Понятие и цели экологического аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 18:01, реферат

Описание работы

Экологическое аудирование может оказать решающее влияние на формирование и развитие рынка разнообразных экологических услуг в

Российской Федерации, включая услуги в области экологического менеджмента, экологической сертификации и страхования, финансово-экологического аудита, экологического консалтинга, образования и просвещения и др. Именно здесь творческий потенциал предпринимательства способен создать принципиально новые возможности и пути преодоления экологического кризиса в России.

Методы и средства, используемые в практике экоаудита, должны постоянно развиваться и совершенствоваться, что требует постановки и проведения соответствующих научно-методических и научно-исследовательских работ. В

России исследования в области экологического аудирования ведутся в ряде университетов и научных центров.

Содержание

Введение 2

Понятие и цели экологического аудита 4

Виды экологического аудита 6

Особенности аудиторского подхода к рассмотрению экологических проблем 11

Экологический аудит в контексте международного сотрудничества 13

Вывод 15

Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Понятие и цели экологического аудита.docx

— 71.24 Кб (Скачать)

   Вопрос  о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно  его проведение аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.

   Программа проведения экологического аудита разрабатывается  с учетом технического задания заказчика  на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности, экологического паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия  или гражданина-предпринимателя  по охране окружающей среды и рациональному  использованию природных ресурсов, а также результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

   В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое  аудиторское заключение и справка  об аудиторской проверке природоохранной  деятельности хозяйственного объекта. В соответствии с Временными правилами  по проведению экологического аудита на территории Томской области справка  об аудиторской проверке природоохранной  деятельности может включать следующие  вопросы:

   оценку  технологий;

   оценку  уровня воздействия опасных факторов;

   оценку  потенциальных эффектов воздействия  на население;

   оценку  мероприятий по защите окружающей среды  и здоровья населения;

   оценку  мероприятий по изменению технологий;

   формирование  стратегий и мероприятий по обеспечению  снижения техногенного воздействия  на окружающую среду;

   оценку  баланса затрат и выгод по каждой схеме уменьшения загрязнения окружающей среды;

   выбор оптимальной стратегии предприятия (оптимальной с точки зрения защиты здоровья, уменьшения негативного воздействия  на окружающую среду, а также с  учетом необходимости оценки экономических  затрат и выгод).

   Аудиторское заключение включает оценку достоверности  результатов:

   природоохранной деятельности; бухгалтерской отчетности в природоохранной части;

   составления соответствующей отчетности и состояния  внутреннего контроля;

   нарушений в ведении отчетности по природоохранной  деятельности.

   Кроме того, в нем даются пояснения, раскрывающие характер особых условий подтверждения  или неподтверждения отчетности; оценку достоверности инвентаризации выбросов; оценку достоверности данных в экологическом паспорте предприятия; оценку достоверности данных в экологической  декларации для информации населения  в средствах массовой информации.

   Экологическое аудиторское заключение подписывается  аттестованным аудитором, утверждается руководителем либо уполномоченным им иным должностным лицом аудиторской  организации.

   На  конфиденциальную информацию, к которой  в процессе проведения экологического аудита могут иметь доступ аудиторы, распространяется соответствующий  правовой режим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Особенности аудиторского подхода  к рассмотрению экологических  проблем

   В наши дни деятельность в сфере  экологического аудита сохраняет преемственность  с достижениями отечественной экологической  науки. Экологический аудит как  самостоятельный негосударственный  вид мониторинга и анализа  нацелен именно на то, чтобы ключевым словом в характеристике человеческой деятельности стало прилагательное «разумная».Современные экологические  проблемы не приобрели бы такую остроту, если бы приоритет отдавался этому  качественному критерию применительно  к оценке любых проектов по использованию  и преобразованию природной среды.

