Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 07:11, реферат
Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на
природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня
исследование необходимых гармоничных связей внутри системы "общество – природа", но выдвигают
как наиболее актуальную проблему сохранения естественного мира.
расположение парковых зон. Такова, например, роль плодовых садов царской резиденции
Коломенского и Измайлова, использовавшиеся не только в утилитарных, но и в эстетических целях,
предопределивших кольцевое построение возникших значительно позже парковых ансамблей. Однако
если парк создается в результате творческой деятельности архитектора-декоратора и развивается в
русле других видов искусств, испытывая на себе влияние их стилистических особенностей, то
утилитарные приусадебные сады, предоставленные вкусам специалистов-естественников, открывают
перспективные традиции эстетической культуры промышленного природопользования.
Целенаправленная
деятельность человека по
ландшафта приобретает специфические черты в эпоху становления и развития буржуазных отношений,
роста больших городов, сосредоточения масс в местах, оторванных от девственной природы,
механизации производственных
процессов, в том числе
труда. В этот исторический период – период обострения социальных противоречий до антагонизма –
отрыв человека
от природы также принимает
характер взаимодействия общества и природы, капиталистические отношения обусловливают
превращение естественных условий труда – земли, биосферы – в отделенный от человека и
противопоставленный "свободный фонд", который выступает в форме "прочно обособившихся
стоимостей''. Природная среда, вовлеченная в систему капиталистического воспроизводства,
становится объектом самой беззастенчивой и хищнической эксплуатации, ничем не ограниченного
использования, а вместе с тем условием и средством отчуждения личности от природы.
Другой,
противоположной стороной
жизнедеятельности является рост сознания и самосознания масс, повышение общей культуры
трудящихся, связанной
с индустриализацией и
демократизации
всех форм общественной жизни находит
выражение и в
деятельности. В результате широкого демократического движения в этом направлении создаются
парки и сады, являющиеся достоянием не отдельных семей, а достаточно широких слоев населения.
Возникают
новые формы творчески
Отдельные формы
садовопаркового искусства
обнаруживая тенденцию к дальнейшей эволюции на основе иного функционального значения.
Происходит формирование особого дендродекорационного жанра в системе природотворческой
деятельности, который в дальнейшем оказывает сильное влияние на оформление сельских регионов.
Качественный
скачок в искусстве
мышления. Вместе с ним практика преобразования природы по законам красоты получает новый
стимул развития. Не случайно созданная в этот период в Сен-Жермене Ленотром терраса на вершине
берегового откоса Сены, открывающая вид на долину и панораму Парижа, становится поворотным
пунктом как в искусстве садов и парков, так и в общей ориентации природопреобразующей
эстетической
деятельности. Центром внимания, организующим
ландшафтную архитектуру
становится природный ландшафт с его эстетическими значениями.
Выдвижение на первый план ландшафта и художественно преобразованного растительного
мира в качестве эстетической ценности усиливает возможности поисков самых разнообразных
вариантов преобразований окружающей среды, вплоть до включения их в процессы производства,
связанные с промышленным освоением геобиосферы. Привычная картина, где редкими оазисами
выглядят отдельные сады, парки, заповедники, сменяется культурно оформленными
сельскохозяйственными регионами, многочисленными малыми и большими формами творчески
преобразованной природы. Однако частная форма собственности на землю, бесплановость,
стихийность ведения хозяйства служат серьезным ограничителем дальнейшего совершенствования
природотворческой деятельности общества в целом.
Планирование
природопреобразующей
контроль со стороны общества открывают беспредельные перспективы сохранения природы. Уже на
уровне социалистической организации на смену буржуазному принципу хищнической эксплуатации и
господства над природой приходят идеи рачительного, бережного отношения к ней как богатству,
принадлежащему всему обществу, сознательно организованного. партнерства, на базе которых
создается научно регулируемая и управляемая система практических и эстетических отношений с
природой.
