Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 07:11, реферат
Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на
природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня
исследование необходимых гармоничных связей внутри системы "общество – природа", но выдвигают
как наиболее актуальную проблему сохранения естественного мира.
менее условен по форме жанр садов. Художественно осмысленный сад, несмотря на свою наглядную
конкретность знакомых всем природных форм, способен подниматься до уровня высоких абстракций –
понятия. Внутренняя суть природных явлений, их скрытый смысл всегда остаются центром подобного
произведения. Даже пейзажный парк, наиболее близкий к естественной природе как произведение
искусства, не является прямым аналогом природы. Выделяясь из окружающей среды благодаря
деятельности его создателей, он раскрывает наиболее эстетически ценное в природном материале,
представляя еще одну сторону континуума, обогащенного творчеством людей.
Во всех
сферах деятельности, связанных
с преобразованием живой
законам красоты, – от выведения новых сортов декоративной флоры, эстетической организации
сельскохозяйственных площадей до камерных форм садового искусства – проявляется принцип
пространственного единства как важного условия сохранения естественной среды обитания человека.
Реализация этого принципа осуществляется в природотворческой деятельности общества, получающей
все более конкретное оформление в качестве самостоятельного вида искусства. В этом виде творчества
природа не только среда, в которой происходит адаптация общества. Здесь человечество
опредмечивает себя и, расширяя свой мир в процессах эстетического преобразования природы,
обогащает, продолжает ее и чем дальше, тем изменяет ее шире и существеннее. Создаются реальные
предпосылки для выхода за рамки отдельных естественных и художественно оформленных природных
ансамблей, их объединения в композиционное целое на целостно-нормативной эстетической основе.
Общество,
являясь частью глобальной
качественную сторону системы в целом. Академик В. Г. Нестеров считает, что вся история
человечества представляет собой поучительную характеристику его деятельности по преобразованию
живой природы в условиях ее развития. "Такой подход человека к окружающей среде вызывался,
вызывается и будет вызываться тем, - пишет он, - что природа, вопреки некоторым воззрениям, не
вполне совершенна и может быть преобразована в новые, более эффективные формы. Весь период
своего существования человек стремился изменить природу в своих интересах и достигал в этом
отношении успехов тогда, когда условия среды соответствовали условиям существования новых видов
и форм организмов".
Наряду
с творческой деятельностью
обогащение природной среды, в наше время имеет место и столкновение развивающейся
промышленной индустрии с природой, представляющей эстетическую ценность, что порождает
конфликтные ситуации, которые не всегда могут быть решены в пользу последней. Поэтому возникает
необходимость в идее компенсации, которая отражает дискретность объективного содержания
понятия сохранения.
Можно выделить три основных пути
компенсации разрушаемой
выступающих на первый план в различные исторические периоды: самовосстановление природы,
интуитивная художественная деятельность человека природными средствами и целенаправленные
процессы создания культурного и художественного оформления ландшафта. Они отражают уровень
познания человеком природы, ее творческого преобразования и связаны как с характером
природопользования, так и с социальной организацией общества.
Явление
самовосстановления природы
человеческого общества и первобытнообщинного строя, где компенсаторные процессы ведут к
прогрессивному развитию новых, эстетически значимых природных форм. Если положение К. Маркса
о том, что природа является естественным условием существования человека, его неорганическим
телом, а ее целостность – предпосылкой и необходимым условием нормальной полноценной
жизнедеятельности человеческого рода, имеет отношение ко всем периодам истории общества, то
первобытнообщинное социальное устройство демонстрирует наиболее прямые, непосредственные
формы "сращенности" человека и природы. И хотя биосфера является основным средством
производства и подвергается постоянным преобразованиям, отсутствие, а в дальнейшем даже наличие
"ручной" техники,
представляющей, по существу, продолжение
природной организации
делает изменения, вносимые человеком, относительно незначительными. Ограничения, связанные с
физическими, психологическими, интеллектуальными возможностями первобытных народов,
обусловливают ограниченность их репродуктивной и реконструктивной деятельности в природе. Это
обстоятельство
создает возможность
Более того, оказываясь в процессах производства во власти природы, человек воспроизводит
свою органическую связь с ней, свою зависимость от нее. В результате скорее интуитивного, чем
осознанного чувства возникают первые формы природоохранных мероприятий, создающие условия
самовосстановления природы. МЛ. Лифшиц замечает, что человек мифологической эпохи,
“поднимаясь над окружающей его природной средой, вступает в союз с ее элементарными
механическими силами... Сама природа на уровне человеческого бытия обретает субъективные
свойства, но это совершается не в человеческой голове, взятой отдельно от внешнего объекта, а в
практическом взаимодействии людей с природой” . Использование законов природы в хозяйственной
деятельности как компенсаторных сил и охрана природы в этот период были в основном
спорадическими
по характеру, но они все-таки создавали
возможность для
природы.