   Вопросы, связанные с экологической проблематикой, затрагиваются на разных уровнях  – начиная от лабораторий предприятий  и учебных аудиторий – до политических партий и глобальных организаций. Эта  тема тика вошла в моду, о чем  свидетельствует хотя бы тот факт, что без экологической фразеологии  теперь не обходятся сколько нибудь заметные выборы. Между тем «воз и ныне там», и экологическое неблагополучие остается вполне очевидным.

   Сложность современных экологических проблем  вызывает необходимость применения именно аудиторского подхода к их исследованию. Во-первых, в таких  условиях обеспечивается высокий уровень  проведения системных изысканий  при оценке экологических проблем, что крайне важно, так как рассмотрению подлежит целый комплекс вопросов, среди которых финансово хозяйственные  и юридические аспекты занимают не меньшее место, чем химические, биологические и иные факторы. Аудиторы могут не разбираться в тех  или иных технологических тонкостях, но аудиторская фирма имеет право  пригласить специалистов в нужной узкой  области и координировать работу экспертов разных профилей. Во вторых, в аудиторском подходе приоритет  отдается критериям независимости  и объективности при проведении исследований и формировании суждений, выводов и заключений. В третьих, аудитор, являясь, с одной стороны, предпринимателем, а с другой стороны  – беспристрастным аналитиком и проверяющим, неизбежно приобретает навыки практического психолога и социального дипломата.

   Эти качества представляются необходимыми для эффективного участия в решении  современных вопросов экологии, которые  сопряжены в том числе с  проблемами социально психологического и даже политического характера. Так, в ходе проводившейся американскими  аудиторами оценки перспектив атомной  энергетики стоял вопрос о ее психологической  приемлемости для местного населения. При формировании подходов к решению  природоохранных проблем важно  избежать двух крайностей. Одна из крайних  точек зрения состоит в том, что  нынешняя экономическая ситуация в  России такова, что серьезные попытки  кардинального разрешения экологических  проблем – дело отдаленного будущего. Словом, «мы подумаем об этом завтра». Но тогда уже может быть поздно.

   Другая  крайность – экологический экстремизм, адепты которого призывают отказаться от многих благ цивилизации, считая экологическую  проблематику вопросом номер один, причем даже в ущерб потребностям развития экономики. При этом, в частности, как положительная подается информация о снижении вредных выбросов в  ряде российских регионов за счет упадка производительности. Однако это не тот случай, когда «нет худа без  добра». Оставшийся за воротами фабрики  специалист не сможет приветствовать такой вариант оздоровления окружающей среды. В этом вопросе необходимо найти некую «золотую середин» .Поиск  компромисса между интересами, с  одной стороны, экономического и  научно технического прогресса и, с  другой стороны, потребностями экологической  безопасности составляет одну из сфер приложения сил отечественных аудиторов. Применение системного аудиторского подхода  может обеспечивать эффективный  поиск оптимальных решений сложных  природоохранных проблем на разных уровнях – от обслуживания конкретного  предприятия до проведения региональных исследований и участия в выработке  национальной экологической политики и подготовке межгосударственных соглашений.

   Экологический аудит в контексте  международного сотрудничества 

   Международная кооперация применительно к экологическим  проблемам как никакая иная сфера  межгосударственного сотрудничества нуждается в независимой экспертизе. В этой связи широкое привлечение  к проведению предварительной оценки международных соглашений отечественных  аудиторских фирм способствовало бы упреждению многих природоохранных  проблем. Еще одним перспективным  направлением деятельности аудиторов  является проведение анализа экологического законодательства с целью противодействия  его «смягчению »на фоне возрастающего  давления лоббистов определенных экологически небезупречных проектов международного «разделения труда »в отношении  применения небезопасных технологий и  производства работ с вредоносными веществами.

   В идеале представляется целесообразным создание структуры типа Экологической  Палаты, которая могла бы на систематической  основе осуществлять политику защиты российских интересов в экологической  сфере, сотрудничать с передовыми международными общественными организациями и  координировать национальные и глобальные проекты. В рамках увязки таких проектов важно обеспечить приоритет национальных интересов при проведении экологического аудита.

