратимости). Разрешение: к новой  экосистеме необходимо подходить  как к новому природному образованию  и выработать новые научные  принципы взаимодействия с ней  с целью ее восстановления. Принцип  экологической этики: критическое  отношение к своим знаниям  об экосистемах. Необходимо формировать  новый нравственный императив:  то, что допустимо в прошлом,  уже недопустимо сегодня. Это  поможет выработать более компетентные  решения в исследовании природных  комплексов.

Таким образом, разум человека, разрешая возникающие  антиномии, вырабатывает этико-экологические  принципы, соответствующие эколого-исторической ситуации. Эти принципы мы назвали  принципами существования, они-то и  должны определить пути и формы человеческой деятельности по отношению к природе. 

6. Принципы экологической  этики как достояние общественного  сознания 

Важной проблемой, встающей перед человечеством, является решение задачи о том, как сделать  принципы экологической этики достоянием общественного сознания, как превратить их в те «мимы» культуры (Докинз), которые, будучи негенетической памятью человечества, сохранялись бы в мозгу человека, передаваясь из поколения в поколение. На этот вопрос давно уже дан ответ, написана масса книг, статей, защищены диссертации. Все они утверждают необходимость создания единой системы экологического образования и воспитания. На базе принципов экологической этики должна быть создана целостная философско-педагогическая концепция обязательного непрерывного экологического воспитания и образования, а также эффективные методы формирования экологической культуры личности, которая бы включала экологическую нравственность в качестве своей главной составляющей. Видимо, необходимо согласиться с социальными идеями о необходимости разработки новых структур общественных отношений в едином планетарном сообществе. Это отмечалось и на большой международной конференции по устойчивому развитию мира, состоявшейся в Рио-де-Жанейро на уровне глав правительств. В своем докладе «За пределами роста» известные ученые - глобалисты Мидоузы назвали общество, способное решить экологические проблемы «обществом устойчивого роста». «Создание такого общества, ? считают они, ? вопрос гражданской ответственности, прозорливости, этики. Все это ? свойства не высших технологий, рынков, правительств, корпораций или компьютерных моделей, а человеческой души и человеческого сердца». На эту конференцию была представлена и работа российских ученых по исследованию моделей оптимального развития мировой системы и России, получившая одобрение ведущих глобалистов мира. «Следует полагать, отмечалось в работе, ? что реальная и оптимальная для нашей эпохи социально-экономическая система, способная вывести человечество из глобальной экологической катастрофы, ... экологический социализм. В такой системе с одухотворенным разумом, свободной от дикого стимула умножения капитала за счет разрушения биосферы, системы, способной к самоограничению, экологическая проблема может стать главенствующей в экономике, политике, нравственности». Как мы видим, эта идея вновь присутствует и в достаточно серьезном документе. Более того, в этой работе воспроизводится одна из основополагающих идей русской философии об особой миссии России в развитии человеческой цивилизации. Россия, как указывается в работе, обладает всем необходимым для выполнения своего нового исторического назначения - заложить основы модели устойчивой мировой системы. Можно только сожалеть о том, что рекомендации этой конференции, состоявшейся еще в 1992 г., остались лишь на бумаге.

По мнению академика  Н. Моисеева, в целях обеспечения  выживания вида homo sapiens должно быть построено информационное общество, управляемое Коллективным разумом. Это не нечто сверхъестественное, не некая абсолютная идея, а естественный феномен, который рождается в процессе общего понимания целей, на основе общих знаний, заинтересованности в общем благе планеты. Коллективный разум должен аккумулировать мудрость человека и содержать потенциальные возможности для принятия правильных решений. Конечно, в таком обществе, как бы мы его ни назвали, принципы экологической этики будут доминировать в сознании людей, их реализация станет формой существования отдельной личности, человеческих коллективов, государственных систем. В таких условиях экологическая этика может спасти человечество. Но и в современной ситуации, когда большая часть человечества осознала трагизм эпохи экологической катастрофы, можно сделать многое для того, чтобы принципы экологической этики стали потребностью души и сердца. Для этого необходимо единство действий всех представителей культуры, науки, образования, их повсеместное включение в процесс экологического воспитания и образования, их мужество и целеустремленность ради будущих поколений.

    Экологическая этика обращает внимание на вечную этико-мировоззренческую проблему: каков смысл существования человека во Вселенной и Вселенной в человеке. Как полагает один из основоположников экологической этики А. Леопольд, ее смысл - формирование нравственных ценностей и сострадания к природе и чувства времени, перешагивающее рубеж одного человеческого поколения и предполагающего заботу о природных условиях существования будущих поколений. Экологическая этика - широкое поле для философского анализа и одно из возможных направлений развития философского знания. Именно направленность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционной этики.

Наш долг перед  будущими поколениями можно охарактеризовать тремя группами проблем: 1) проблемы, в рамках которых определяется само существование подобного долга  перед потомками, чье присутствие  в современной жизни невозможно сделать актуальным; 2) нормативно-этические  вопросы, затрагивающие конкретные черты предполагаемых прав потомков по отношению к нам; 3) практические проблемы, связанные с сегодняшним  воплощением в жизнь социальных программ ответственности пред будущими поколениями.

Экологическая этика уже сейчас может предположить следующие императивы диалога с  будущим: отказаться от любых действий, которые могут подорвать возможность  существования будущих поколений; мера ответственности перед потомками  должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния окружающей природной  среды; недопустимо в интересах  ныне живущих людей наносить ущерб  интересам будущих поколений. 

7. Учение Вернадского  о биосфере 
 
 

Информация о работе Принципы экологической этики