Собственно
процессы самовосстановления
присущи и более поздним периодам человеческой культуры. Так, по достаточно компетентному
источнику – "Запискам о московитских делах", составленным австрийским посланником ХVI в.
Герберштейном, в период основания и развития Москвы в ближайших окрестностях шла активная
вырубка леса. В то же время оставлялись урочища, заповедники, являющиеся сегодня своеобразной
летописью изменения растительного покрова, который не потерял эстетическую ценность.
Следует обратить внимание на фактор времени, играющий немаловажную роль в процессах
самовосстановления природы. Уже на ранних ступенях становления человеческой цивилизации
процессы самовосстановления не всегда поспевают за разрушениями, наносимыми живой природе.
Механизм стихийной охраны природы, наблюдающийся у ряда народов, не способен компенсировать
изменения в
природе, вызванные тотальным
почве возникает диспропорция, которая по мере интенсификации общественного производства
углубляется и достигает на стадии высокого развития индустрии конфликтного состояния.
Фактор
интуитивной художественной
гармоничного единства человека и природной среды доминирует преимущественно в
докапиталистический период. Целенаправленное созидание в природе не характерно для этого этапа
социального развития. Неразвитость общественного производства, нерасчлененность во
взаимодействиях
общества и природы обусловливает
природоограниченную
докапиталистических формациях. "Во всех формах общества, где господствует земельная
собственность, преобладают еще отношения, определяемые природой", – пишет К. Маркс. Уровень
познания природы,
также обусловленный
ориентирует человечество на утилитарное знание, оставляя в тени ее эстетическую ценность. Поэтому
первые немногочисленные произведения природотворчества решают прежде всего практические
задачи и лишь затем эстетические. Таковы сады Семирамиды древнего Вавилона – уникальное
архитектурное сооружение, на террасах которого были собраны коллекции древесных и кустарниковых
растений. Они имели в первую очередь климатическое и экологическое значение и лишь в длительной
эволюции эстетических потребностей человечества стали прообразом висячих садов как жанра
искусства.
В современной урбанизированной культуре "висячие сады" на крышах, балконах домов, так
называемое вертикальное озеленение, примыкающее к ним по характеру устройства и принципам
оформления комнатное цветоводство получают все более широкое распространение. Но этот вид
деятельности, хотя и содержит прежде всего эстетическую функцию, продолжает сохранять стихийно-
художественный характер. В определенной степени компенсируя разрыв между человеком и
природой, который принимает вид антагонизма в условиях современных мегаполисов, он
объективирует стремление широких масс к гармонизации отношений с естественной средой.
Возникновение искусства садов и парков как особой области художественной деятельности
связано с практикой культурного освоения природных ресурсов. В своих истоках оно опирается на
эстетический опыт народа, который становится в дальнейшем основой собственно художественного
мышления. Известный
исследователь и историк
"Сопоставляя, однако, все известное, можно думать, что первые искусственные сады появились в
местах, бедных влагой и растительностью. Там было необходимо устраивать искусственное орошение,
само направление проложенных каналов заставляло располагать посадки определенным образом, и
таким образом создавался план парка. Так и в наше время вся долина Ломбардии, бывшая когда-то
сухою и унылою равниною, прорезана правильной сетью каналов. Вдоль последних рассажены
шелковичные деревья, между ними протянуты виноградные лозы, а середины образовавшихся
четырехугольников
засеяны рисом и кукурузой. Таким
образом путешественнику
по бесконечно правильно разбитому.
В русской
культуре утилитарное
приусадебный парк, например, всегда входили плодовые посадки, занимающие важное место в общей
композиции. Более того, как правило, хозяйственные сады, как более ранние, определяют
Информация о работе Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека