Понятие и виды права природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

В юридической литературе право природопользования определяется как объективное право, так и субъективное право. Право природопользования как правовой институт (объективное право) представляет собой совокупность правовых норм и возникающих на их базе отношений, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов и объектов природы. То есть, нормы права природопользования закрепляют основные принципы права природопользования, определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания и порядок возникновения и прекращения, порядок и условия природопользования и т.д.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Реферат 

Понятие и виды права природопользования 

В юридической  литературе право природопользования определяется как объективное право, так и субъективное право. Право  природопользования как правовой институт (объективное право) представляет собой  совокупность правовых норм и возникающих на их базе отношений, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов и объектов природы. То есть, нормы права природопользования закрепляют основные принципы права природопользования, определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания и порядок возникновения и прекращения, порядок и условия природопользования и т.д. Данные нормы содержатся соответственно в Земельном, Водном, Лесном кодексах и Кодексах о недрах, о земле, в законах о животном мире, иных природоресурсных нормативных правовых актах. Институт права природопользования является важнейшим правовым институтом экологического права, который призван обеспечить рациональное использование всех природных богатств.[ 3,с.138] 

Для права природопользования характерны общие принципы экологического права в целом. Но существуют принципы, которые присущи праву природопользования в большей степени, чем другим институтам экологического права (рациональность), или только праву природопользования (целевой характер, устойчивость, платность). 

Рациональное  природопользование, хотя и является принципом экологического права  в целом, но реализуется через  институт природопользования. 

Принцип целевого использования исходит из того, что всякое имущество используется для определенных целей. Тем более не может и не должно быть бесцелевого использования природных ресурсов. Поэтому в экологическом законодательстве нецелевое использование природных ресурсов признается нарушением и является основанием для лишения права пользования природным объектом. 

В основе принципа устойчивости права природопользования лежит заинтересованность каждого  пользователя в длительном использовании  соответствующего природного объекта. Только в этом случае у него есть стимул пользоваться природным объектом по-хозяйски, вкладывать в улучшение его состояния определенные силы и средства. 

Придает устойчивость праву природопользования бессрочность или длительность сроков пользования  объектом. 

Недра предоставляются  в пользование на срок: 

1. для геологического  изучения недр – до пяти  лет; 

2. для добычи  полезных ископаемых, использования  геотермальных ресурсов недр  – до двадцати лет; 

3. для строительства  и (или) эксплуатации подземных  сооружений, не связанных с добычей  полезных ископаемых, – на срок, определенный проектной документацией; 

4. при передаче  участков недр в концессию  – до девяноста девяти лет. [1, ст. 29 ]. 

Платность возводится в принцип права природопользования потому, что как уже отмечалось, бесплатное не ценится и не стимулирует рационального и эффективного использования объекта. Гарантией принципа является то, что уклонение от платы за пользование природным объектом влечет за собой прекращение такого права. 

В литературе отмечается и такая характерная черта права природопользования, которая непосредственно связана с охраной природы и ее отдельных объектов. Это находит отражение и в экологическом законодательстве. Так, законом предусмотрено, что водопользователи, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить водоохранные мероприятия. [ 10,c.с.12,13] 

Содержание правового  института природопользования заключается  в соответствующих правах и обязанностях субъектов этого права. Эти права  и обязанности составляют содержание норм института природопользования и достаточно широко закреплены в экологическом праве, в частности, в Разделе 2 Кодекса о земле; статьях 27—31 Кодекса о недрах; статьях 31—32 Водного кодекса; Гл.11,13 Лесного кодекса; главе V Закона Об охране окружающей среды; статьях 8 и 11 Закона "Об аренде" 

Как субъективное право, право природопользования выступает  в виде совокупности прав и обязанностей субъектов права природопользования, закрепленных вышеперечисленными правовыми  актами. 

Действующее экологическое законодательство определяет круг субъектов права природопользования. Так, соответствующие статьи Кодекса о недрах, Водного кодекса, Закона "Об охране и использовании животного мира", Закона "Об аренде" устанавливают, что субъектами права природопользования являются: 

♦ граждане; 

♦ органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству; 

♦ общественные объединения; 

♦ органы территориального общественного самоуправления; 

♦ совместные предприятия и международные  объединения и организации с  участием белорусских и иностранных юридических лиц; 

♦ иностранные  юридические лица, иностранные государства, международные организации, иностранные  юридические и физические лица. 

В соответствии с видами права природопользования следует выделить такие субъекты права природопользования: землевладельцы и землепользователи, водопользователи, лесопользователи, пользователи животным миром, пользователи атмосферным воздухом. При этом среди них можно выделить те субъекты, которые имеют приоритетное значение: в земельном праве — сель-скохозяйственные землевладельцы и землепользователи; в горном праве — горнодобывающие предприятия; в водном — субъекты права, осуществляющие пользование водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения; в лесном праве — лесохозяйственные предприятия. 

Каждый  субъект права природопользования должен обладать определенной экологической  правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Предприятия обладают специальной  экологической правоспособностью, объем которой определяется экологическим законодательством, а также уставом или положением, в соответствии с которыми они осуществляют свою деятельность. 

