Правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах. Экология в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм. Также организовывая управление охраны среды, наша страна должна опираться на опыт и других стран. В своей работе я попытаюсь рассказать о таком опыте в странах мира, конкретно остановлюсь на Германии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей среды………………………………………………………………………………5

1.2 Объекты международно-правовой охраны окружающей среды……………………………………………………………………………..12
1.3 Принципы международного права окружающей среды………………….16
1.4 Экология в Германии……………………………………………………….19
1.5 Юридическая ответственность за нарушение законодательства об окружающей среде……………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

экологическое.docx

— 68.03 Кб (Скачать)
">5) 1972 -1992 г. На данном этапе в различных  международно-правовых актах складывается  и проявляет себя система международно-правовых  гарантий права человека на  благоприятную окружающую природную  среду. Тогда же происходит  и экологизация международного права, а также закрепление механизма гарантий не только на универсальном уровне в рамках системы ООН, но и на региональном уровне в рамках таких международных органов, как Совет Европы, ОБСЕ и т.д.

6) 1992г. - до сегодняшнего дня. На проходившей  в 1992 г. Международной конференции  в Рио-де-Жанейро были подведены  итоги сотрудничества по данным  вопросам и намечены долгосрочные  планы на будущее (см. Повестка  дня на XIX век)5.

Источники международного права  окружающей среды.

Под источниками  международного права понимаются соответствующие  правовые формы, в которых выражаются нормы международного права - международные  обычаи, общие принципы, международные  договоры, решения международных  судов, международные доктрины.

Выделяют  несколько оснований для классификаций  источников международного экологического права.

Все источники  международного экологического права по юридической силе подразделяются на две группы:

1) Источники,  содержащие нормы и правила,  признанные государствами в качестве  обязательных норм: международные  договоры, резолюции ряда международных  организаций, обязательные для  их участников, международный обычай  и общие принципы.

Существует  несколько классификаций международных  договоров, например, по числу участников разделяют многосторонние и двусторонние договоры; по территориальной сфере  действия международные договоры разделяют на: локальные, субрегиональные, региональные и глобальные. Локальные договоры направлены на решение локальных проблем охраны окружающей природной среды пограничных районов; субрегиональные - на охрану отдельных экологических систем; региональные - на охрану морей, рек и прилегающих регионов; глобальные - на охрану озонового слоя Земли, Мирового океана и т. д.

2) Источники,  которые содержат рекомендации  по охране окружающей среды  (так называемы нормы международного  «мягкого» права). Такие рекомендации выполняются государствами добровольно в силу их высокой «нравственной ценности» и авторитета. В их числе следует отметить резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и рекомендации международных конференций. В числе таких резолюций, следует назвать:

а) Резолюцию  ГА ООН от 18 декабря 1962 г. «Экономическое развитие и охрана природы», в которой была предпринята попытка ориентировать международное сообщество на поиск сочетания экологических и экономических интересов общества, причем под охраной окружающей среды понимается комплекс мероприятий, а не охрана конкретных природных ресурсов.

б) Резолюцию  ГА ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущего поколений», принятую в сентябре 1980 г. В ней ООН призвала все народы и государства принять меры по сокращению гонки вооружений и разработать мероприятия по охране окружающей природной среды.

в) Всемирная  хартия охраны природы от 28 октября 1982 г. Основное внимание хартии уделяется  вопросам экологического образования.

В числе  материалов международных конференций  ООН следует отметить Декларацию Стокгольмской конференции ООН 1972 г. и Декларацию принципов, утвержденных на конференции ООН в Рио-де-Жанейро 1992 г.6

Другая  классификация международных договоров  в качестве критерия выделяет связанность  предмета регулирования договора с  природоохранительной проблематикой. По данному основанию различают:

1. Договоры, регулирующие не природно-охранные отношения по поводу природных объектов (например, правовой режим водоемов). Такие договоры хотя и не содержат природоохранных норм, но объективно содействуют охране объектов природы.