Социалистическая культура сохранения природы, опираясь на мировой опыт, вместе с тем
вырабатывает принципиально новый подход к компенсаторной деятельности в природе. Сегодня уже
можно говорить о сформировавшейся в природопользовании системе из трех сложно свя-занньи
компонентов: входящей в производство индустрии; арены действия – природы; творческой
деятельности людей. В социалистическом обществе создаются в государственном масштабе условия
для преодоления отрицательного воздействия индустриализации на природу, повышения роли
производства как ускорителя природных процессов, решающей природосохраняющей силы.
Творчество широких масс в этих условиях направлено как на оптимизацию процесса использования
природных и технических ресурсов, так и на искусственную эстетизацию естественной среды.
Оптимизация
связей с природой становится
важным принципом в
деятельности социалистического общества. Здесь формируются методы функционирования системы
"общество – природа", которые обеспечивают при наименьшем расходовании средств полезные
результаты с точки зрения как сохранения естественной среды, так и удовлетворения социальных
интересов, вырабатывается научно обоснованная оптимальная стратегия, позволяющая выбирать из
многих вариантов, которые способствуют постепенному развитию природной системы в целом.
Примером могут служить национальные парки, заказники, заповедники, где практические, научные и
рекреационные задачи не вступают в противоречие, а меры по их решению дополняют друг друга.
Деятельность человека в природе даже в форме оптимальной стратегии может наталкиваться на
сопротивление среды. Вся геобиосфера в целом и каждый из ее элементов развиваются по
собственным закономерностям и могут быть модифицированы в крайне узких пределах. Однако
человек в своей хозяйственной деятельности далеко не всегда способен учитывать этот фактор,
поэтому особое
значение приобретает принцип
принципа организации играют существенную роль: цель и научная концепция, логическая схема,
единый характер управления. Их решение составляет основу создания нового типа хозяйствования в
природе. При этом современная социальная и экологическая ситуация как необходимое условие
оптимизации отношений с природой обусловливает обращение к эстетическим подходам. Их
реализация в
практике природопреобразования
улучшает вместе с тем условия сохранения окружающей среды. Примером может служить организация
сельскохозяйственных ландшафтов в русле архитектурных требований. Архитектурная организация
промышленного ландшафта, опирающаяся на эстетические принципы, благоприятствует
осуществлению управления и препятствует дезорганизации среды. Наиболее высоким уровнем
организации являются сады и парки, которые в условиях социализма занимают все большее место в
жизни людей.
Идеи об эстетической организации природного мира всей планеты последовательно
разрабатываются в научных трудах. Над этой темой работали Ж. Дорст, П. Дювинье и М. Танг'.
Однако их взгляды
и позиции нуждаются в
выглядят максималистски. Оценивая идеи тотальной культуризации природы, нельзя не выделить в
качестве объективного фактора то, что эстетическое воздействие девственной природы не может быть
приравнено к эффекту культивированной среды. Обращение к истории искусств свидетельствует, что
все большие мастера пейзажной живописи черпали вдохновение и искали натуру преимущественно в
природе, нетронутой цивилизацией. Поэтому даже в период интенсивного развития "второй
природы", расширения сферы природотворчества как искусства по-прежнему остро стоит проблема
сохранения первоприроды.
Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда
большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным целям, станет
приобретать все большее значение эталона, критерия, в частности эстетического, в дальнейшем
возможно появление и других неизвестных ныне значений этих зон. Поэтому необходим
рациональный, научно обоснованный подход к практике расширения областей девственной природы,
заповедников, тем более что по мере развития научно-технической революции объем негативных
влияний на природные эстетически ценные объекты увеличивается настолько, что культурная
деятельность, направленная на компенсацию наносимого ущерба, подчас не справляется со своими
задачами.
В этих
условиях особое значение
с культурным ландшафтом. Обоснованная стратегия и планомерная организация во взаимодействиях
общества с природной средой – новый этап природопользования. В условиях развитого социализма
получают особое значение все формы деятельности по эстетической реконструкции естественной
среды. Это прежде всего культура оформления находящихся в производстве и реставрируемых
площадей, архитектура рекреационных ландшафтов, увеличение территорий под национальные парки,
заповедники, развитие искусства создания садов и парков, малых дендродекорационных форм. Особое
значение приобретает совершенствование туризма как формы отдыха широких масс трудящихся.
Информация о работе Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека