Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 14:01, контрольная работа
Целью этого реферата является изучение понятия принципов экологической этики, а так же рассмотрение основных аспектов этой науки.
Задачами работы являются:
Понятие экологической этики
Идеи экологической этики
Совокупность принципов экологической этики
Принципы существования экологической этики
Принципы экологической этики как достояние общественного сознания
Учение Вернадского о биосфере
Введение____________________________________________________________ 2
Понятие экологической этики ______________________________________________3
Идеи экологической этики ________________________________________________4
Совокупность принципов экологической этики_______________________________5
Принципы существования экологической этики ______________________________7
Принципы экологической этики как достояние общественного сознания _________8
Учение Вернадского о биосфере _____________________________________________ 10
Заключение _______________________________________________________________
Список литературы ________________________________________________________
«Принципы
экологической этики»
Содержание:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Введение
Целью
этого реферата является
Задачами
работы являются:
Понятие экологической этики
Идеи экологической этики
Совокупность принципов экологической этики
Принципы
существования экологической
Принципы
экологической этики как
Учение
Вернадского о биосфере
2.Понятие экологической
этики
Термин "экологическая этика" – фактически целая область, - феномен, возникший недавно, действительно ставший актуальным только последние несколько десятилетий, хотя многие конкретные опасения или философские нити, касательно этих проблем, разрабатывались в течение различных столетий.* Профессор по имени Eugene Hargroves основал журнал, который он назвал «Экологическая этика» в 1970 году, когда дискутировать относительно «экологичного» поведения и точек зрения стало возможно. Это имя стало «зонтиком» («прикрытием» (термин оригинала)) для группы странных «bedfellows» (дословно – соседей по койке, т.е. неоднозначных последователей (термин оригинала)).** Дискуссия началась в 1974, когда австралиец именуемый John Passmore опубликовал книгу пол названием "Ответственность человека за природу: экологические проблемы и западные традиции", в которой он аргументировал точку зрения, что сохранение окружающей среды и ее оберегание противоречат западным традициям. Robin Attfield ответил (1983 год) в книге, названной "Этика сохранения окружающей среды", что управленческая традиция была более важна, чем властная в западном мышлении, и, что именно это, формирует основы этики окружающей среды.
Экологическая
этика - набор независимых
этических обобщений,
а не подогнанная
специально система
правил. Экологическая этика будет компиляцией
взаимосвязанных, абсолютных, независимых
руководящих принципов – процессуальное
поле, в которое мы вместе вошли на длительное
время.
3. Идеи
экологической этики
Экологическая этика и этика человека
должны стать единым целым, пронизывающим
всю культуру. В 80-х гг. ХХ в. к идеям экологической
этики обращается первый президент Римского
клуба А. Печчеи в известной работе «Человеческие
качества». Идеи экологической этики он
связывает с идеями Нового Гуманизма,
способного обеспечить трансформацию
человека, совершенствование его человеческих
качеств, возвышение, одухотворение внутреннего
мира. Чтобы реализовать принципы экологической
этики и добиться счастливого сосуществования
с природой, следует сконцентрировать
свои интересы на стремлении быть, а не
иметь. Это позволит жителям планеты обрести
цель, но эти задачи, по мнению Печчеи,
могут быть решены только в обществе социальной
справедливости, модель которого и описывает
он в своей работе. Достаточно большой
интерес сегодня вызывают материалы Сеульской
международной конференции, состоявшейся
в 1997 г., на которой была принята обширная
Декларация по экологической этике. В
ней отмечалось, что никакого устойчивого
развития биосферы, сопоставимого со скоростью
развития человечества, быть не может.
Основная деятельность людей должна быть
направлена не на экстенсивное развитие
цивилизации, а на сохранение естественной
биоты в невозмущенном состоянии, поскольку
именно она обладает свойством восстановления
утраченных экосистем. Эта декларация,
вслед за А. Печчеи, связывает этические
принципы взаимодействия человека с природой,
с социальными принципами жизни людей.
В Декларации говорится, что сохранить
нашу планету сможет лишь сообщество истинно
равноправных стран, строящих свое взаимодействие
с Землей и взаимоотношения между собой
по законам природы, науки, справедливости,
сообщество, нацеленное на сохранение
и совершенствование человечества. Однако
принципы экологической этики не стали
достоянием общественного сознания и
мысль о том, что экологический кризис
есть результат кризиса системы целей,
основанных на человеческой эгоцентричности,
до сих пор не является доминирующей в
понимании данной проблемы. Сложность
распространения идей Сеульской декларации
состоит и в том, на наш взгляд, что этическая
парадигма, провозглашенная ею, предлагает
некую модель экологического социализма,
которая утопична для современного мира.