2. Договоры, регулирующие отношения по использованию  природных объектов, но содержащие  и отдельные положения об охране  этих объектов (например, Конвенция  по морскому праву 1982 г.).

3. Договоры, полностью ориентированные на  регулирование охраны окружающей  среды. Среди таких договоров  выделяют так называемые рамочные  соглашения, которые имеют глобальный  характер. К их числу относятся  Конвенция о запрещении военного  или любого иного враждебного  использования средств воздействия  на природную среду 1977 г.; Конвенция  об изменении климата от 9 мая  1992 г.; Конвенция о биологическом  разнообразии от 5 июня 1992 г. и  т. д.

В последние  годы увеличивается число региональных международных договоров по охране окружающей среды. Особенность данных договоров международного права  окружающей среды заключается в  том, что они устанавливают более  жесткий защитный режим природных  объектов по сравнению с глобальными  международными договорами. Из региональных международных договоров следует  выделить: договоры об использовании  и охране Дуная, Черного моря; Африканскую  конвенцию по охране природы и  природных ресурсов 1968 г.; Конвенцию  по охране Средиземного моря от загрязнения 1976 г.; Конвенцию по охране морских  живых ресурсов Антарктики 1980 г.; Конвенцию  о рыболовстве и сохранении живых  ресурсов в Балтийском море и Датских  проливах 1973 г. и т.д. Активизируется и двустороннее сотрудничество России с зарубежными государствами, в  частности с США, Норвегией, Китаем, Финляндией, Германием'! и другими  странами.

Сотрудничество  с государствами-членами СНГ осуществляется в рамках Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 г. В целях реализации этого Соглашения создан Межгосударственный экологический Совет и Межгосударственный экологический фонд7. 
 

1.2 Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

 

Объекты международно-правовой охраны окружающей среды - это природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права возникают экологические отношения. Мы выделяем две категории таких объектов: международно-правовые объекты, воздействие на которые происходит с территорий отдельных государств, и объекты, воздействие па которые происходит с международной территории или с территории со смешанным режимом. Сразу отметим тот факт, что некоторые объекты могут относиться как к первой, так и ко второй группе (схема 1).

К международно-правовым объектам, воздействие на которые происходит с территорий отдельных государств, относятся: воздушная среда, внутренние воды, флора и фауна.

Воздушная среда является общим достоянием человечества. Основное вредное воздействие на атмосферу происходит с территорий отдельных государств по таким видам их деятельности, как:

♦ Выбросы  серы в атмосферу, порождающие кислотные  дожди.

♦ Выбросы  углекислого газа, способствующие нарастанию парникового эффекта.

♦ Использование  и утечка химических веществ, разрушающих  озоновый слой Земли.

♦ Утечка в атмосферу радиоактивных веществ.

Внутренние  воды - это воды рек и озер, которые хотя и находятся на территории отдельных государств, но являются объектами международного права окружающей среды. Реки, или точнее водотоки, под которыми понимаются система поверхностных и подземных вод, образующих единое [(слое, привлекли внимание международного сообщества по двум причинам. Во-первых, некоторые реки протекают по территории двух или более государств (международные реки). Во-вторых, воды рек, так или иначе, попадают в международные воды. Некоторые озера являются объектом международно-правовой охраны в связи с отнесением их к числу мирового природного наследия (например, озеро Байкал, озеро Ломан). Международное сообщество пытается защитить пресные воды международного значения от следующих видов загрязнений:

♦ детергентов, применяющихся в моющих и чистящих веществах,

♦ загрязнения  хлоридами, применяющимися при дезинфекции  воды,

♦ сброса нефти и нефтепродуктов.