   Дело  в том, что при решении некоторых  природоохранных задач у каждого  государства «своя рубашка ближе  к телу », и нам бы не хотелось ,к примеру, стать свалкой радио  активных отходов более процветающих стран. А эту опасность могут  в полной мере оценить только российские специалисты, сочетающие необходимые  профессиональные качества, опыт работы по природоохранной тематике на национальной территории с учетом местного законодательства, небезразличные к тому же к будущему своей страны. Кроме того, при  рассмотрении альтернативных путей  решения той или иной экологической  проблемы необходимо просчитывать общественную реакцию на различные варианты развития событий. При этом крайне важно учитывать психологическую составляющую, для адекватной оценки которой требуется понимание особенностей национального менталитета. В этом отношении отечественные специалисты также объективно более соответствуют характеру решаемых задач.

   Проведение  экологического аудита на раз Личных, более или менее масштабных уровнях  в настоящее время относится  к категории работ, осуществляемых далеко не каждой аудиторской фирмой даже из числа крупных. Вместе с тем  в природоохранной проблематике есть аспекты, которые могут затронуть  профессиональную деятельность любого аудитора при, казалось бы, не предвещавшей экологических затруднений рядовой  проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Вывод

   Исследование  сущности и содержания экологического аудита позволило сформулировать понятие  экологического аудита. Под экологическим  аудитом следует понимать основанную на принципах независимости, конфиденциальности, ответственности, документированности, освидетельствования, оценку соответствия заранее установленным критериям (требованиям) проверяемой хозяйственной  и иной деятельности (в том числе  системы управления охраной окружающей среды) в части воздействия на окружающую среду и ее объекты, и  подготовка рекомендаций в случае необходимости.

   Тесная  законодательная увязка экологического аудита с финансовым (общим) аудитом, необходима, прежде всего, для того, чтобы результаты экологического аудита могли непосредственным образом  оказывать влияние на извлечение экономических выгод и, таким  образом, расширять границы финансовых и капиталы, их вложений.

   Потенциал экологического аудита на современном  этапе реализуется далеко не в  достаточной степени. В целях  его наиболее полной реализации необходимо участие государства, которое должно выражаться в создании нормативной  базы, отвечающей потребностям данной эколого-правовой меры и устанавливающей  гарантии качественного его проведения; наделении специально уполномоченного  государственного органа в области  охраны окружающей среды функциями  в сфере экологического аудита; организации  и финансировании работ по созданию методической базы для проведения экологического аудита; создании условий, способствующих обучению квалифицированных кадров для проведения экологического аудита.

   Анализ  нормативной базы в исследуемой  области показал, что в настоящее  время отсутствует правовой механизм экологического аудита. В целях надлежащего  правового обеспечения деятельности в области экологического аудита представляется необходимым весь инструментарий, закрепленный Законом об аудиторской деятельности распространить на экологический аудит. Для этого необходимо ввести лицензирование, обязанность аттестации и ежегодного повышения квалификации экологических аудиторов, а также осуществление контроля за качеством экологического аудита со стороны специально уполномоченного государственного органа либо уполномоченной им организацией. В случае введения обязательного экологического аудита с целью обеспечения обязательной экоаудиторской проверки надлежащего объема и качества ввести обязанность экоаудиторской организации страховать риск ответственности за нарушение договора.

   Эффективность систем управления охраной окружающей среды, существующих в мировой практике, дает основание полагать о возможности  обязательного внедрения таких  систем на отдельных категориях организаций - природопользователей. В этом случае представляется целесообразным предусмотреть  правовое регулирование аудита системы  управления охраной окружающей среды, проводимого в форме оценки исходной ситуации и в форме сертификационного  аудита. 

 

   

   Список  литературы

Информация о работе Понятие и цели экологического аудита