Понятие и цели экологического аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 18:01, реферат

Описание работы

Экологическое аудирование может оказать решающее влияние на формирование и развитие рынка разнообразных экологических услуг в

Российской Федерации, включая услуги в области экологического менеджмента, экологической сертификации и страхования, финансово-экологического аудита, экологического консалтинга, образования и просвещения и др. Именно здесь творческий потенциал предпринимательства способен создать принципиально новые возможности и пути преодоления экологического кризиса в России.

Методы и средства, используемые в практике экоаудита, должны постоянно развиваться и совершенствоваться, что требует постановки и проведения соответствующих научно-методических и научно-исследовательских работ. В

России исследования в области экологического аудирования ведутся в ряде университетов и научных центров.

Содержание

Введение 2

Понятие и цели экологического аудита 4

Виды экологического аудита 6

Особенности аудиторского подхода к рассмотрению экологических проблем 11

Экологический аудит в контексте международного сотрудничества 13

Вывод 15

Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Понятие и цели экологического аудита.docx

— 71.24 Кб (Скачать)

   Содержание:

   Введение    2

   Понятие и цели экологического аудита   4

   Виды  экологического аудита   6

      Особенности аудиторского подхода  к рассмотрению экологических  проблем     11

   Экологический аудит в контексте международного сотрудничества  13

   Вывод    15

   Список  литературы   17 

 

   

   Введение 

   Промышленное  производство и предпринимательство  в XXI веке должны внести решающий вклад  в стабильное развитие как отдельных  стран, так и всего миррового  сообщества. Стабильное развитие предполагает возможности роста объектов промышленного  производства, повышение жизненного уровня людей при одновременном  сохранении и качественном улучшении  среды обитания.

   Особое  значение эти возможности приобретают  для России в условиях преодоления  длительного социально-экономического и экологического кризиса, связанного с изменением форм собственности  и власти в стране. Стабильное развитие нельзя свести только к решению отдельных  экономических, социальных или технологических  задач. Прежде всего здесь необходимо формирование и развитие новой промышленной экологической культуры и культуры предпринимательства, где охрана окружающей среды и рациональное использование  природных ресурсов рассматриваются  среди высших приоритетов.

   В промышленно развитых странах очевидные  результаты в решении экологических  проблем, в первую очередь на производственном уровне, связанных в последнее  время с развитием таких негосударственных  предпринимательских видов деятельности, как экологическое аудирование  и менеджмент.

   В России правовая и нормативная база экологического аудита только начинает формироваться.

   Экологическое аудирование способно сыграть исключительную роль в разрешении экологических  проблем, особенно в условиях выхода России из социально-экономического кризиса. Так, благодаря этому виду деятельности в относительно короткие сроки можно  добиться следующих результатов:

   . повысить эффективность использования  сырьевых и энергетических ресурсов, уменьшая тем самым отрицательное  воздействие действующего производства  на окружающую среду там, где  это сегодня возможно, главным  образом за счёт уже имеющихся методов и средств, а также за счёт методов и средств, не требующих значительных дополнительных затрат;

   . обосновать необходимость и возможность  концентрации усилий и средств  на наиболее приоритетных и  результативных в настоящее время  направлениях экологической деятельности, в том числе связанных с  приватизацией инвестициями в  экономика страны;

   . уменьшить экономические риски  и предотвратить развитие чрезвычайных  ситуаций.

   Экологическое аудирование может оказать решающее влияние на формирование и развитие рынка разнообразных экологических  услуг в

   Российской  Федерации, включая услуги в области  экологического менеджмента, экологической  сертификации и страхования, финансово-экологического аудита, экологического консалтинга, образования  и просвещения и др. Именно здесь  творческий потенциал предпринимательства  способен создать принципиально  новые возможности и пути преодоления  экологического кризиса в России.

   Методы  и средства, используемые в практике экоаудита, должны постоянно развиваться  и совершенствоваться, что требует  постановки и проведения соответствующих  научно-методических и научно-исследовательских  работ. В

   России  исследования в области экологического аудирования ведутся в ряде университетов  и научных центров. 
 
 
 
 
 
 
 

   Понятие и цели экологического аудита 

   Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных  воздействий, включая состояние  очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для  выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и  с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

   В научной литературе употребляется  также понятие экологического аудирования1, которое является синонимом экологического аудита.