Субъект права природопользования обладает экологической дееспособностью, то есть способностью осуществлять свои права в области владения и пользования природными ресурсами и выполнять обязанности природопользователя. Предприятия, обладая правоспособностью, одновременно обладают и дееспособностью. Условия, при которых граждане дееспособны, определяются экологическим законодательством.[11,с.с.145,146] 

В широком  смысле объект права природопользования - это земля, недра, воды и другие природные ресурсы, которые могут  находиться в пользовании вообще. Но столь широкое толкование объекта  обезличивает его. Поэтому, когда говорят  об объекте права природопользования, имеют в виду конкретно определенный земельный, водный и другой участок, предоставленный в пользование конкретно определенному субъекту, за исключением общего природопользования. В этом смысле объект права природопользования ограничен в пространстве, т.е. имеет размеры и границы или обособлен от других объектов конкретным указанием на него (разрешение на отстрел одного лося в таких-то охотничьих угодьях и в такие-то сроки, рубка десяти деревьев, указанных в лесорубочном билете и т.п.). Конкретизация объекта права природопользования производится в решении о его предоставлении и в документе, удостоверяющем такое право. Объектом права пользования может быть только объект, предоставленный в установленном законом порядке. В противном случае считается, что объект используется самовольно. Например, объектом права сельскохозяйственного землевладения и землепользования являются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Объектом права лесопользования могут выступать леса государственного значения и колхозные леса. Порядок оформления объектов права природопользования во владение и пользование подробно регулируется законодательством. Так, на основании ст. 37 Кодекса о земле, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства, научным организациям, учреждениям образования – для исследовательских и (или) учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства по их выбору в постоянное или временное пользование либо аренду, а также гражданам Республики Беларусь – в пожизненное наследуемое владение либо аренду, а иностранным гражданам и лицам без гражданства – в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться также в случаях, предусмотренных статьей 38 Кодекса. [3, ст.37].  

Содержание права  природопользования составляет зафиксированные  в законе основные права и обязанности  природопользователей. 

Общими для  всех природопользователей являются следующие  права: 1) самостоятельно выбирать формы и способы хозяйственной деятельности, связанной с использованием соответствующего природного объекта; 2) по своему выбору использовать результаты хозяйственной деятельности; 3) возводить необходимые для осуществления своего права строения и сооружения, дороги и т.д.; 4) требовать возмещения убытков при принудительном изъятии природного объекта для других государственных и общественных нужд. Кроме того, для каждого вида природопользования (землепользования, недропользования и т.д.) установлен свой круг прав, то есть в дополнение к названным общим правам пользователи отдельными природными ресурсами имеют специфические права. 

Круг обязанностей природопользователей очень разнообразен, и трудно формально выявить такие  обязанности, которые были бы общими для всех природопользователей. Тем не менее они имеются и закрепляются в отдельных статьях отраслевого законодательства. 

С учетом этого  к общим обязанностям природопользователей можно отнести следующие: 1) использовать природный объект только для тех целей, для которых он предоставлен; 2) использовать его рационально, способами и методами, исключающими причинение вреда другим объектам природы и пользователям, угрозу экологической опасности и т.д.; 3) проводить рекультивацию нарушенных в результате хозяйственной деятельности земель; 4) своевременно вносить предусмотренные законом платежи за пользование природными ресурсами; 5) вести любое строительство на природном объекте или в связи с его использованием, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами, по согласованию с архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами, 6) возмещать вред, причиненный ими нарушением земельного, водного, горного и иного законодательства в результате хозяйственной деятельности, 7) вести первичный учет количественного и качественного состояния используемого природного объекта, окружающей природной среды и своевременно представлять его результаты в соответствующие органы. 
 

Следует отметить, что правомочия собственника и правомочия природопользователей по своей сущности различны. Собственник природных ресурсов имеет более широкие правомочия, а именно, право владения, пользования и распоряжения. Природопользователь имеет только право владения и пользования. Право природопользования является производным и зависимым от права государственной собственности на природные ресурсы и природные объекты. Только собственник в лице республики может определить содержание права владения и пользования природопользователей. Правомочия по владению и пользованию в праве государственной собственности не зависимы друг от друга (республика вправе владеть землей, не пользуясь ею); в праве природопользования они взаимосвязаны (природопользователь не может владеть природным ресурсом или объектом природы, не пользуясь им). 

Права и обязанности  природопользователей как применительно  к отдельным природным ресурсам, так и к отдельным группам  субъектов конкретизируются в соответствующем  отраслевом законодательстве. 

Право природопользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, указанным в законодательстве. При закреплении природных объектов и природных ресурсов или их частей за конкретными природопользователями у них возникает определенная совокупность прав и обязанностей, предусмотренных законодательством, т.е. право природопользования в субъективном смысле. В соответствии со статьей 40 Лесного кодекса, право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды участка лесного фонда, концессионного договора, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета [4, ст. 40]. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами [2, ст. 24]. Предоставление права пользования животным миром в виде охоты осуществляется путем выдачи охотничьего билета. 

Вместе с тем  в некоторых случаях основанием возникновения права природопользования является сложный фактический состав. Так, основными действиями, имеющими юридическое значение при предоставлении земель, являются: 

а) решение компетентных органов государства о предоставлении земельного участка; 

б) получение  документов, удостоверяющих это право. 

Прекращение права  природопользования может быть полным или частичным. Право природопользования прекращается полностью, когда природопользователь  лишается права пользования на весь предоставленный ему участок природного объекта. Частичным прекращением называется изъятие у природопользователя только части участка с сохранением за ним права пользования остальной частью. Основания изменения и прекращения различных видов природопользования предусмотрены в законодательстве о земле, о водах, об охране и использовании животного мира. Так, к основаниям прекращения права лесопользования Лесной кодекс относит:  

истечение срока  лесопользования; 

отказ лесопользователя от права пользования участками лесного фонда; 

нарушение лесопользователем  требований, изложенных в договоре аренды участка лесного фонда, концессионном  договоре, договоре безвозмездного пользования  участком лесного фонда, лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете, лицензионных требований и условий; 

Информация о работе Понятие и виды права природопользования