В качестве примера международной охраны данного  объекта можно привести экологическую  катастрофу в Румынии 31 января 2000 г., когда в результате аварии на предприятии  «АУРУЛ», добывающего золото в Карпатах, почти 100 000 кубометров воды с высоким  содержанием цианидов попало в реку Тису (в центральной Европе), а из нее в Дунай. Только за два первых дня после аварии в Тисе погибло 80 % рыбных запасов. По мнению специалистов, на восстановление экологического баланса Тисы потребуется не менее 10 лет. Венгрия уже направила в международные судебные органы иск о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью населения8.

Фауна и флора относятся к смешанному объекту правового регулирования, так как воздействие на них  происходит как с территории отдельных  государств, так и за их пределами. Международной зашитой пользуются: исчезающие и редкие виды флоры и  фауны, мигрирующие виды животных, природа  в отдельных регионах. Можно выделить ряд конкретных направлений сотрудничества государств в данной сфере:

♦ охрана растительного мира: охрана растений, карантин растений и их охрана от вредителей и болезней, охрана тропической древесины;

♦ охрана конкретных видов животных: атлантических  тюленей, атлантических тунцов, белых  медведей, занесенных в Мировую Красную  книгу исчезающих и редких видов  животных;

♦ охрана мест обитания: водно-болотные угодья, места обитания перелетных птиц.

Международно-правовые объекты, воздействие  на которые происходит с международной  территории или с  территории со смешанным  режимом. К данным объектам относятся: космос, Мировой океан, объекты общего достояния человечества, использование природы в военных целях.

Мировой океан - это экосистема, способная  переработать огромное количество органического  вещества (в понятие «Мировой океан» мы включаем как воды непосредственно  океанов, так и воды морей). Резкое увеличение количества сбросов продуктов  жизнедеятельности человечества, их химический состав, поставили под  угрозу формировавшийся тысячелетиями  механизм самоочищения Мирового океана. Право окружающей среды запрещает  или ограничивает сброс в Мировой  океан следующих веществ:

Нефти и нефтепродуктов. Представляет особую опасность их длительный период распада  и распространение по большим  поверхностям. Так, в ноябре 2002 г. у  берегов Испании затонул танкер «Престиж», и более 500 километров побережья  было отравлено нефтью. Премьер-министр  Испании заявил, что стране угрожает самая крупная в ее истории  экологическая катастрофа9. Между тем, образовавшиеся нефтяные пятна в течение долгого времени не были ликвидированы, причинив значительный ущерб водным биоресурсам Атлантики. 

♦ Синтетических  продуктов, к которым относятся  все виды пластмасс, включая синтетические  тросы, рыболовные сети и пластмассовые  мешки для мусора. Их опасность  заключается в исключительной плавучести.

♦ Ядовитых веществ, включающих хлорорганические соединения, ртуть, кадмий. К данным веществам также относят материалы  для биологической и химической войны.

♦ Радиоактивных  материалов. Международное право  окружающей среды ограничивает сброс  и захоронение радиоактивных  отходов.

Космос - это пространство, находящееся за пределами атмосферы Земли. Хозяйственное использование космического пространства пока ограничено техническими возможностями человечества. Однако перед международным сообществом уже встала проблема по охране данного объекта от так называемого «космического мусора». Его накопление на околоземных орбитах (ближний космос) может сделать невозможным дальнейший выход человечества в космос. Хотя без использования ядерной энергии в освоении космического пространства обойтись невозможно, международное право окружающей среды ограничивает испытание ядерного оружия в космосе. В связи с этим установлен экологический иммунитет некоторых объектов космического пространства, под которым понимается изъятие из хозяйственной деятельности объектов, являющихся общим достоянием человечества. Применительно к космосу экологический иммунитет распространяется на такое небесное тело, как Луна.

Объекты общего достояния  человечества - это территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства и обладающие экологическим иммунитетом. К ним относятся: Антарктида, Луна.

Использование природы в военных  целях. Международным правом окружающей среды запрещено враждебное использование средств воздействия на природную среду с целью причинения вреда другим государствам (погодная, тектоническая война, экоцид)10.

Информация о работе Правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах. Экология в Германии