   Экологический аудит как инструмент экологического права и охраны окружающей среды, достаточно развитый в мире, является пока еще новым для России. Пожалуй, у нас вряд ли найдется инвестиционная компания или банк, который, давая  предприятию кредит, изучает вероятность  инвестиционного риска с точки  зрения экологической защищенности той деятельности, которую ведет  потенциальный заемщик.

   На  современном этапе нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном  уровне почти отсутствуют. Упоминание об экологическом аудировании имеется  в Государственной программе  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. В соответствии с Государственной программой порядок  учета экологического фактора, условий  безопасного ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации государственных и муниципальных  предприятий, включая вопросы экологического аудирования, отражения в условиях конкурса и планах приватизации, предъявления требований по экологической санации  предприятий, установления льготной стоимости  природоохранного имущества, создания на предприятиях фондов экологической санации, должен устанавливаться Госкомимуществом и Минприроды России с учетом предложений соответствующих отраслевых министерств и ведомств.

   Экоаудит  упоминается также в постановлении  Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. «Об утверждении Положения о  лицензировании отдельных видов  деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности.

   Чтобы определить место экологического аудита в механизме права окружающей среды, нужно выяснить - применительно  к какой экологически значимой деятельности он проводится. Экологический аудит  проводится в процессе приватизации государственных и муниципальных  предприятий; при реализации процедуры  банкротства; при проведении обязательного  экологического страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями  инвестирования.

   С учетом видов деятельности, в рамках которых проводится экологический  аудит, определяются его содержание и цели. Преимущественно это:

  • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
  • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  • определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  • выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  • выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.
 

   Виды  экологического аудита и порядок его  проведения 

   В Российской Федерации предусматривается  проведение обязательного и добровольного  экологического аудита. Обязательный экологический аудит организуется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием  и охраной окружающей среды и  по своему характеру является государственным. Государственный экологический  аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий  и видов деятельности при:

   а) приватизации и банкротстве юридических  лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

   б) проведении экологического страхования  в целях определения ставки или  размера страховых платежей и (или) возмещений;

   в) кредитовании юридических лиц и  граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, государственными банками;

   г) оценке деятельности по ликвидации экологических  последствий аварий и стихийных  бедствий;

   д) принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и  гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных  объектов;

   е) выполнении международных обязательств Российской Федерации в области  природопользования и охраны окружающей среды;

   ж) в иных случаях, установленных Правительством РФ.

   Государственный экологический аудит является одной  из функций государственного управления природопользованием и охраной  окружающей среды. Он может проводиться  как подразделениями специально уполномоченного государственного органа в области экологического аудита, так и юридическими лицами или гражданами на основе лицензии, выданной специально уполномоченными на то государственными органами в установленном порядке. С учетом сложности работ право на проведение государственного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита.

   Целесообразность  проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических  лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной  организации работ по рациональному  природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности  на уровне, соответствующем требованиям  законодательства РФ, и в иных целях.

   Поэтому добровольный экологический аудит  может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и  иную деятельность, оказывающую воздействие  на окружающую среду, при изменении  собственника объекта, передаче объекта  в аренду, в залог, при необходимости  модернизации производственного и/или  технологического процессов и в  иных случаях.

   Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель  заинтересованы в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную  квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным  органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

   20-летний  мировой опыт свидетельствует,  что экологическое аудирование  имеет смысл, если оно проводится  прежде всего как добровольная  негосударственная деятельность («инициативный  аудит»). Проверка природоохранной  отчетности предприятий имеет  здесь вторичное значение. Главное  же - это аудиторские рекомендации  и предложения по улучшению  эффективности и инициированию  природоохранительной деятельности  предприятия, развитию системы  экологического контроля и управления.

   Задачи, которые решаются в процессе программ аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться  в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для  того, чтобы дать соответствующие  рекомендации.

   Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской  этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны  и не могут разглашаться без согласия заказчика.

   По  мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит в короткие сроки решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касающиеся:

  • разработки необходимых основ для повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и соответственно уменьшения отрицательного воздействия на природу;
  • обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;
  • предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработку предложений по их своевременному разрешению;
  • инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.2

Информация о работе Понятие и цели экологического аудита