Она включает идеи социальной справедливости,
всеобщего равного права всех людей на
безопасную окружающую среду, на достижение
личного счастья и благополучия, на достойное
качество жизни. Должны уйти безвозвратно
войны, бедность, нищета. Такая система,
как указывается в документе, является
единственной, могущей противостоять
экологической катастрофе. Но в мире, где
доминируют другие ценности, официально
признанные возможным образцом общественных
отношений, пропаганда этих идей исключена,
даже если они и являются условием выживания
человечества. Опираясь на ценные идеи,
высказанные по данному вопросу в истории
культуры, мы попытаемся с позиций системного
подхода, включающего структурную и функциональную
характеристику системы, исследовать
понятие экологической этики. Мы выделим
в этой системе фундаментальные принципы,
носящие сущностный характер, и принципы
существования, которые могут изменяться
в процессе эволюции культуры, и, в конечном
итоге, постараемся ответить на вопрос,
поставленный в названии статьи: может
ли экологическая этика спасти человечество.
Для дальнейшего исследования проблемы
нам потребуется определение экологической
этики.
4. Совокупность
принципов экологической этики
Под экологической этикой мы будем понимать совокупность нравственных принципов взаимодействия человека и природы, обеспечивающих целостность экосистем и достойное качество жизни человека. Экологическая этика опирается на определенные положения, сложившиеся в культуре взаимодействия человека и природы на протяжении длительного исторического развития и сегодня получившие название экологической культуры. А.А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой.
1) Безнравственное,
злое отношение. Оно
2) Отношение
утилитарное, самое
3) Отношение
к природе: теоретическое,
4) Отношение эстетическое.
Однако А.А. Скворцов считает первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый - недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе - утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке. Ее принципы включают в себя: неразделимость человека и природы, отношение к природе как источнику материальных и духовных ценностей человека, его совершенствование, потребность в общении с природой с целью наслаждения ее красотой и стремления раскрыть ее загадки, формирование здорового образа жизни, гуманное отношение к миру в целом.
Определение структуры экологической этики начнем с установки ее сущностных характеристик, для чего обратимся к работе В. Соловьева «Оправдание добра». В этом произведении он рассматривает первичные данные человеческой нравственности. Все прочие явления нравственной жизни, считает В. Соловьев, все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека. Любое нравственное учение, по его мнению, может быть только полным и правильным развитием первичных данных человеческой нравственности (к ним мы обратимся несколько ниже), ибо заложенные в них общие требования покрывают всю сферу возможных жизненных отношений человека. Общность этих требований не позволяет остановиться на простом их существовании как данных в нашей природе и делает необходимым дальнейшее развитие и оправдание. Таким образом, от первичных данных нравственности неизбежен переход к принципам, которые выводит из них разум и которые попеременно выступают на первый план в различных этических учениях.
Опираясь на эти высказывания В. Соловьева, обратимся к принципам его нравственной философии, проецируя их на процесс взаимодействия природы и общества. Поставим на первое место чувство благоговения перед высшим (у Соловьева перед богом). По его мнению, только человек способен к чувству благоговейной любви к тому, что превосходит его самого. Природа безусловно превосходит человека. Благоговение перед природой, перед жизнью вообще утверждает самоценность всего живого и неживого на Земле и в Космосе в целом. Вторым сущностным принципом экологической этики мы назвали бы жалость и сострадание. Как принцип экологической этики, жалость и сострадание должны быть обращены не только на себе подобных, но и на все даже низшие проявления жизни. Если природа - источник материальной и духовной жизни человека и человек, осознав это, испытывает стыд, то это чувство порождает экологическую совесть, внутренний подсознательный контроль за отношением человека к природе. Сложность формирования этого чувства, как нам кажется, связана с трудностями преодоления человеком своего эгоизма, его нежеланием думать о благе будущих поколений и стремлением объяснять разрушение окружающей среды объективными социальными причинами.
Таким образом,
три принципа экологической этики,
с нашей точки зрения, могут
составить ее фундамент, так как
они тесно связаны с
5. Принципы
существования экологической этики
Все сказанное выше необходимо для понимания сущности антиномий, предлагаемых нами для более глубокого познания системы общество и природа и определения путей их разрешения. Следствием разрешения указанных ниже антиномий и будут являться принципы существования экологической этики, которые будут надстраиваться над ее сущностными составляющими.
1. Принцип коэволюции природы и общества - основополагающий принцип их взаимодействия (закон гармонии природы и общества). Невозможно устойчивое развитие биосферы, сопоставимое со скоростью развития человечества. Быстрое развитие цивилизации неизбежно, значит неизбежно и разрушение природы. Разрешение антиномий: изменение ценностно-нормативных регуляторов технологического потенциала общества, выработка мировоззрения, в котором доминируют идеи сохранения, любви, заботы о природе. Существует и широко распространено положение о том, что эта проблема может быть решена только через депопуляцию (одно- и двухдетная семья) наиболее населенной части земного шара. Принцип экологической этики: отношение к природе как к субъекту с любовью, заботой, бережным вниманием.
2. Разнообразие
природы - условие существования
биосферы (закон необходимого
3. Природа знает
лучше, она отторгает то, что
чуждо ей (закон Коммонера). Но
существует 2-е начало термодинамики,
природа подчиняется закону